В настоящее время мировая экономика приобретает новую конфигурацию, и регионализм, а также межрегионализм становятся доминирующими факторами развития мировой торговли, инвестиций, а также формирования потоков трудовой миграции. Эта тенденция не обошла и постсоветское пространство, где интеграционные процессы переходят на новый уровень, и ключевая роль в них отведена России.
Так, вступившим в силу 1 января 2015 года договором был создан Евразийский экономический союз, в который в настоящий момент входят Российская Федерация и Республики Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан. Нормативные акты подразумевают обеспечение в рамках Единого экономического пространства свобод движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [1].
На фоне политической и экономической напряжённости, связанной с санкциями со стороны США и ЕС, России необходимо рассматривать стратегическое партнёрство со странами, не разделяющими подобные настроения. В первую очередь, важно рассматривать взаимодействие между странами — участницами ЕАЭС. Кроме того, одним из стратегических направлений является партнёрство со странами Латинской Америки, в особенности с участницами МЕРКОСУР — локомотива интеграционных процессов в странах Южной Америки, особенности формирования которого по характеристике возникающих трудностей схожи с условиями протекания интеграционных процессов на Евразийском пространстве, что помогает сравнивать эти два блока стран и учитывать опыт МЕРКОСУР при оценке деятельности ЕАЭС.
Одной из ключевых перспектив ЕАЭС является формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов), что позволит вывести интеграцию на новый уровень с целью обеспечения устойчивого развития и энергетической безопасности стран — участниц Союза, более эффективного использования топливно-энергетического потенциала, а также повышения конкурентоспособности на глобальном энергорынке как ЕАЭС в целом, так и стран-участниц по отдельности. Отличительной особенностью общего рынка является сохранение национального государственного регулирования в странах — участницах интеграционного объединения [8].
Несмотря на некоторые разногласия в интересах участников в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе сотрудничество в энергетической сфере в рамках ЕАЭС может оказаться взаимовыгодным и открывает ряд возможностей, в том числе способность противостоять ценовым колебаниям и внешнему негативному воздействию, как случайного, так и спекулятивного характера [3]. По оценкам экспертов, совокупный эффект от создания общих рынков энергоресурсов может заключаться в увеличении объёмов взаимной торговли электроэнергией в 1,5–2,5 раза, а экспортного потенциала — в 2 раза. Планируемый синергетический эффект может быть оценен дополнительным приростом ВВП ЕАЭС на 7–7,5 миллиардов долларов [5].
Таким образом, можно говорить о высоком потенциале сотрудничества между странами ЕАЭС в энергетической сфере, но его реализация сопряжена с несовпадением интересов отдельных участников по ряду вопросов. Одним из таких вопросов является ценообразование на рынках электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, единое для участников Евразийской интеграции. Сюда же относится и установление единообразных технических стандартов. В то же время одним из главных факторов, приводящих к возникновению противоречий при формировании единой политики, является диспропорция в экономическом развитии государств — участников ЕАЭС и, как следствие, неравномерное распределение выгод от интеграции [11]. Также можно говорить о внешних факторах общего характера, оказывающих негативное воздействие на экономику каждой из стран-участниц: наблюдающийся в мировой экономике спад; дефляция на сырьевых рынках.
При анализе возможных путей решения перечисленных проблем имеет смысл рассматривать применение опыта общего рынка южноамериканских стран — МЕРКОСУР, объединившего Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай и Венесуэлу. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия [6]. Политическое и экономическое соглашение между странами было подписано весной 1991 года и в дальнейшем позволило не только преодолеть последствия мирового финансового кризиса быстрее других региональных интеграционных объединений, но и сформировать благоприятный инвестиционный режим. Положительный опыт МЕРКОСУР указывает на необходимость участия в формируемой региональной интеграции по меньшей мере двух экономически сильных стран, способных оказать поддержку более слабым партнёрам во время кризиса. Успешным примером может являться и создание Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР — наднационального перераспределительного фонда для сглаживания диспропорций в уровнях экономического развития участников интеграционной группировки и компенсации торгово-экономического баланса. Применительно к ЕАЭС, система наполнения такого фонда может осуществляться, по аналогии с МЕРКОСУР, по установленной квоте на инвестиции (например, по доле стран в экспорте Союза), а при отборе бенефициаров доля стран может быть обратно пропорциональна душевому ВВП [4]. Это проявление финансовой интеграции, а валютная, в свою очередь, заключается в проведении межстрановых безналичных расчётов в национальных валютах партнёров. На данную практику особо важно обратить внимание странам Евразийского экономического союза, поскольку формирование валютного союза в ближайшее время главам государств-участников видится неприемлемым.
