В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.
Железнодорожные перевозки традиционно занимают важное место в хозяйственном обороте многих компаний, в том числе сырьевых, обрабатывающих производство, торговой сферы и т. п. Управление железнодорожными перевозками направлено на повышение качества оказываемых услуг, в том числе по срокам грузоперевозок, хранению грузов, обеспечению их сохранности. Реформирование управления железнодорожными перевозками проводится практически на постоянной основе, что обусловлено низким уровнем технологического развития данной отрасли, отставания в уровне информатизации и автоматизации процессов и т. д.
Перевозки железнодорожным транспортом постоянно конкурируют с другими видами грузоперевозок, в том числе по стоимости для грузоотправителя, срокам доставки и т. д. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в количественном выражении в динамике, а также удельный вес железнодорожных перевозок в общем объеме перевозок представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перевозки грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн [9]
Показатели |
1992 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Транспорт — всего, в т. ч.: |
15737 |
7907 |
9167 |
7749 |
8519 |
8264 |
8006 |
7582 |
7597 |
железнодорожный |
1640 |
1047 |
1273 |
1312 |
1421 |
1381 |
1375 |
1329 |
1227 |
Темпы роста, % |
- |
63,8 |
121,6 |
103,1 |
108,3 |
97,2 |
99,6 |
96,7 |
92,3 |
Уд.вес, % |
10,42 |
13,24 |
13,89 |
16,93 |
16,68 |
16,71 |
17,17 |
17,53 |
16,15 |
Как показывают данные таблицы 1, объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом ежегодно падают, начиная с 2013 года, при этом удельный вес данного вида перевозок в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта колеблется на уровне 16–17 %. В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2].
Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются:
- низкий уровень качества железнодорожных путей во многих регионах, через которые проходят основные транспортные пути грузоперевозок;
- морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа;
- недостаточный уровень информатизации и технического обеспечения транспортных компаний участников рынка, увеличивающий время перевозки грузов;
- недостаточно высокий уровень развития транспортной логистики, низкое число мультимодальных транспортно-логистических центров и др.
Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области собственно процесса поставки грузов от пункта погрузки до конечных пунктов выгрузки. В качестве примера можно рассмотреть следующие оптимизационные модели:
- Календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению.
Работы в отношении оптимизации транспортно-логистических схем доставки грузов железнодорожным транспортом ведутся постоянно, в том числе с привлечением автоматизированных систем управления, применяемых как в целом на всем транспортно-логистическом комплексе, так и в рамках территориальных подразделений, отдельных участников и т. д. Основным проблемным участком в процессе управления железнодорожными перевозками является формирование грузопотоков и организация погрузки грузов по назначению.
В целях совершенствования управления на данном этапе процесса управления железнодорожными перевозками С. В. Богданович в своей статье предлагает создание единого центра управления в целях координации «технологического процесса взаимодействия диспетчеров заводов-производителей, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных диспетчеров (железнодорожных и автотранспортных)» на основе методов календарного планирования [1].
- Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов.
Данное направление совершенствования управления железнодорожными перевозками основано на централизации управления «приватным парком грузовых вагонов» методами технологического аутсорсинга [6].
Разобщенность данной категории участников системы управления железнодорожными перевозками приводит к значительным финансовым потерям из-за роста объемов порожнего пробега вагонов приватного парка. Межрегиональное взаимодействие позволит оптимизировать технологические и организационные процессы, повысить эффективность формирования грузопотоков и т. д.
- Расширение сети логистических центров, создаваемых на основе процессного подхода к управлению и планированию перевозок.
В условиях значительной протяженности железнодорожной сети в Российской Федерации повышается роль узловых центров инфраструктуры управления железнодорожными перевозками в виде логистических центров. Кроме того, в условиях введения международных санкций и значительного сокращения грузопотока со странами Европы происходит переориентация части транзитных потоков через таможенную территорию России в сторону Китая и других азиатских стран. В связи с этим растет значимость модернизации и совершенствования транспортно-логистической сети в Сибири и на Дальнем Востоке [4].
- Развитие сети скоростных железнодорожных магистралей.
Транссибирская магистраль является основным направлением грузоперевозок по направлению «Европа-Азия». Данный путь короче на несколько тысяч километров, чем аналогичные транспортные пути прочими видами транспорта, по территории других стран и т. д. Основным препятствием на пути реализации экономического потенциала данного участка таможенной территории является недостаточный уровень развития скоростных магистралей, которые получают все более широкое распространение в странах Азии [5].
В целях эффективного развития международных транспортных коридоров и роста транзитных перевозок потребуется модернизация имеющихся путей сообщения, что невозможно без эффективной системы частно-государственного партнерства. Для формирования же такой системы, в свою очередь, необходима нормативно-правовая регламентация, проектирование соглашений, правил и стандартов, эффективной информационной сети взаимодействия участников транспортного процесса и органов государственного управления.
- Дальнейшая автоматизация управления железнодорожными перевозками.
Уровень автоматизации всех процессов управления железнодорожными перевозками, начиная от формирования грузопотоков, организации грузоперевозки и заканчивая получения грузов конечным потребителем все еще является достаточно низким по сравнению с аналогами в странах ЕС, США, Китае и т. п. Во многом сложности такой работы по управлению железнодорожными перевозками обусловлены значительным масштабом железнодорожной сети и общим значительным объемом грузопотоков. Тем не менее, дальнейшее развитие автоматизации управления железнодорожными перевозками должно включать такие направления как:
– централизация информационных потоков по каждому этапу процесса перевозки с участием всех основных участников для обеспечения оперативности информации;
– разработка интегрированных в общую информационную систему специализированных информационных систем с учетом специфики отдельных подразделений, участвующих в процессе грузоперевозки;
– внедрение в общую автоматизированную систему управления модулей по прогнозу грузопотоков на краткосрочную и среднесрочную перспективу в целях оптимального календарного планирования формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, а также для эффективного управления порожними вагонами приватного парка грузовых компаний-операторов.
Таким образом, система управления железнодорожными перевозками постоянно находится в процессе реформирования, но все еще имеет ряд серьезных проблем организационного и технологического характера. В целях совершенствования управления железнодорожными перевозками необходимо внедрение такого направления управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, развитие межрегиональной интеграции грузовых компаний-операторов в части вагонов приватного парка, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.
Литература:
- Богданович С. В. Функциональные возможности программного комплекса по управлению поставками грузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 3 (33). С. 5–12.
- Жаков В. В. Возможности развития конкурентных преимуществ контейнерных перевозок на основе логистических центров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4–8. С. 47–49.
- Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на основе применения инновационных транспортных технологий // American Scientific Journal. 2016. № 2–1 (2). С. 79–82.
- Некрасова О. И., Комарова В. В. Рынок грузовых перевозок на железнодорожном транспорте: вопросы развития и управления // В сборнике: актуальные вопросы проектного и процессного менеджмента Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ученых транспортных вузов и представителей академической науки. Под редакцией С. Н. Третьяка. 2014. С. 200–205.
- Терешина Н. П., Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте на основе применения инновационных технологий // Sciences of Europe. 2016. № 6–1 (6). С. 42–45.
- Федорович В. О. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов: новые методы управления приватным вагонным парком // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10 (433). С. 115–127.
- Ходоскина О. А., Ивуть Р. Б. Организационно-методические подходы к процессу управления расходами на железнодорожные пассажирские перевозки // Новости науки и технологий. 2017. № 2 (41). С. 43–50.
- Шатская И. И. Современные проблемы и направления совершенствования рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность. 2016. № 12 (12). С. 17–26.
- Россия в цифрах, 2017: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики