В статье рассматривается правовое положение международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, действующего по всему миру, его члены принимают участие в различных миротворческих миссиях, Красный крест и его комитет выступает за развитие норм гуманитарного права в отношении женщин детей и пленных.
Ключевые слова: принципы действия гуманитарного права, Красный Крест, нормы гуманитарного права современность международный комитет Красного Креста.
The article examines the legal status of the international Red Cross movement and the Red Crescent acting around the world, its members participate in various peacekeeping missions, the Red Cross and its committee advocates the development of humanitarian law norms for women of children and prisoners.
Keywords: principles of humanitarian law, Red Cross, norms of humanitarian law, modern international committee of the Red Cross.
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца — одно из самых больших гуманитарных движений в мире, также известное как — международный Красный Крест.
Международное движение Красного Креста и красного полумесяца было создано в 24 июня 1863 года в Швейцарии.
Но цели и задачи Красного Креста и красного полумесяца носят международный характер, в связи, с чем Красный Крест имеет множество отделений по всему миру, и не является единой организацией.
В состав международного движения Красного Креста и красного полумесяца входят: Международная федерация сообществ красного креста и красного полумесяца и более 186 национальных сообществ, включая российское общество Красного Креста и красного полумесяца [7с. 31,33].
Принимая во внимание и важность деятельности, также большой опыт гуманитарной деятельности, в условиях ведения различных боевых действий, и вооруженных конфликтов, государства не препятствуют деятельности движению Красного Креста, как беспристрастного, нейтрального посредника в отношениях между сторонами, который способен оказывать как гуманитарную, так и правовую помощь сторонам конфликта.
Такая репутация международного движения красного креста и красного полумесяца, обеспечила ему право на ведение гуманитарной деятельности во время военных действий, которая основана непосредственно на нормах международного права. Столь долгое существование такого движения как Красный Крест, свидетельствует о его огромном влиянии на гуманитарное право, гуманизацию норм международного права и международных отношений, в области защиты и соблюдения прав человека.
Правовую основу деятельности Красного Креста составляют различные нормативные документы, положения, а также различные международные конвенции и соглашения [6.с.25].
Деятельность международного движения Красный Крест направлена непосредственно на реализацию международных договоров и правовых обычаев в гуманитарной сфере, но в тоже время Красный Крест использует нормы внутригосударственного права, в том числе и Швейцарии, страны, в которой он был основан, а также внутренние нормативно-правовые акты, которые по большей части носят корпоративный характер [4.с. 151–167.].
Свои основные полномочия, связанные с защитой прав человека, Красный Крест делегирует при помощи мандатов, своим комитетам, которые находятся в тех странах мира, где Красный Крест осуществляет свою деятельность [1. с. 56–58].
Комитеты Красного Креста и красного полумесяца являются составной частью, этого международного движения в связи, с чем их деятельность также подчиняется нормам права, различным корпоративным правилам, международным соглашениям, конвенциям, уставу ООН и резолюциям Международной Конференции Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также международный комитет Красного Креста обязан соблюдать законодательство той страны, в которой находится его отделение.
Международный комитет Красного Креста является не только хранителем, но исполнителем всех положений, на которых основаны Женевские конвенции 1949 г., определившие содержание и направление деятельности всех отделений Красного Креста.
Роль комитетов международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца уникальна, так как комитет пользуется покровительством различных правительственных организаций для оказания посильной ему правовой и гуманитарной помощи мирному населению, в зоне боевых действий, занимается спасением раненых, при этом членам комитета Красного Креста совершенно неважно раненым и больным какой стороны они оказывают помощь, содействует оказанию гуманитарной помощи потерпевшим от кораблекрушений и военных действий происходящих экваториальных водах, а также военнопленным [3.с. 143–151.].
Сотрудничает с международными межправительственными организациями как правовой посредник или представитель державы — покровителя, устанавливает в связи с институтами гражданского общества через СМИ, общеобразовательными учреждениями и другими организациями, которые способствуют дальнейшей реабилитации и адаптации потерпевших граждан в том числе и среди мирного населения.
Комитеты международного Красного Креста, осуществляют деятельность связанную с оказанием гуманитарной, медицинской и иной помощи жертвам конфликтов непосредственно на местах, восстанавливая семейные, связи, проводя поиск пропавших без вести и оказывает правовую помощь как мирному населению, так и правительству, принимая непосредственное участие в составлении различных законопроектов, международных договоров, организовывая и проводя встречи специалистов в сфере различных международных договоров и экспертов в области правоприменения различных конвенций и соглашений международного характера, активно используя при этом швейцарское законодательство и пользуясь поддержкой швейцарского Федерального Международного Совета [2.с. 59–79.].
