Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.01.2018

Статья просмотрена: 4457 раз

Библиографическое описание:

Семина, А. Ю. Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России / А. Ю. Семина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47664/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность и жизнеспособность многих отечественных предприятий, так же, любой бизнес подразумевает доставку товаров, сырья, инструментов, что становится невозможным без перевозок, в том числе железнодорожных. Поэтому железнодорожные перевозки можно назвать ключевой частью бизнес инфраструктуры. Россия является самой большой страной в мире, и имеет развитую структуру железных дорог, как правило, это самый выгодный и приемлемый способ перевозки в нашей стране.

Ключевые слова: железнодорожные перевозки, РЖД, транспортная система, эффективность.

Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Длина железных дорог в нашей стране (87 тыс. км.) меньше чем в Канаде и США, однако работа, которая ими выполняется, больше, чем в иных странах мира, в связи с этим следует уделять значительное внимание качеству и состоянию железнодорожных линий [4].

Основное назначение железных дорог России — это необходимость обеспечить прочную транспортную взаимосвязь европейской части нашей страны с восточными районами. Необходимо заметить, что основные транспортные линии перегружены. Средняя скорость перемещения на железных дорогах примерно 30 км/ч и непрерывно понижается. Особо интенсивная и разветвленная сеть железных путей находится в европейской области России.

Установлено, что железные дороги Российской Федерации, которые располагают 11–12 % общей протяженности железных дорог всего мира, осуществляют свыше 50 % грузооборота железных дорог. Превосходство железнодорожного транспорта составляет независимость от природной среды (строительство железных дорог возможно практически на любой местности, вероятность бесперебойно выполнять перевозки в любое время года, в отличие от речного вида транспорта). Рентабельность железнодорожного вида транспорта оказывается ещё более явной, если принять во внимание такие его достоинства, как большие скорости подвижного вагонопотока, многофункциональность, умение осваивать грузопотоки в действительности любой мощности (около 75–80 млн. т. в год в одном направление), что в несколько раз больше чем у иных типов транспорта. В числе имеющихся показателей более точно определяют уровень мобильности железнодорожного транспорта такие: своевременность доставки грузов, удовлетворение нужд народного хозяйства в грузоперевозках за определенный отрезок времени, оборот вагона, техническая и участковая скорость, коэффициент участковой скорости, сколько в среднем простаивает вагон под одной грузовой операции. В пассажирских перевозках большое значение имеют такие показатели, как соблюдение расписания и графика движения, осуществление плана пассажирских перевозок [3].

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок превышает 80 %, значимость железных дорог очень велика при перевозках грузов на длинные расстояния. Для подавляющего большинства отправителей больших грузов (таких как лесные грузы, уголь, руды, строительные материалы и пр.) транспортировка по железной дороге оказывается единственно выгодной альтернативой.

Невзирая на то, что по многочисленным показателям (например, как интенсивность движения, грузооборот и т. п.) железные дороги Российской Федерации не уступают или даже обгоняют железные дороги иных стран, этому сектору требуется реформирование.

Главными трудностями системы железных дорог являются малоэффективная система регулирования, большой износ инфраструктуры, а также подвижного состава, отсутствие конкуренции и необходимого объема инвестиций, в том числе большие социальные расходы.

Железные дороги — это значительная государственная монополия в Российской Федерации. Железнодорожная отрасль, согласно различным анализам, имеет от 4 % до 15 % всех основных средств производства в российской экономике, в этой отрасли работает 1,2 миллиона человек. Железнодорожный транспорт считается в целом рентабельным, однако пассажирские перевозки (и в особенности пригородные) являются невыгодными. Убытки, которые приносят пассажирские перевозки, покрываются за счет прибыли от грузовых операций. Главными потребителями услуг железных дорог являются производители массовых грузов (строительных материалов, угля, цветных и черных металлов и пр.). Потребность их на услуги железнодорожного транспорта высока, среднее расстояние перевозок данных грузов такое большое, что грузоотправители на практике не имеют никакой альтернативы: автомобильный транспорт является очень дорогим при перевозках на длинные расстояния, однако водный транспорт может составлять конкуренцию с железнодорожным лишь на определенных маршрутах и то лишь во время навигации.

В данное время отрасль испытывает инвестиционный кризис. Однако объем инвестиций в предыдущие несколько лет составил приблизительно 100 миллиардов рублей в год, но износ подвижного состава и инфраструктуры не перестает расти. Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.

Железные дороги считаются основным звеном транспортной системы России, важным компонентом производственной инфраструктуры. Однако, к большому сожалению, приток инвестиции в этот вид транспорта сильно уменьшился, более всего в 1991–1998 гг., в это время они сократились более чем в 4 раза. Итогом уменьшения объема инвестиций стал рост морального и физического износа основных производственных фондов отрасли, он по состоянию на 1 января 2002 г. превысил 56 %.

