Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 11.01.2018

Статья просмотрена: 2596 раз

Библиографическое описание:

Горчеева, А. И. Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление / А. И. Горчеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 241-245. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47722/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается способ аббревиации в интернет-языке как социолингвистическое явление. Анализируются особенности возникновения интернет-языка, находящегося на стыке нормативного языка и жаргона. Выявляются причины возникновения интернет-аббревиатур, влияние законов культуры речи, в частности закона экономии речевых усилий. Приводятся актуальные данные опроса молодых людей от 14 до 25 лет на предмет использования аббревиатур в своей виртуальной речи. На основе проведенного опроса делаются выводы о том, какой возрастной группе среди молодежи наиболее свойственно употреблять аббревиатуры в своей интернет-речи и проведен анализ использования аббревиатур молодежью как части промежуточного языка социальной группы.

Ключевые слова: аббревиация, социолингвистика, язык социальных групп, язык молодежи, экономия речевых усилий, языковая игра.

В настоящее время ни один язык в мире нельзя считать единым и неделимым явлением. Сам по себе язык — общественное явление, живая субстанция, подстраивающаяся под общество, его устройство, его социальную стратификацию. Это хорошо заметно на примере лексики, характерной для XX века: ударник, парторг, карточка, комбед. С помощью самых разных грамматических способов создавались новые слова, появлялись новые имена для детей (для примера обратимся к тому же XX столетию: Вилен, Нинель). Язык отражал реалии советской эпохи и подстраивался под нее. XI век, в свою очередь, привносит в русский язык череду новых слов, зачастую заимствованных, а многообразие профессий и социальных слоев классифицирует его по профессиональному и социальному принципу. Однако среди всей классификации наиболее ярко выделяется «подсистема-самородок» — интернет-язык, возникший в начале 90-х годов XX века и знаменующий раскрепощение речевого поведения. Ключевыми понятиями этой подсистемы являются неофициальность, неформальность и просторечие, а также намеренное нарушение речевых норм. Все эти понятия стали конститутивными признаками интернет-речи и поставили перед исследователями вопрос о ее статусе. Рассматривая интернет-язык как язык социального слоя, можно сделать вывод о том, что в большей мере его возникновение и функционирование отразились на молодежи — социально наиболее перспективном слое общества, языковая компетенция и речевое поведение которого во многом определяет направление развития и других социальных подсистем языка. Безусловно, он опирается на нормативный литературный русский язык, но все же за не слишком долгий век существования сети Интернет в нем появились свои правила и, как и в любом языке, актуализировались свои грамматические явления. Самым продуктивным и одним из самых частых словообразовательных способов на сегодняшний день является аббревиация. Дадим этому понятию определение. Аббревиация — это искусственный способ словообразования путем соединения элементов слов (обычно словосочетания). Е. А. Земская в своих трудах указывает на то, что аббревиатуры в большей степени характерны для письменной речи, объясняя это тем, что любая аббревиатура, рождаясь, требует расшифровки, а это, естественно, мешает ее спонтанному возникновению [Земская 2009: 53]. Тем не менее в современном русском языке мы наблюдаем постепенное проникновение аббревиатур в устную речь и городской лингвокреатив. Находясь в тесной связи с молодежным сленгом, интернет-язык занимает место в повседневном языке общения молодежи и является своеобразным показателем их уровня развития, интересов, вкусов и потребностей, визитной карточкой социальной группы.

В данной научной статье мы рассмотрим аббревиацию как социолингвистическое явление, характерное для социальной группы молодежи.

Данная работа особенно актуальна в XXI веке, когда, благодаря внедрению в повседневную жизнь новых технологий, язык особенно подвержен изменениям, и массивы текстовой информации очень быстро обновляются. Так или иначе, все компоненты интернет-языка являются результатом реального человеческого мышления, воплощенного в виде текста в новом обличье, причем порождение этого текста зачастую происходит на глазах самого пользователя.