Международные комитеты Красного Креста занимается активным распространением гуманитарного права и гуманитарных программ, как в рядах вооруженных сил при ведении ими различных операций, так и среди мирного населения, а также проводит мониторинг нарушений прав и свобод человека и норм международного гуманитарного права в странах, которые в будущем могут стать участниками международных вооруженных конфликтов.
Международный комитет Красного Креста осуществляет защиту гражданских объектов в ходе международных конфликтов защита природной среды от военного воздействия, как часть биосферы необходимой для выживания человечества.
Деятельность международного комитета Красного Креста по развитию норм Международного гуманитарного права связана с развитием норм этого права и влияние гуманитарного права на развитие норм близких к нему отраслей международного права, а также соблюдению прав человека и развитию норм международного уголовного права, в связи, с чем различные комитеты Красного Креста и Красного Полумесяца на местах, изучают практику и реализацию норм международного права в условиях ведущихся военных конфликтов, необходимых для дальнейшего определения проблемы и применения норм международного права, направленных на реализацию разного рода мирных соглашений между воюющими сторонами, в связи, с чем роль международного Красного Креста и Красного Полумесяца связана с развитием существующих норм международного или применением их при необходимости путем толкования и составления на основе этих норм различных международных соглашениях направленных урегулирование международных конфликтов [1. с. 56–58].
Международные комитеты Красного Креста и Красного Полумесяца, находясь непосредственно на местах где происходят различные конфликты и в случае необходимости при присутствии комитетов, осуществляет свою деятельность как прямо, так и косвенно.
Это проявилось в частности, в военных действиях США и их союзников по НАТО в Югославии, а потом в Ираке и Афганистане.
При выполнении миротворческой функции комитет Красного Креста и Красного Полумесяца действует как независимая и автономная организация, но при этом нередко международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, его отделения, комитеты испытывают на себе давление финансовых и политических правительственных и не правительственных организаций [2.с. 59–79.].
Попытки такого давления направлены изменение направления деятельности Красного Креста, которые выходят за рамки существующих Женевских конвенций и норм гуманитарного права, что, в конце концов, может нанести ущерб не только деятельности международного движения Красного Креста, но и всей практики миротворческой деятельности, в целом и подорвать основу международных отношений.
Как это было, например, в 2008 году в случае, когда Грузия осуществила нападение на Южную Осетию. При этом под давлением различных внешнеполитических факторов международному сообществу была навязана идея, относительно того что Грузия в данном случае жертва, а не агрессор, в связи с чем гуманитарная помощь комитета Красного Креста была направлена только в Грузию, но со временем мнение комитета Красного Креста и Красного Полумесяца поменялось необходимая гуманитарная помощь была направлена в правильном направлении.
Чтобы не допустить давления внешних в поэтических и финансовых в дальнейшем свою деятельность основателями международного движения Красного Креста и красного полумесяца, предпринимаются меры, направленные на изменение приоритетов деятельности направленные на более взвешенную оценку и совершенствование своей гуманитарной деятельности связанной, в том числе и с изменением структуры управленческого аппарата.
В первой половине 1980 годов, международным движением Красного Креста и красного полумесяца был проведён мониторинг норм международного права с целью изменить существующие нормы гуманитарного и международного права, учетом новых исторических условий, данная деятельность получила название» Изучение Будущего» в рамках после проведения мониторинга был выработан новый план, выраженный в программе деятельности комитетов международного Красного Креста и красного полумесяца в 2003–2006 гг. [5.с. 127–132.].
Трудности разработки основных положений нового плана были связаны с тем, что после окончания Холодной войны гражданское общество столкнулась с новыми формами ведения вооруженных конфликтов, таких как: геноцид в Камбодже и Руанде, военный конфликт в Корее, арабо-израильский конфликт, продолжающийся и в наши дни, трагические события в Венгрии 1956 г., национально-освободительные войны в Африке и Азии; гражданская война в Ливане и т. д.
В этих конфликтах пострадали тысячи людей. И эти страдания были бы кратно больше, если бы не гуманитарная помощь, оказанная движением Красного Креста и красного полумесяца, а также многочисленными гуманитарными организациями [3.с. 143–151.].
