В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, технология обучения, модуль, модульная учебная программа, модульное обучение, компетентность.
В настоящее время в Казахстане происходит переосмысление требований предъявляемых к подготовке кадров технического и обслуживающего труда и, следовательно, назревает необходимость обновления и совершенствование действующих нормативных документов, в том числе и образовательных программ, что в свою очередь требует от системы образования новых продуктивных подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов различного уровня квалификации. Поэтому преподавательскую деятельность сегодня следует рассматривать как применение надежных технологий, способных сделать образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из таких технологий является технология модульного обучения, целью которой является поэтапное повышение уровня качества процесса обучения на основе создания ориентированных на результат специальных программ. Отечественная и зарубежная практика подготовки квалифицированных кадров показывает перспективность модульной технологии обучения, обеспечивающей постепенное накопление знаний, переход к следующему уровню после полного усвоения предыдущего, активизацию самостоятельной работы обучающихся, индивидуальной темп обучения и обязательное самообразование, обучение в течение всей жизни.
Модульное обучение отличается от традиционного обучения, используемого в учебных заведениях, так как в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике [1, c. 3].
Центральным понятием в системе модульного обучения является понятие «модуль». Согласно определению ЮНЕСКО, модуль — «изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения с целью приобрести одно умение или группу умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью» [2].
Целью модульного обучения является создание гибких ооразовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса. По мнению В. Д. Симоненко, цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемой путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебнопознавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [1, c. 3].
Сущность модульного обучения в системе профессиональной подготовки состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц) и включающей в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения [3, c. 26]. В этом случае функции педагога сводятся к контролю, консультированию, координации действий по овладению информацией.
Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам. Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности.
Преимущество модульных программ обучения, основанных на компетенциях, состоит в том, что по мере изменений требований сферы труда в модули могут быть оперативно внесены необходимые изменения,также на основе различных комбинаций модулей можно формировать самые различные курсы обучения в зависимости от потребностей обучающихся, их исходного уровня образования и профессионального опыта.
Формирование модульных программ, основанных на компетенциях предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация о требованиях работодателей к умениям работников может быть получена из различных источников, например:
– анализа рынка труда;
– анализ работы (Глоссарий Терминов Обучения/Департамент занятости, 1978, Великобритания);
– анализ профессии;
– функциональный анализ.
Анализ трудовой деятельности, основанный на подходе «сверху» «вниз», предполагает использование методики функционального анализа, в основе которой лежат требования Национальной квалификационной системы (ИКС), Профессиональных стандартов, учитывающих уровень развития техники и технологии в соответствующей отрасли [3, c. 58].
На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила прошедшая в 1974 году в Париже конференция ЮНЕСКО, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структурообразования и профессионального обучения, способных приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Модульное обучение наилучшим образом отвечает этим требованиям, поскольку позволяет строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой (приспособленной к уровню их базовой подготовки) в оптимальном для себя темпе.
Одна из международных тенденций в образовании и обучении — разработка проекта модульной образовательной программы, в которой общий учебный план разделен на последовательные части (модули). Каждую из этих частей можно изучать, оценивать и сертифицировать отдельно.
В целом, модули обеспечивают более гибкую основу для создания учебного плана, и их можно объединять с использованием подхода стандартов, основанных на компетенциях, где стандарт преобразуется в учебный модуль. В разных странах используются различные системы обучения по модульным программам компетенций.
В начале 70-х одов ХХ в. Международная Организация Труда на основе собственных исследований и обобщения мирового опыта разработала и успешно внедряет во многих странах мира гибкую и эффективную систему профессионального обучения «Modules Employable Skills» что в переводе на русский язык означает Модули Трудовых Навыков (МОТ) [3,c. 13].
Ноу-хау такого подхода заключается в стандартизированном детально разработанном методе проектирования программ и учебных элементов для МТН-обучения. Подход к обучению на основе МТН — это метод организации профессионального обучения, который базируется на принципе учёта реального спроса на умения на рынке труда и реальных потребностей индивида в обучении.
Модульная система, разработанная шведской организацией Lernia SA, используется с 1960-х годов и широко принята и адаптирована в программах реформ профессионального образования. Модель Lernia SA была объединена с функциональным подходом, чтобы создать последовательную и всеобъемлющую систему для связи потребностей рынка труда с программами профессионального обучения. Hammerton Associates и Lernia SA работают вместе в международных проектах, занимающихся реформой профессионального образования с 2001г [3, c. 42].
Модульные учебные планы, основанные на компетенциях, много лет использовались в Швеции для структурирования профессионального образования и обучения, и Lernia SA (старое название — АМU и AmuGruppen) была первопроходцем в этой области. В настоящее время Lernia SA является самой крупной структурой, предоставляющей образовательные услуги в обучении и переподготовке взрослых в Швеции. В конце 1980-х годов Lernia SA разработала новую структуру для модульного обучения, основанного на компетенциях. Называемую «Industriteknisk Utbildung» (ITU) / Индустриально-техническое обучение (ИТО) и эта структура в дальнейшем разрабатывалась Ларсом Андерссоном и Бобом Мансфилдом [3,c. 14]. Объединение Функционального Анализа и структуры ИТО формируется основу для целестной структуры Стандартов основанных на компетенциях.
Когда эти две организации стали работать вместе, стало ясно, что эти два метода представляют собой чаши общих весов. На одной чаше весов находятся потребности рынка труда, анализ и структура которых сформулированы в «результат» при помощи методики Функционального Анализа. На другой чаше находится полная и детальная модель учебного плана, также основанная на ясных формулировках «результата», сгруппированных в Профиль Компетенции. Все это требовалось для того, чтобы оба метода «стали сбалансированными».
Литература:
- Самашова Г. Е. Возможности модульного обучения в подготовке рабочих кадров для предприятий Государственной программы индустриально-инновационного развития / Г. Е. Самашова, А. А. Толеукул // Вестник ЗКГУ. — 2017. — № 1 (65).
- «Википедия» свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модуль
- Смирнова Г. М., Кан Т. С., Готтинг В. В., Квитко Е. М., Акимбаева Г. М. Разработка модульных программ, основанных на компетенций специалиста: учебно-методическое пособие. — Караганда: ТОО «Арка и К», 2015. — 190 с.