В целом интеграция основывается на формировании общей инфраструктуры, а также совместных логистических решений. В первую очередь это касается энергетики. Как и в случае ЕАЭС, сотрудничество в области энергетики является одной из основополагающих движущих сил развития интеграции между странами МЕРКОСУР и имеет общие черты с энергетическим взаимодействием на Евразийском пространстве, среди которых, главным образом, можно выделить противостояние национальных и общерегиональных интересов, провоцирующие трудности формирования единых норм регулирования. Однако, взаимодополняемость рынков стран — участниц МЕРКОСУР определила особенности энергетической интеграции в странах Южного конуса.
Таким образом, важно принимать во внимание опыт формирования общих энергетических рынков МЕРКОСУР при рассмотрении аналогичных процессов в ЕАЭС, что объясняется сходством развития блоков. В свою очередь, имеет смысл рассматривать сотрудничество с Южноамериканским общим рынком с целью ответа на ряд современных вызовов. Так, научно-техническое сотрудничество способно стимулировать промышленное развитие стран МЕРКОСУР и диверсифицировать экспортную номенклатуру ЕАЭС. При этом основными целями такого взаимодействия являются уменьшение присутствия США и ЕС во внерегиональных торговых потоках, а также использования в качестве платёжного средства национальных валют для ускорения процесса дедолларизации.
Главы стран двух региональных интеграционных объединений уже рассматривают проекты Соглашения о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросом и Меморандума о взаимопонимании ЕАЭС и МЕРКОСУР, сотрудничество в рамках которых основано, главным образом, на принципах экономической взаимодополняемости. Так, например, свыше половины российского экспорта в страны Латинской Америки составляют удобрения, минералы и топливо, а обратный товаропоток состоит в основном из сельскохозяйственной продукции и компонентов для электроприборов. На первом этапе взаимодействие, очевидно, будет проходить в форме обмена информацией и опытом в создании интеграционных блоков, а далее возможны и более глубокие формы сотрудничества, вплоть до межконтинентальной экономической интеграции по аналогии с Трансатлантическим партнёрством Соединённых Штатов и ЕС. Такое сотрудничество может открыть для ЕАЭС доступ к рынку МЕРКОСУР с населением численностью примерно в 300 млн. человек, сосредоточившему около 35 % суммарного объёма торговли Латинской Америки. Что касается совместного рынка ЕАЭС и МЕРКОСУР, то его территория составит 33 млн. км2 с населением более 450 млн. человек и объёмом ВВП, равным 11,6 % от мирового [6].
Одной из ключевых сфер взаимодействия является энергетический сектор, и для оценки перспектив сотрудничества имеет смысл изучить энергорынки стран МЕРКОСУР. Наиболее крупные производители нефти в группе — Венесуэла и Бразилия. Их суммарная добыча нефти составляет чуть больше 6 % от мировой добычи нефти. Всего МЕРКОСУР добывает около 80 % нефти на территории Центральной и Южной Америки, а по доказанным ее запасам доля МЕРКОСУР составляет 95 % [10]. Анализируя доказанные запасы нефти стран-участниц блока, можно сделать вывод, что Венесуэла является абсолютным лидером — её доказанные запасы составляют 17,7 % от всей нефти в мире (Таблица 1).