Кроме того окончания Холодной войны пошатнуло существовавшие международные договоры, направленная на сдерживание военных действий, что привело к возникновению новых применение военной силы таких как: война в Персидском заливе, конфликты на Балканах и на Кавказе, кровопролитные столкновения в Центральной и Западной Африке (Конго, Сьерра-Леоне, Либерия, Эфиопия и т. д. Но тотальное изменение нормы Международного гуманитарного права произошло после события 11 сентября 2001 г., связано с тем, что в США при взрыве «башен-близнецов» всемирного торгового центра в Нью-Йорке, погибло более 3000 человек, в связи, с чем в ряде государств включая и Россию, на передний план вышла борьба с терроризмом, который тоже претерпел существенные изменения, приобретя сетевой характер, управление террористами теперь осуществлялось в основном из различных точек мира, террористические организации при этом в основном отождествлялись с религиозными экстремистскими структурами.
В этих условиях основные усилия международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца направило на поиск адекватной практики применения норм гуманитарного права, направленной на улучшение существующего положения. Среди инициатив, которое предприняло движение Красного Креста последнее время есть немало тех, что требует развития сотрудничества между различными гуманитарными организациями и признания необходимости координация и согласования действие гуманитарных организаций и содействия между ними направленных на решение гуманитарных проблем таких как: судьба перемещенных лиц, беженцев, лиц пропавших без вести, защита женщин и детей, оказавшихся в зоне вооруженных конфликтов, а также запрет использование противопехотных мин, длительное время международный комитет Красного Креста был одной из тех организаций, которая занималась судьбой так называемых «внутренних беженцев», которые не попадали под опеку комиссариата ООН по делам беженцев, так как комиссариат ООН по делам беженцев занимается в первую очередь, лицами, которые покинули вместо своего проживания по соображениям безопасности [6.с.25].
Но при этом Международное сообщество долгое время сталкивалась беженцами, которые покидали свое прежнее место пребывания из — за плохой социально-экономической и финансовой ситуацией в сложившейся на территории, где они жили, но при этом они не покидали приделов страны гражданами, которые они являлись.
Судьбами данных граждан при этом занимался только комитет Красного Креста и красного полумесяца, передавая их различным ведомствам и социальным службам.
Принятие комитетами международного и красного полумесяца в 1998 году» руководящих принципов по вопросам улица внутри страны» внесла важный вклад формирование международной правовой базы направленные на защиту лиц, помещенных внутри страны [7с. 31,33].
Так уже в 2006 году из-за активной деятельности Красного Креста в данном направлении была оказана гуманитарная, правовая, и иная помощь 4000000 млн., беженцев и перемещенных лиц в 32 странах мира.
Красный Крест, применяя на практике нормы соглашений международных договоров, конвенций и положения различных женевских конвенций, направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, защищает мужчин, женщин и детей, которые не принимают участие в вооруженных конфликтов являются мирным населением страны, в которой ведутся боевые действия наравне с гражданскими лицами [5.с. 127–132.].
По данным различных комитетов международного Красного Креста и красного полумесяца, в том числе и действующих в России, сегодня сильно возросла потребность в защите женщин — жертв войны, так как они чаще всего пропадали без вести или оказывались на положении военнопленных-заключенных, но, тем не менее, сегодня женщины даже в мусульманских странах, принимают активное участие в военных действиях, практически также часто, как и мужчины.
Международные комитеты Красного Креста и Красного Полумесяца на местах, проводят активную поддержку детей оказавшиеся в центре вооруженного конфликта, в данный момент это является приоритетным направлением деятельности Красного Креста в связи, с чем комитетом Красного Креста и Красного Полумесяца был специально разработан ряд программ направленных на удовлетворение потребностей детей ставших жертвами вооруженных конфликтов, при этом комитетами Красного Креста и красного полумесяца применяются различные законодательные нормы, в том числе и женевские конвенции, направленные на защиту прав детей. Комитеты Красного Креста и красного полумесяца, последние 40 лет активно выступают запрет вовлечения детей в вооруженные конфликты, ранее в отношении этих норм, принялся принцип беспристрастности [4.с. 151–167.].
Благодаря различным инициативам комитетов Красного Креста и красного полумесяца был установлен запрет на участие в военных действиях детей младше 18 лет. Для развития и дальнейшей поддержки в реализации данного запрета международное движение Красного Креста и красного полумесяца через свои комитеты на местах осуществляет активное сотрудничество с различными правительственными организациями, такими как: кооператив помощи и поддержки(CARE), детским фондом ООН (UNICEF) и верховным комиссариатом ООН по делам беженцев (HCR).
Так во время военных действий в Югославии, для решения данной проблемы был создан специализированный отдел международного движения Красного Креста и красного полумесяца, направленный на розыск без вести пропавших, защиту женщин, детей и мирного населения не участвующего в данном конфликте, но как показала практика, деятельность данного комитета увенчалась успехом только наполовину, потому что пропавшими без вести в основном являлись лица погибшие в ходе развития военных действий [3.с. 143–151.].
