Роупджампинг. Анализ активности субкультуры в социальной сети «ВКонтакте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бобкова, Н. А. Роупджампинг. Анализ активности субкультуры в социальной сети «ВКонтакте» / Н. А. Бобкова, М. В. Гладков, С. П. Мелехов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 220-224. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47713/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе исследуются активность в виртуальном пространстве представителей относительно новой субкультуры роупджамперов. Анализируются половозрастные особенности участников сообществ роупджамперов в крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте».

Ключевые слова: экстремальный спорт, rope jumping, социальные сети, роупджампинг, вконтакте.

The activity in the virtual space of representatives of a relatively new subculture of rope jumpers was studied. The age and gender characteristics of participants in the rope jumper's communities in the largest Russian social web VK were analyzed.

Keywords: extreme sport, rope jumping, social networks, rope jumping, VK.

С 17 мая 1991 [2, с. 1] года интернет стал общедоступным. За минувшие 26 лет многие культурные явления интегрировались в виртуальное пространство. Большую роль в этом процессе сыграло появление «социальных сетей», которые стали удобной средой для взаимодействия между как отдельными людьми, так и целыми общностями. Первая «социальная сеть» расположенная в сети Интернет и пригодная для общественного пользования появилась в 1995 году и называлась «Classmates.com». [1, с. 4] Практически одновременно в 2006 году появились две «социальные сети», ориентированные на русскоязычных пользователей: «ВКонтакте» (численность пользователей более 97 000 000 [4]) и «Одноклассники» (71 000 000) [5].

К. Н. Поливанова и И. Б. Смирнов в своей работе предлагают использовать данные социальной сети «ВКонтакте» в качестве одного из важных способов изучения интересов современной молодёжи. Они пишут: [7, с. 4] «контент социальной сети можно рассматривать как стимульный материал для проекции интересов пользователя, а выявленные подписки — как картину его индивидуальных интересов». Немаловажное влияние при выборе базы для нашего исследования сыграла наша более ранняя работа, в рамках которой мы определили, что одним из важнейших средств коммуникации внутри субкультуры роупджамперов является социальная сеть «ВКонтакте» [3].

Как мы отмечали ранее, роупджампинг мало описан в научной литературе. В имеющиеся работах внимание исследователей сконцентрировано на технической стороне данной деятельности. Так в работе Надежкиной А. О. [6] дано описание основных способов проведения прыжков. Приведен глоссарий терминологии, применяемой в среде роупджамперов Пермского края. В просмотренных научных работах мы не обнаружили описания демографических характеристик представителей данного движения.

Основной цельюданной исследовательской работы является выявление и описание демографических признаков у людей, увлекающихся роупджампингом. Задачи, которые мы ставим в рамках данного исследования: оценка численности роупджамперов, оценка возрастных особенностей роупджамперов, выявление взаимосвязи между возрастом и полом у роупджамперов, а также сравнение полученных данных с общим массивом пользователей социальной сети «ВКонтакте», что необходимо для обозначения принципиальных отличий усредненного пользователя социальной сети, от усреднённого роупджампера.

Для определения общего числа роупджамперов в социальной сети «ВКонтакте» был составлен и многократно проверен список активных «команд». Командами в данной работе называются «объединения людей, организующих прыжки с высотных объектов». Этот термин активно используют сами роупджамперы для обозначения своих объединений. Под активными командами подразумеваются команды, организовывающие прыжки в 2017 году.

Для изучения половозрастных характеристик мы использовали систему поиска, встроенную в социальную сеть «ВКонтакте». Это позволило создать покомандные таблицы, которые впоследствии были преобразованы в единую усредненную таблицу. Все расчёты выполнялись средствами Exel 2007. Было проанализировано 32986 страниц пользователей, состоящих в официальных группах команд: «Fly», «G.team», «No Angels Team», «VERSUS team Уфа», «ZigZag team», «АртЭкстрим». Данные проанализированных команд приведены в таблице 1.

