В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность и жизнеспособность многих отечественных предприятий, так же, любой бизнес подразумевает доставку товаров, сырья, инструментов, что становится невозможным без перевозок, в том числе железнодорожных. Поэтому железнодорожные перевозки можно назвать ключевой частью бизнес инфраструктуры. Россия является самой большой страной в мире, и имеет развитую структуру железных дорог, как правило, это самый выгодный и приемлемый способ перевозки в нашей стране.
Ключевые слова: железнодорожные перевозки, РЖД, транспортная система, эффективность.
Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Длина железных дорог в нашей стране (87 тыс. км.) меньше чем в Канаде и США, однако работа, которая ими выполняется, больше, чем в иных странах мира, в связи с этим следует уделять значительное внимание качеству и состоянию железнодорожных линий [4].
Основное назначение железных дорог России — это необходимость обеспечить прочную транспортную взаимосвязь европейской части нашей страны с восточными районами. Необходимо заметить, что основные транспортные линии перегружены. Средняя скорость перемещения на железных дорогах примерно 30 км/ч и непрерывно понижается. Особо интенсивная и разветвленная сеть железных путей находится в европейской области России.
Установлено, что железные дороги Российской Федерации, которые располагают 11–12 % общей протяженности железных дорог всего мира, осуществляют свыше 50 % грузооборота железных дорог. Превосходство железнодорожного транспорта составляет независимость от природной среды (строительство железных дорог возможно практически на любой местности, вероятность бесперебойно выполнять перевозки в любое время года, в отличие от речного вида транспорта). Рентабельность железнодорожного вида транспорта оказывается ещё более явной, если принять во внимание такие его достоинства, как большие скорости подвижного вагонопотока, многофункциональность, умение осваивать грузопотоки в действительности любой мощности (около 75–80 млн. т. в год в одном направление), что в несколько раз больше чем у иных типов транспорта. В числе имеющихся показателей более точно определяют уровень мобильности железнодорожного транспорта такие: своевременность доставки грузов, удовлетворение нужд народного хозяйства в грузоперевозках за определенный отрезок времени, оборот вагона, техническая и участковая скорость, коэффициент участковой скорости, сколько в среднем простаивает вагон под одной грузовой операции. В пассажирских перевозках большое значение имеют такие показатели, как соблюдение расписания и графика движения, осуществление плана пассажирских перевозок [3].
В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок превышает 80 %, значимость железных дорог очень велика при перевозках грузов на длинные расстояния. Для подавляющего большинства отправителей больших грузов (таких как лесные грузы, уголь, руды, строительные материалы и пр.) транспортировка по железной дороге оказывается единственно выгодной альтернативой.
Невзирая на то, что по многочисленным показателям (например, как интенсивность движения, грузооборот и т. п.) железные дороги Российской Федерации не уступают или даже обгоняют железные дороги иных стран, этому сектору требуется реформирование.
Главными трудностями системы железных дорог являются малоэффективная система регулирования, большой износ инфраструктуры, а также подвижного состава, отсутствие конкуренции и необходимого объема инвестиций, в том числе большие социальные расходы.
Железные дороги — это значительная государственная монополия в Российской Федерации. Железнодорожная отрасль, согласно различным анализам, имеет от 4 % до 15 % всех основных средств производства в российской экономике, в этой отрасли работает 1,2 миллиона человек. Железнодорожный транспорт считается в целом рентабельным, однако пассажирские перевозки (и в особенности пригородные) являются невыгодными. Убытки, которые приносят пассажирские перевозки, покрываются за счет прибыли от грузовых операций. Главными потребителями услуг железных дорог являются производители массовых грузов (строительных материалов, угля, цветных и черных металлов и пр.). Потребность их на услуги железнодорожного транспорта высока, среднее расстояние перевозок данных грузов такое большое, что грузоотправители на практике не имеют никакой альтернативы: автомобильный транспорт является очень дорогим при перевозках на длинные расстояния, однако водный транспорт может составлять конкуренцию с железнодорожным лишь на определенных маршрутах и то лишь во время навигации.
В данное время отрасль испытывает инвестиционный кризис. Однако объем инвестиций в предыдущие несколько лет составил приблизительно 100 миллиардов рублей в год, но износ подвижного состава и инфраструктуры не перестает расти. Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.
Железные дороги считаются основным звеном транспортной системы России, важным компонентом производственной инфраструктуры. Однако, к большому сожалению, приток инвестиции в этот вид транспорта сильно уменьшился, более всего в 1991–1998 гг., в это время они сократились более чем в 4 раза. Итогом уменьшения объема инвестиций стал рост морального и физического износа основных производственных фондов отрасли, он по состоянию на 1 января 2002 г. превысил 56 %.