Таблица 1
Доказанные запасы нефти стран— участниц МЕРКОСУР, 2015г. [10]
Страна |
Доказанные запасы (млрд. тонн) |
Доля вмире (%) |
Коэфф. Запасы/Добыча[1] |
Бразилия |
1,9 |
0,8 |
14,1 |
Аргентина |
0,3 |
0,1 |
10,2 |
Венесуэла |
47 |
17,7 |
313,9 |
Другие (включая Парагвай и Уругвай) |
0,1 |
0,1 |
10 |
При текущих среднегодовых объемах добычи в Венесуэле нефти хватит еще на 314 лет [10]. Венесуэла добывает нефти значительно больше, чем потребляет, поэтому основным источником валютных поступлений страны является её экспорт.
Кроме Венесуэлы в нефтяной отрасли следует отметить Бразилию, которая значительно нарастила объемы добычи нефти, даже в условиях кризиса (Рисунок 1). Это произошло благодаря обнаружению в Бразилии крупных нефтегазовых месторождений, благодаря чему, нефтегазовая промышленность Бразилии сейчас переживает экономический рост, который позволил стране выйти на третье место в Латинской Америке по добыче нефти после Мексики и Венесуэлы. В МЕРКОСУР Бразилия занимает второе место. Однако Бразилия стабильно потребляет больше нефти, чем добывает, в связи с чем является чистым импортером нефти, в том числе из Венесуэлы. В Бразилии также развито производство энергии из возобновляемых источников, в частности, из этанола, что является значительной статьей бразильского экспорта.
Рис. 1. Динамика объема добычи нефти в странах — участницах МЕРКОСУР в 2005–2015 гг., млн. тонн [10]
Анализируя обеспеченность стран природным газом, можно заметить некоторые диспропорции. Основными запасами газа в МЕРКОСУР обладают Венесуэла и Аргентина (Таблица 2). Также значимые месторождения есть в Бразилии и Чили, однако главным поставщиком газа на рынок блока выступает Боливия, хотя ее запасы значительно меньше венесуэльских.
Таблица 2
Доказанные запасы газа стран— участниц МЕРКОСУР, 2015г. [10]
Страна |
Доказанные запасы (трлн.м3) |
Доля вмире (%) |
Коэфф. запасы/добыча |
Бразилия |
0,4 |
0,2 |
18,5 |
Аргентина |
0,3 |
0,2 |
9,1 |
Венесуэла |
5,6 |
3,0 |
173,2 |
Другие (включая Парагвай и Уругвай) |
0,1 |
0,0 |
24 |
Важное место в электроэнергетике МЕРКОСУР занимает гидроэнергетика, в области которой одно из лидирующих мест занимает Бразилия. Основная доля электроэнергии страны производится на ГЭС, генерирующих 9 % от производимой гидроэнергии в мире. Кроме того, Венесуэла и Аргентина полностью удовлетворяют спрос на гидроэнергию внутри страны, а основными экспортерами данного ресурса в блоке являются Парагвай и Уругвай, которые поставляют на рынок МЕРКОСУР свыше 90 % электроэнергии, хотя производят значительно меньше Бразилии (Таблица 3).
Таблица 3
Производство энергии на ГЭС стран— участниц МЕРКОСУР в 2009–2015гг., млн. тонн нефтяного эквивалента [10]
Страна |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доля вмире, 2015 год (%) |
Бразилия |
88,5 |
91,3 |
96,9 |
94 |
88,5 |
84,5 |
81,7 |
9 |
Аргентина |
9,3 |
9,2 |
9 |
8,4 |
9,3 |
9,3 |
9,6 |
1,1 |
Венесуэла |
19,4 |
17,3 |
18,8 |
18,5 |
18,9 |
16,7 |
17,3 |
1,9 |
Другие (включая Парагвай и Уругвай) |
19,2 |
20,2 |
20,6 |
21,3 |
22 |
20,9 |
20,7 |
2,3 |
Таким образом, авторами выделен ряд возможностей для укрепления взаимодействия между интеграционными блоками. Во-первых, ЕАЭС и МЕРКОСУР, в частности, Россия и Венесуэла, взаимодействуя в нефтегазовой сфере, смогут более активно влиять на повышение мировых цен на нефть, поскольку их общие нефтяные ресурсы составляют 23,7 % от мировых запасов, а газа — 20 % от мировых запасов [10].