Таблица 1

Команды, проанализированные врамках данного исследования сцелью выявления половозрастных особенностей

Название

Город

Численность

«Fly»

г. Новосибирск

6 032

«G.team»

г. Нижний Новгород

12 633

«No Angels Team»

г. Екатеринбург

3 661

«VERSUS team»

г. Уфа

8 518

«ZigZag team»

г. Новосибирск

2 760

«АртЭкстрим»

г. Стерлитамак

2 014

Для определения, того характерны ли полученные данные только для роупджамперов, мы сравнили данные со всеми зарегистрированными пользователями социальной сети «ВКонтакте». Весь массив пользователей был приведен в пропорциональное соответствие с выборкой по формуле: К2/К1=М, где К2 — общее число пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте 18–38 лет (65 659 400), К1 — общее количество роупджамперов в выборке 18–38 лет (32 986), М — множитель (1 974). Далее данные по каждому году пользователей социальной сети «ВКонтакте» мы разделили на М.

В ходе исследования получены данные, которые позволяют утверждать, что в каждом городе численностью больше миллиона есть команда, организующая прыжки. Самое большое количество команд в Москве (12 команд) и Санкт-Петербурге (8 команд). Общее количество активных команд на территории России 63, самая крупная официальная группа в ВК у команды «RAPT» (37 541 подписчиков), общая численность групп активных команд в социальной сети «ВКонтакте» 430 483 пользователя (данные 31.10.17.). Если взять численность групп в социальной сети «ВКонтакте» команд, которые прекратили организовывать прыжки, то суммарная численность превышает миллион пользователей.

Анализируя возраст и пол, были выявлены достаточно неожиданные для нас результаты: пиковое значение по количеству участников в команде наблюдается в возрасте 27 лет. Полученные данные были сравнены с общим массивом пользователей данной социальной сети. Результаты отчётливо видны на рис. 1.

Рис. 1. Сравнение возраста роупджамперов с возрастом всех пользователей «ВКонтакте»

В результате сравнения стало отчётливо видно, что пользователей, состоящих в группах, посвященных роупджампингу, в возрасте 18 лет на 32,9 % меньше чем пользователей того же возраста, представляющих общий массив пользователей, который приведен в пропорциональное соответствие. Но далее идёт быстрое нарастание количественное соотношение роупджамперов и в возрасте 21 года и количество становится одинаковым. Далее наблюдается нарастание численности роупджамперов, в то время, как прирост пользователей ВК становится значительно меньшим. К возрасту 27 лет количество роупджамперов достигает пика и превышает количество усредненных пользователей ВК на 25,75 %. После начинается резкий спад количества роупджамперов, и к возрасту 30 лет количество сравнивается с количеством усреднённых пользователей ВК. Далее снижение численности продолжается, так же как и численность пользователей ВК в целом, но несколько быстрее, и к 38 годам разница составляет 26,7 % в пользу усредненного количества пользователей ВК.

Во время выявления половозрастной специфики была обнаружена взаимосвязь между возрастом и преобладанием определенного пола. В возрастном промежутке 18–25 лет преобладают пользователи с женского пола. В возрастном промежутке 25–38 лет преобладают пользователи мужского пола. Наибольшее расхождение наблюдается в возрасте 19 лет (составляет 28 %), в возрасте 32 года (составляет 22 %), в возрасте 37 лет (составляет 32 %). Для большей наглядности построена диаграмма (рис. 2).

Рис. 2. Отражает разницу половозрастные особенности роупджамперов

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы можем составить определённые представления о демографии явления роупджамперов. В ходе исследования мы определили, что самое большое количество роупджамперов имеют возраст 27 лет, соответственно данное движение нельзя называть молодёжным. Мы выяснили, что имеется выраженная специфика в соотношении полов относительно возраста. Что заставляет вспомнить возрастную периодизацию Л. С. Выготского, который именно возраст 25 лет называл кризисным, когда меняется самовосприятие индивида. Так же, сравнив полученные данные со всем массивом пользователей социальной сети «В контакте», мы подтвердили, что полученные результаты характерны именно для движения роупджамперов. Данные исследования дают хорошую почву для дальнейшего изучения данной тематики с целью объяснения выявленных закономерностей.

Литература:

  1. Аракелян Л. К. Проблема зависимости молодёжи от социальных сетей // Вестник СМУС74. 2014. № 1 (4). С.5–6
  2. Артищев М. С. Анализ мирового и российского опыта предпринимательской деятельности в сети Интернет // УЭкС. 2011. № 34. С.8
  3. Бобкова Н. А., Гладков М. В. Роупджампинг. Анализ субкультурных особенностей// «Научные исследования и разработки молодых ученых»: сб. науч. тр. (г. Новосибирск, 18 августа — 19 сентября 2017 год). –Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С 30–35.
  4. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/team (дата обращения 31.10.17).
  5. «Одноклассники» [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/ (дата обращения 31.10.17).
  6. Надежкина А. О. Роупджампинг в пермском крае // «Туризм в глубине России»: сб. науч. тр. (г. Пермь, 24–28 июля 2016). — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. — С. 150–156
  7. Поливанова Е. Н., Смирнов И. Б. Что в профиле тебе моем данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. № 2. С.134–152
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, возраст, VERSUS, данные, команда, пользователь, общий массив пользователей, возрастной промежуток, новосибирск, пропорциональное соответствие.


