В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрен комплекс мероприятий для ДОУ, способствующий здоровьесбережению воспитанников, описана система работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей, акцентирована важность на сотрудничестве с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.
Изложение основного материала. Современный мир диктует свои условия. Все ранее созданное и сформированное модернизируется. Не обошел данный процесс и систему образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это основа развития и успешности образования в целом и дошкольного в частности.
Стратегической целью современных дошкольных образовательных учреждений является раскрытие основных и потенциальных возможностей специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2].
Современные условия жизни способствуют лишь ухудшению здоровья детей. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно — сосудистой системы. Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Также увеличено число детей, дошкольного возраста, имеющие низкие возрастно-половые показатели физического развития [4]. Именно поэтому ведется активная работа в вопросах формирования основ ведения здорового образа жизни среди всех слоев населения, начиная с самого раннего возраста.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи [1]. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка. История показывает, что общество имеет постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки: ходьбу, бег, плавание, развивать в оптимальных уровнях его физические способности: силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
Под ведением здорового образа жизни мы понимаем комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, которые планово, систематично вводятся в жизнь человека и закрепляются им на протяжении всей его жизни, став некой философией существования личности. Комплексом таких мероприятий для ребенка дошкольного возраста, которые посильно привить детям в соответствии с ФГОС в условиях дошкольного учреждения (а также в домашних условиях при сотрудничестве с родителями), могут выступать: закаливание, проведение культурно-гигиенических процедур, психогимнастика, отказ от употребления вредных продуктов питания, умеренность в использовании информационно-коммуникационных технологий, физкультурные занятия, применение здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения; логоритмика; дыхательная гимнастика) и пр. [3].
Успешное решение проблемы, по мнению Андреевой Н. А., возможно при условии создания в дошкольных учреждениях эффективной системы работы по пропаганде здорового образа жизни, целью которой являются:
– укрепление нравственного и физического здоровья детей;
– направление внимания дошкольников на собственное здоровье и развитие умений и навыков его сохранения;
– постоянная пропаганда принципов здорового образа жизни;
– информирование детей о негативных последствиях вредных привычек;
– привлечение родителей и общественности к утверждению принципов здорового образа жизни [2, с.13].
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов. В ФГОС ДО подчеркивается данный аспект.
В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Это достаточно сознательные ответственные родители. Они покупают различные тренажёры для домашнего использования, отводят детей в спортивные секции, кружки хореографии, придерживаются рекомендаций воспитателей ДОУ, стараются быть положительным примером для детей. Но в тоже время, не все молодые семьи могут обеспечить необходимые условия для воспитания здоровых детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания.
Работа с семьей в дошкольном учреждении может проводиться в самых различных формах:
- Информационные формы позволяют собирать сведения о семье воспитанников;
- Проведение совместных мероприятий способствует сближению, созданию дружеской атмосферы;
- Коллективные формы работы являются когнитивными, что вызывает доверительное отношение к специалистам ДОУ;
- Визуальная информация способствует активизации внимания родителей к наиболее острым проблемам;
- Участие родителей в создании атрибутов для соревнований, оформление обоев, альбомов достижений и многое другое.
Очевидно, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического попечительства. Формы, содержание, способы напрямую связаны с теми возрастными особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой формирования у него определенных внутренних установок, в том числе и на здоровый образ жизни [5].
Среди форм и методов процесса формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни приоритетная роль принадлежит активным методам, основанным на демократическом стиле взаимодействия и способствующим формированию критического мышления, инициативы и творчества. Целесообразно применять традиционные методы: беседа, наблюдения, разъяснения, убеждения, положительный и отрицательный примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля и т. д.
Работа с детьми для развития здорового образа жизни в дошкольном учреждении направлена на раскрытие определенных знаний и навыков, осознанных потребностей в физическом воспитании и спорте, понимание того, что здоровье — это не только отсутствие заболевания, но и необходимость тщательного отношения к своему организму. Чтобы преследуемая цель была успешной, необходимо создать определенные условия.
Основное условие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно определить за счет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:
– Технологии сохранения здоровья и их внедрение в дошкольные образовательные учреждения;
– Сотрудничество с семьей;
– систематическая работа в области сбережений для здоровья;
– создание особых условий для обеспечения детской двигательной активности, удовлетворения их потребности в движении.
– обеспечение соблюдения дневного режима;
– индивидуальная работа с детьми;
– работа по улучшению здоровья ослабленных детей;
– индивидуальный подход для детей, перенесших болезнь;
– проведение диагностических исследований.
– достаточные материальные ресурсы, создание развивающейся среды.
Выводы. Взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом. ФГОС ДО направлен на поддержку многообразия детства, сохранение его уникальности и внутренней ценности. Все дети имеют право на счастливое и яркое детство, полное впечатлений. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, подвижным, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полностью жить этой блестящей страницей своей жизни и стать достойным гражданином этой страны. А помочь ребенку ценить свое здоровье, заботиться о нем, могут взрослые: педагоги ДОУ и родители ребенка.
Литература:
- Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.pdf (дата обращения: 16.10.2017).
- Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
- Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8–14
- Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.
- Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.