Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комаровская, А. И. Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология / А. И. Комаровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47690/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленности студентов-психологов о сфере применения техник НЛП и о склонности к влиянию на другого человека. Выявлен профессиональный интерес и стремление к ознакомлению с НЛП на специальных курсах.

Ключевые слова:Нейро-Лингвистическое Програмирование, эффективная коммуникация, дополнительные курсы.

Нейро-Лингвистическое Программирование (далее – НЛП) – направление современной практической психологии, которое обращено: к разработке новых подходов к обучению, к развитию многих скрытых способностей человека, к выявлению наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей, к повышению личностной эффективности в профессиональной деятельности [1]. Ценность НЛП для начинающего клинического психолога – в освоении области работы с человеческой психикой, практики выработки определенной стратегии поведения – желательной для конкретного человека или окружения. НЛП ведет свое начало с конца XIX века. В России впервые стало известно благодаря докладу Владимира Михайловича Бехтерева «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» [2]. На трудах В. М. Бехтерева основаны различные психотерапевтические подходы, осуществляющие лечение неврозов и зависимостей, в частности, психологическое консультирование и сопровождение клиентов с использованием техник НЛП. Специфичным представлением в НЛП-консультировании является принцип определения, что каждый человек обладает внутренними ресурсами для решения собственных проблем [3]. В практике психоконсультирования НЛП применяется многими специалистами для установления и осуществления эффективной коммуникации в системе «Психолог – Клиент» [4]. Техники НЛП применимы при профилактике, коррекции и реабилитации пациентов больных алкогольной зависимостью. Использование техник НЛП позволяет провести «перепрограммирование» (точнее – само-программирование) зависимых от алкоголя пациентов на новые, более адаптивные модели поведения на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний [5, c. 256]. В ходе исследования А. Г. Коровникова, Е. Л. Иванова и П. Г. Брыжахина [6], обнаружено, что «применение НЛП для лечения и реабилитации, зависимых от алкоголя пациентов, приводит к повышению эффективности терапии и увеличению показателя ремиссии». Они установили, что применение технологий нейролингвистического программирования повышает эффективность стационарного лечения и реабилитации больных, алкогольной зависимостью, в сравнении с традиционным лечением, что проявляется увеличением показателя ремиссии среди пролеченных пациентов. В практике клинического психолога применимо использование техник НЛП в помощи клиенту для получения желаемого результата без излишних временных и энергетических затрат.

В нашем исследовании рассматривались две задачи: изучение осведомленности обучающихся о технике НЛП в практическом профессиональном применении; определение склонностей студентов – будущих клинических психологов – к применению методов убеждения и влияния на клиента.

Исследование проводилось среди студентов с 1 по 6 курс, обучающихся по специальности «Клиническая психология» в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, приняли участие 47 человек. Возраст респондентов от 17 до 24 лет.

Результаты социально-психологического анкетирования отражают представления об НЛП и возможностях его практического применения: 75% студентов имеют представления о случаях эффективного применения НЛП в психологическом консультировании; 68% респондентов считают, что способность к влиянию на другого человека является профессионально важной для клинического психолога, однако только 6% обучающихся безоговорочно допускают манипулирование чувствами и поведением клиента в психологическом консультировании; наряду с этим 90% опрошенных согласны с тем, что существуют речевые конструкции, которые программируют поведение человека; около 77% студентов одобрили идею проведения ознакомительного курса по НЛП в рамках высшего образования клинических психологов.

Результаты тестирования методикой «Умеете ли Вы влиять на других людей» отображают практическое применение некоторых техник НЛП и позволяют оценить, насколько часто участники исследования, сами того не замечая, манипулируют или оказывают достаточное влияние на окружающих людей. Тест представлен 13 вопросами, на которые следует отвечать «да» или «нет».

Большинство студентов начального обучения (первого и второго курсов) знакомы с аббревиатурой НЛП. 57,1% респондентов утверждают, что умеют влиять на других людей. Больше половины опрашиваемых не думают об освоении техники, при том: 75% осознают значимость манипулирования другими в нашей профессии, то же количество не против проведения ознакомительных занятий этой методики студентам, и они же допускают манипулирование чувствами и поведением клиента в консультировании. По результатам второго теста студенты начального обучения обладают великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, наставлять на путь истинный. Верными вариантами ответа в среднем были представлены 10 из 13.

Студенты среднего этапа обучения (третий и четвертый курс специализации) больше проинформированы о значении и применении НЛП. Результаты вопросов о представлении работы НЛП-мастера в процентном соотношении схожи с результатами опроса начальных курсов. Аналогично больше половины студентов разделяют факт необходимости способности влияния в профессии клинического психолога. Можно выделить, больший процент студентов, заинтересованных в изучении техники – 73,9% за ввод дополнительных занятий, 43,5% хотели бы освоить ее. С небольшим перевесом, большинство студентов можно отнести к категории людей, которые умеют влиять на других, управлять ими. Третий и четвертый курс избрали нужный вариант в 8 вопросах из 13.

У студентов преддипломных и дипломных курсов замечена большая осведомленность (больше 60%): что такое НЛП, представление о том, в каких случаях консультирования оно допустимо, могут ли они сами влиять на других. Больше 80% допускают манипулирование чувствами клиента в психологическом консультировании и считают, что необходимо проводить ознакомительные занятия. 61,5% респондентов относят способность влияния на человека к профессионально важному качеству клинического психолога. Большинство студентов пятого и шестого курса обучения по специальности «Клиническая психология» из категории положительных на формулировку теста вопросов, выбрали только 4 подобных ответа. Это значит, что подавляющая часть студентов, хотя часто и бывает права, убедить в этом окружающих им не удается.

Студенты, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» показали осведомленность о практическом применении техник НЛП. Студенты старших курсов, таких как четвертый, пятый и шестой, в своих ответах дают более точные определения и сферы применения НЛП, что говорит об их информированности, возможном опыте практики с этим методом. Есть часть испытуемых, которые честно признают, что не имеют представления о подобном методе работы. Однако больше половины респондентов поддержали предложение введения ознакомительного курса об изучении приемов НЛП в рамках учебной программы, по большей части это представители старших курсов. Из вышесказанного можно сделать заключение о сформированности представления данного метода и дальнейшей заинтересованности у студентов всех курсов в формировании способности влияния. Большинство опрошенных 1-4 курсов склонны к влиянию на другого человека, управлению его поведением. Студенты 5-6 курсов оказались не способны вести людей за собой. Возможно, это обусловлено тем, что в процессе обучения они приспособились к тому, что жизнь должна быть подчинена строгой дисциплине вследствие чего ход всех событий уже кажется предсказуемым и незачем заниматься переубеждением. Участники пилотного исследования больше ориентируются в теоретических знаниях об убеждении людей и значимости подобных знаний, чем в применении методов влияния на окружающих на непосредственной практике. Некоторые студенты старших курсов уже наблюдали применение техник НЛП-мастером и имеют представление о том, в каких случаях психологического консультирования применение НЛП допустимо.

Результаты исследования показывают, что возможно рекомендовать в процессе обучения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» специального курса по ознакомлению с техниками НЛП в практике клинического психолога для расширения профессионального кругозора будущих специалистов.

Литература:

  1. Герасимов А. В. НЛП в рамках психотерапии. «Питер», 1997.
  2. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия [Электронный ресурс] // StudFiles.net.
  3. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НЛП-практик. М., 2009.
  4. Гитман А. В. Техники НЛП в процессе психологического консультирования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 24. 2016. e-koncept.ru.
  5. Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: «КСП+», – 2003. – 256 с.
  6. Коровников А. Г., Иванов Е. Л., Брыжахин П. Г. Сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных методов лечения и реабилитации больных алкогольной зависимостью // Наука и здравоохранение, № 5. 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): клинический психолог, психологическое консультирование, большинство студентов, использование техник, курс, манипулирование чувствами, студент, алкогольная зависимость, высшее образование, начальное обучение.


Ключевые слова

эффективная коммуникация, Нейро-Лингвистическое Програмирование, дополнительные курсы

Похожие статьи

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Похожие статьи

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Обучение коммуникации на английском языке студентов юридического профиля

В статье рассматривается один из аспектов обучения будущих юристов: развитие коммуникативных умений студентов в рамках предмета «Деловой иностранный язык в сфере юриспруденции». Предлагаются примерные направления языковой деятельности, целесообразные...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза

В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Задать вопрос