Поступление инвестиций в железнодорожный транспорт требуется для решения основных задач, в числе которых нужно особо подчеркнуть:
– замену изношенных и выбывающих основных производственных фондов;
– повышение качества транспортного обслуживания, увеличение сервисных услуг;
– увеличение степени безопасности работы железнодорожного транспорта;
– повышение эффективности работы транспорта в результате введения ресурсосберегающих технологий и модернизации эксплуатационной работы сети железных дорог;
– увеличение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем и международном рынке транспортных услуг;
– расширение информатизации, телекоммуникаций и связи для организации единого информационного пространства.
Опираясь на выводы отраслевой науки и независимых организаций, которые имеют большой опыт работы на международных рынках, можно заявить, что только для того, чтобы возобновить основные фонды нужны инвестиции на ближайшие пять лет в сумме не менее 1130 млрд. рублей или приблизительно 225 млрд. рублей ежегодно [2].
До настоящего времени главным источником инвестиций в отрасль являлись собственные средства предприятий федерального железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт был областью деятельности, которая не очень привлекала инвесторов. Возникшая структурная реформа по всей видимости сильно изменит существующую ситуацию в наилучшую сторону. В МПС России при создании инвестиционных программ вводится необходимое правило конкурсности распределения ограниченных инвестиционных ресурсов. Большое внимание предоставляется обеспечению закупок технических средств и материальных ресурсов, которые необходимы для реализации инвестиционных программ, путем механизма тендеров и конкурсных торгов.
Вместе с тем, к проблематичным вопросам относится соотношение настоящего железнодорожного законодательства с имеющимся законодательством о техническом регулировании. Зафиксированная федеральным законом о железнодорожном транспорте в России полномочия федеральных органов исполнительной власти по изданию нормативно-технических актов вступает в разногласие с федеральным законом о техническом регулировании.
Слабые темпы развития железнодорожного транспорта, равным образом, сдерживают развитие ряда иных отраслей. Например, малая разветвленность сети железных дорог и очень слабое обновление железнодорожного транспорта серьезно тормозит формирование лесной отрасли России. 70 % процентов лесных запасов страны не могут быть в данный момент времени освоены из-за инфраструктурных ограничений.
Конечно, железнодорожный транспорт требуется развивать, иначе отказ от этого может привести к сильному замедлению темпов экономического развития в России. Для того, чтобы не допустить подобного, была подготовлена государственная Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на предельно возможную перспективу-до 2030 г.
Смыслом стратегии формирования железнодорожного транспорта России является транспортное обеспечение ускоренного экономического роста в Российской Федерации на базе эффективного развития и усовершенствовании железнодорожного транспорта, что гарантирует единство экономического пространства России и исполнение конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение большой конкурентоспособности транспортной системы.
Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной системы России и во взаимодействии с организациями иных видов транспорта должен качественно и своевременно обеспечивать потребности юридических, физических лиц и государства.
В условиях непрерывно растущего спроса на более качественные услуги железнодорожного транспорта следует не только справиться с нарастающим износом основных фондов, но и также обеспечить условия для осуществления новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.
Вместе с тем, необходимо создать транспортную доступность современных месторождений и перспективных производственных районов, на практике обустроить малоосвоенные территории страны.
Для формирования и модернизации отрасли нужно привлечь значительные инвестиционные ресурсы, использовав механизмы частно-государственного партнерства. Данное потребует дополнительные шаги по укреплению Инвестиционного фонда, по его дальнейшему наполнению.
В том числе желательно повышение капитализации непосредственно самой компании ОАО «РЖД», расширив ее рыночные возможности, в том числе посредством организации дочерних компаний и вывода акций данных компаний на фондовый рынок.
Удачный результат инвестиционной политики будет обусловлен эффективностью будущей модели рынка транспортных услуг. Для того, чтобы достичь эти цели, уже в настоящее время необходимо заложить условия для достойной конкуренции в различных областях железнодорожного бизнеса.
Литература:
- Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 228 с.
- Грищенко В. И. Логистика инноваций в системе образования: проблемы и перспективы/ Грищенко В. И., Архипова А. И.// Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Новосибирск, 2015 г.
- Транспортная логистика: учебно-методическое пособие для вузов / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. — Минск: БНТУ, 2015. — 377 с.
- Щербанин, Юрий Алексеевич. Основы логистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080506 «Логистика», 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция (торговое дело)» / Ю. А. Щербанин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 320 с.