Похожие статьи

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Феномен видеоблоггинга

Статья посвящена такому популярному явлению в сети Интернет, как видеоблоггинг. Выбор исследуемой проблемы связан с ее актуальностью в исследованиях культурологического направления. Дается характеристика понятия видеоблог, рассматриваются этапы разви...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

В рамках статьи рассматривается история становления паблик рилейшнз, определяются общие понятия термина PR, способы использования пиар технологий в политической сфере, прописываются особенности взаимоотношений власти и общества, а также признаки и фу...

Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве

В статье автором рассматриваются функции микроблогинг-платформы “Твиттер” и её использование в качестве инструмента для возникновения гражданского протеста

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи

В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».

Языковые особенности образования лексики игроков компьютерных игр в кибер-пространстве

Статья посвящена исследованию и анализу сленговой лексики геймеров компьютерных игр в интернет-пространстве, особенностям пополнения словарного фонда кибер-культуры, единого для всех участников игры в процессе глобализации и интеграции.

Инструменты и оценка эффективности SMM в рамках продвижения мультибрендовой сети «Сокол моторс»

Данная авторская статья посвящена исследованию практики применения инструментов SMM, а также их оценке эффективности в рамках деятельности мультибрендовой сети автосалонов «Сокол моторс».

Технологии девиантного поведения в сетевом пространстве

В статье описываются некоторые типичные технологии девиантного деструктивного поведения, используемые интернет-пользователями. Приводится определение коммуникативной сетевой технологии.

Комьюнити-менеджмент. Формирование сообществ с учетом современных тенденций психологии участников сообществ в цифровом пространстве. Ключевые проблемы в увеличении лояльности к бренду

В статье автор раскрывает главные проблемы современных цифровых коммуникаций. Также затрагивает механизм формирования передачи информации между сообществом и его участниками.

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Похожие статьи

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Феномен видеоблоггинга

Статья посвящена такому популярному явлению в сети Интернет, как видеоблоггинг. Выбор исследуемой проблемы связан с ее актуальностью в исследованиях культурологического направления. Дается характеристика понятия видеоблог, рассматриваются этапы разви...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

В рамках статьи рассматривается история становления паблик рилейшнз, определяются общие понятия термина PR, способы использования пиар технологий в политической сфере, прописываются особенности взаимоотношений власти и общества, а также признаки и фу...

Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве

В статье автором рассматриваются функции микроблогинг-платформы “Твиттер” и её использование в качестве инструмента для возникновения гражданского протеста

Официальные сообщества вузов как инструмент формирования информационной культуры молодежи

В статье представлен анализ подходов к понятию «информационная культура», проведен типологический анализ официального сообщества на примере группы «Алтайский педагогический университет / АлтГПУ» в социальной сети «ВКонтакте».

Языковые особенности образования лексики игроков компьютерных игр в кибер-пространстве

Статья посвящена исследованию и анализу сленговой лексики геймеров компьютерных игр в интернет-пространстве, особенностям пополнения словарного фонда кибер-культуры, единого для всех участников игры в процессе глобализации и интеграции.

Инструменты и оценка эффективности SMM в рамках продвижения мультибрендовой сети «Сокол моторс»

Данная авторская статья посвящена исследованию практики применения инструментов SMM, а также их оценке эффективности в рамках деятельности мультибрендовой сети автосалонов «Сокол моторс».

Технологии девиантного поведения в сетевом пространстве

В статье описываются некоторые типичные технологии девиантного деструктивного поведения, используемые интернет-пользователями. Приводится определение коммуникативной сетевой технологии.

Комьюнити-менеджмент. Формирование сообществ с учетом современных тенденций психологии участников сообществ в цифровом пространстве. Ключевые проблемы в увеличении лояльности к бренду

В статье автор раскрывает главные проблемы современных цифровых коммуникаций. Также затрагивает механизм формирования передачи информации между сообществом и его участниками.

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Задать вопрос