Поступление инвестиций в железнодорожный транспорт требуется для решения основных задач, в числе которых нужно особо подчеркнуть:

– замену изношенных и выбывающих основных производственных фондов;

– повышение качества транспортного обслуживания, увеличение сервисных услуг;

– увеличение степени безопасности работы железнодорожного транспорта;

– повышение эффективности работы транспорта в результате введения ресурсосберегающих технологий и модернизации эксплуатационной работы сети железных дорог;

– увеличение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем и международном рынке транспортных услуг;

– расширение информатизации, телекоммуникаций и связи для организации единого информационного пространства.

Опираясь на выводы отраслевой науки и независимых организаций, которые имеют большой опыт работы на международных рынках, можно заявить, что только для того, чтобы возобновить основные фонды нужны инвестиции на ближайшие пять лет в сумме не менее 1130 млрд. рублей или приблизительно 225 млрд. рублей ежегодно [2].

До настоящего времени главным источником инвестиций в отрасль являлись собственные средства предприятий федерального железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт был областью деятельности, которая не очень привлекала инвесторов. Возникшая структурная реформа по всей видимости сильно изменит существующую ситуацию в наилучшую сторону. В МПС России при создании инвестиционных программ вводится необходимое правило конкурсности распределения ограниченных инвестиционных ресурсов. Большое внимание предоставляется обеспечению закупок технических средств и материальных ресурсов, которые необходимы для реализации инвестиционных программ, путем механизма тендеров и конкурсных торгов.

Вместе с тем, к проблематичным вопросам относится соотношение настоящего железнодорожного законодательства с имеющимся законодательством о техническом регулировании. Зафиксированная федеральным законом о железнодорожном транспорте в России полномочия федеральных органов исполнительной власти по изданию нормативно-технических актов вступает в разногласие с федеральным законом о техническом регулировании.

Слабые темпы развития железнодорожного транспорта, равным образом, сдерживают развитие ряда иных отраслей. Например, малая разветвленность сети железных дорог и очень слабое обновление железнодорожного транспорта серьезно тормозит формирование лесной отрасли России. 70 % процентов лесных запасов страны не могут быть в данный момент времени освоены из-за инфраструктурных ограничений.

Конечно, железнодорожный транспорт требуется развивать, иначе отказ от этого может привести к сильному замедлению темпов экономического развития в России. Для того, чтобы не допустить подобного, была подготовлена государственная Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на предельно возможную перспективу-до 2030 г.

Смыслом стратегии формирования железнодорожного транспорта России является транспортное обеспечение ускоренного экономического роста в Российской Федерации на базе эффективного развития и усовершенствовании железнодорожного транспорта, что гарантирует единство экономического пространства России и исполнение конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение большой конкурентоспособности транспортной системы.

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной системы России и во взаимодействии с организациями иных видов транспорта должен качественно и своевременно обеспечивать потребности юридических, физических лиц и государства.

В условиях непрерывно растущего спроса на более качественные услуги железнодорожного транспорта следует не только справиться с нарастающим износом основных фондов, но и также обеспечить условия для осуществления новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.

Вместе с тем, необходимо создать транспортную доступность современных месторождений и перспективных производственных районов, на практике обустроить малоосвоенные территории страны.

Для формирования и модернизации отрасли нужно привлечь значительные инвестиционные ресурсы, использовав механизмы частно-государственного партнерства. Данное потребует дополнительные шаги по укреплению Инвестиционного фонда, по его дальнейшему наполнению.

В том числе желательно повышение капитализации непосредственно самой компании ОАО «РЖД», расширив ее рыночные возможности, в том числе посредством организации дочерних компаний и вывода акций данных компаний на фондовый рынок.

Удачный результат инвестиционной политики будет обусловлен эффективностью будущей модели рынка транспортных услуг. Для того, чтобы достичь эти цели, уже в настоящее время необходимо заложить условия для достойной конкуренции в различных областях железнодорожного бизнеса.

Литература:

  1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 228 с.
  2. Грищенко В. И. Логистика инноваций в системе образования: проблемы и перспективы/ Грищенко В. И., Архипова А. И.// Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Новосибирск, 2015 г.
  3. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие для вузов / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. — Минск: БНТУ, 2015. — 377 с.
  4. Щербанин, Юрий Алексеевич. Основы логистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080506 «Логистика», 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция (торговое дело)» / Ю. А. Щербанин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, перевозка, подвижной состав, Россия, транспортная система, техническое регулирование, транспортная система России, участковая скорость.


Похожие статьи

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов

Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств ...

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

В данной статье рассматривается актуальность грузовых и пассажирских перевозок, их значение в жизни общества, а также тенденции их развития.

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Похожие статьи

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Становление и развитие норм международного права о перевозке пассажиров и грузов

Транспорт связывает воедино факторы производства в сложную сеть взаимоотношений между производителями и потребителями. В результате, как правило, происходит более эффективное разделение производства за счет использования преимуществ, а также средств ...

Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок

В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен ка...

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

В данной статье рассматривается актуальность грузовых и пассажирских перевозок, их значение в жизни общества, а также тенденции их развития.

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Задать вопрос