Вовремя вооруженного конфликта в Югославии, а также в других вооружённых конфликтах в категорию пропавшие без вести было отнесено большое количество людей, большинство из отнесенных в категорию лиц, пропавших без вести, были, пленены и подвергнуты насильственным действиям, что затрудняло опознавание останков.
Но при активном содействии комитетов Красного Креста и красного полумесяца, направленных на оказание врачебной помощи, в том числе и живым лицам, розыск, эксгумацию, и ДНК идентификацию останков пропавших без вести международным движением Красного Креста и красного полумесяца была проделана большая работа, направленная на то чтобы узнать правду об умерших, и в дальнейшем содействовать, получению родственниками пропавших без вести лиц, их тел для захоронения в дальнейшем, также родственникам пропавших без вести лиц, была оказана помощь, направленная на выплату необходимых компенсаций [2.с. 59–79.].
Международное движение Красного Креста и красного полумесяца и сегодня занимается активной гуманитарной деятельностью, так например в феврале 2016 года объединенные комитеты представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) и Сирийского Арабского Красного Полумесяца (САКП) доставили продукты питания и гигиенические наборы для 12 тыс. человек в осажденном городе Мудамии, расположенном недалеко от Дамаска, также этими подразделениями международного движения Красного Креста и красного полумесяца были доставлены различные лекарства и медицинские материалы в лагере беженцев. В марте 2016 г. совместными усилиями Международного Комитета Красного Креста (МККК), Сирийского Арабского Красного Полумесяца (САКП) и ООН доставили продовольствие, лекарства и оборудование для водоснабжения в несколько деревень в районе Хула, расположенном к северу от Хомса. Эта гуманитарная помощь предназначена для более 70 000 человек [1. с. 56–58].
В настоящее время из-за сложной ситуации в Афганистане, все еще увеличивается число беженцев и лиц получивших различные ранения в результате военных действий, но международное движение Красного Креста и красного полумесяца не оставляет население Афганистана без гуманитарной помощи, так в Афганистане ведется раздачи помощи беженцам и вынужденным переселенцам пострадавшим из-за вооруженного конфликта и в результате природных катастроф, а также был реализован проект направленный на сотрудничество с афганским отделением «красного полумесяца» для увеличения числа лиц получивших гуманитарную и врачебную помощь. Таким образом, международное движение Красного Креста и красного полумесяца не изменяет принципам, на основе которых и ради которых оно была создано, а именно, оказывает гуманитарную и врачебную помощь и поддержку отстаивает уважение человеческого достоинства, которое, всегда нарушается во время проведения вооруженных конфликтов, и различных военных операций, выступает гарантом прав женщин детей, которые не участвуют в военных действиях [6.с.25].
Оказывает всевозможную правовую и посредническую поддержку как мирному населению, которые были втянуты в вооруженный конфликт, не по своей воле, так и правительствам воюющих сторон выступая в данном случае в качестве независимого миротворца — посредника [7с. 31,33].
Литература:
- Бадулина Е. С. Международный Комитет Красного креста: история и основные направления деятельности: Законность и правопорядок в современном обществе / Е. С. Бадулина //Материалы III Всероссийской научно-практической студенческо-преподавательской конференции (г. Махачкала, 19 ноября 2015 г.).- Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2015 г. — С. 56–58
- Желтов, В. В. Гуманитарное действие: дефиниция и современная трактовка / В. В. Желтов, И. С. Малахов // Сибирский социологический вестник. — 2007. — № 6. — С. 59–79.
- Малахов, И. С. Основания и критерии гуманитарного действия / И. С. Малахов // Политика регионального развития: проблемы и подходы: сб. науч. тр. — Кемерово, 2009. — С. 143–151.
- Малахов, И. С. Нейтралитет как базовый принцип Красного Креста / И. С. Малахов // Политика регионального развития: проблемы и подходы: сб. науч. тр. — Кемерово, 2009. — С. 151–167.
- Малахов И. С. Международный комитет красного креста и гуманитарное действие / И. С. Малахов //Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3 (47). С. 127–132.
- Семенова, Е. С. Роль международного Комитета Красного Креста в развитии и реализации норм международного гуманитарного права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10. — Международное право; Европейское право /Е. С. Семенова. Науч. рук. Н. А. Соколова. — М., 2009. — 25 с
- Платонов, Ю. П. Геополитика в паутине технологий власти / Ю. П. Платонов. — М., 2010. 391с.