Во-вторых, следует обратить внимание на развитие атомной энергетики. Возможности есть, и первые шаги к взаимодействию ЕАЭС и МЕРКОСУР в области атомной энергетики уже сделаны. В 2014 году Россия и Аргентина подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях [2]. Важной предпосылкой заключения данного договора являлся тот факт, что более 20 % электроэнергии в Аргентине производится на российском оборудовании, а имеющиеся планы могут увеличить данный показатель.
Наконец, некоторые договорённости об участии России в реализации стратегических инвестиционных проектов в энергетическом секторе Южноамериканского общего рынка уже достигнуты, и важно выделять проекты Национального нефтяного консорциума (в состав которого входят «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз»), реализуемые с участием компаний из Венесуэлы, Аргентины и Бразилии. Так, например, в Аргентине российская сторона принимает участие в освоении крупнейшего месторождения сланцевых газов «Вака Муэрте» (Газпром), в строительстве «под ключ» АЭС «Атуча» (Росатом) и гидроэнергетического комплекса «Чиуидо» (ИнтерРАО) — крупной станции мощностью 637 Мвт. и стоимостью 2,2 млрд. долл., планируемой к строительству совместно с консорциумом аргентинских строительных фирм во главе с «Helport S. A». [9]. Также в Аргентине и Венесуэле существует необходимость в нефтедобывающем оборудовании.
Перечисленные меры характеризуют новую, возрастающую роль Латинской Америки во внешнеэкономической политике ЕАЭС и России в частности. Страны Евразийской интеграции могут извлечь заметную выгоду от поддержания и развития отношений с Латинской Америкой в вопросах экономического сотрудничества и политического взаимодействия. Для этого важна подготовка юридически обязывающего соглашения между двумя блоками и готовность институционализировать отношения по линии ЕАЭС-МЕРКОСУР.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе. — Редакция, действующая с 1.10.15
- Документы, подписанные по итогам российско-аргентинских переговоров // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4736/print (дата обращения: 12.07.2014)
- Интеграционный барометр ЕАБР — 2015 (четвертая волна измерений). Аналитическое резюме // Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015. — 44 с. — С. 11–13.
- К вопросу о перспективах создания перераспределительного фонда для сглаживания экономического неравенства в ЕАЭС. Чупина Д. А. / Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения // Проблемы современной экономики, 2015. — № 2 (54). — 401 с. — С. 41–44
- Киловатт без барьеров. Министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров // Российская Бизнес-газета. — № 993 (14)
- МЕРКОСУР и новые горизонты. Хейфец В. // SPIEFReview, июнь 2015. — 101 с. — С. 82–85
- МЕРКОСУР поставил Венесуэле ультиматум для выполнения условий членства// Агентство экономической информации Прайм: [сайт]. URL: https://1prime.ru/energy/20160914/826506710.html (дата обращения: 14.09.2016)
- Общий рынок газа Евразийского экономического союза: исходные предпосылки и перспективы формирования. Еремин С. В. // Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы /Отв. ред. С. В. Жуков. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 186 с. — С. 37–45
- Россия и Латинская Америка на фоне западных санкций // д.э.н., руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Яковлев Пётр Павлович: [сайт]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossija_i_latinskaja_amerika_na_fone_zapadnyh_sankcij_2015–03–10.htm (дата обращения: 10.03.2015)
- BP Statistical Review of World Energy, June 2016: [сайт]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf (дата обращения: 5.11.2016)
- LA UNIÓN ECONÓMICA EUROASÍATICA: EL NACIMIENTO DE UN NUEVO ACTOR REGIONAL EN UN MUNDO GLOBALIZADO. Dr. Francisco Eduardo Haz Gómez // Universidade da Coruña, 30.06.2016. — 15 p.
[1]Коэффициент «запасы/добыча» показывает, во сколько раз запасы превышают среднегодовой объем добычи. Фактически, данный коэффициент показывает, на какое количество лет хватит ресурса при неизменных объемах добычи.