Как мы уже сказали ранее, аббревиация и вообще интернет-язык — явление, характерное для социальной группы молодежи. Стоит ввести понятие социальной группы как одно из ключевых. Итак, социальная группа определяется как любая объективно существующая устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Американский социолог Р. Мертон в своей систематической теории определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Выделяют следующую классификацию социальных групп:

В зависимости от численности они делятся на малые и большие; от характера взаимодействия — первичные (межличностный характер) и вторичные (формальный характер). По факту существования социальные группы могут быть номинальными, выделяемыми для статистического учета, и реальными, критерий существования которых — реальные признаки. Наконец, по способу организации группы делятся на формальные, существующие только в рамках признанных официально организаций, и неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. К последнему типу относится как раз социальная группа молодежи. Неформальные группы характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки;

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

К последнему признаку как раз и относится язык молодежи, в который плотно интегрируется и исследуемый нами Интернет-язык. Он выступает как некий элемент молодежной атрибутики, характеризующий в абсолютном большинстве именно данную социальную группу. Можно утверждать, что вербальное общение является системообразующим признаком Интернета как социальной реальности. Сейчас в основном Сеть предстает как виртуальная реальность, где физические образы заменяет подобие коммуникации. Эта виртуальная реальность с развитием приобретает черты нового стиля жизни, постоянно меняющегося, который, в свою очередь, порождает появление новых средств коммуникации. Интернет как новое коммуникативное пространство способствует тому, что носители языка чаще задумываются над используемыми языковыми средствами. Открыт больший простор для речевого творчества человека. Таким образом, сочетание когнитивных, социологических и культурологических исследований последних лет выдвигает на первый план индивидуальные характеристики говорящего субъекта как важную составляющую изучения центральной лингвистической проблемы человека в языке.

Но возникает вопрос: зачем же существует интернет-язык, кроме как для желания выделиться, свойственного социальной группе? В интернет-сообществе человек становится равен тексту, через текст и стиль автор пытается самовыражаться, т. е. реализуется базовое стремление человека к творческому самовыражению. Таким образом, сочетание когнитивной, социологической и культурологической направленности исследований последних лет выдвигает на первый план индивидуальные характеристики говорящего субъекта как важную составляющую изучения центральной лингвистической проблемы — человек в языке.

Мы рассмотрели интернет-язык в общем с точки зрения социологии. Это явление мы также рассмотрим с точки зрения лингвистики, словообразования и культуры речи. С точки зрения последней очевидным представляется то, что язык, обслуживающий коммуникацию в Интернете, подвергается трансформации в самых различных аспектах: на уровне лексики, правил построения высказываний и связного текста, жанрово-стилистических норм, соотношения устной и письменной речи, коммуникативных стратегий и тактик. О формировании нового стиля — стиля интернет-общения — свидетельствует целый ряд особенностей. Наиболее значимыми из них являются следующие:

– смешение речевых стратегий,

– компьютерный сленг, элементы которого переходят в общеупотребительную лексику;

– возрождение эпистолярного жанра (что четко демонстрирует постоянно растущая популярность живых журналов и всей блогосферы Сети в целом);

– игровые условия коммуникации в виртуальном пространстве;

– интер- и гипертекстуальность, которая находит отражение в коммуникативной организации Сети.

Уместно будет говорить об интернет-языке, обслуживаемом данным стилем, как о социолекте, о чем мы говорили раньше. Писатель П. Д. Боборыкин отмечал, что «каждый слой общества вырабатывает себе свой жаргон, свой обиход, без которого чересчур трудны были бы ежеминутные сношения… Это явление выработано вовсе не нравственными, а социальными причинами». Социолект — совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе — профессиональной, сословной, возрастной и т. п. — в пределах той или иной подсистемы национального языка. Как и каждый язык, интернет-язык имеет свои продуктивные словообразовательные способы. Продуктивны словосложение, суффиксация, префиксация, аббревиация и другие обычные случаи. В ряде случаев заметно стремление к выбору словообразовательных парадигм, более типичных для просторечия.

Большинство интернет-слов образовываются с помощью заимствования и/или аффиксации («изи» — от англ. «easy», легкий; «лайтовый» — от англ. «light», легкий + «ов»). Заимствуются не только морфемы, но и аббревиатуры, которые затем занимают место корневых морфем. Далее процесс словообразования идет в соответствии с правилами русской словообразовательной системы. В результате появляются, например, следующие глаголы ультрамгновенного действия кликнуть, хакнуть, хайпануть, апгрейднуться и прочие новообразования: банить, репостить. Активны, в частности, заимствования с заимствованным же суффиксом -ер: браузер, мейлер, спамер.Встречается и усечение. В отдельных случаях — когда усечение проходит по морфемному шву — может идти речь о регрессивной деривации. Однако морфемный шов — не обязательное место усечения. Так, вместо «скопируй программу» советуют: «скачай прогу».

Предметом нашего исследования является словообразовательный способ аббревиации. С точки зрения культуры речи его возникновение и функционирование очевидно: оно базируется на законе экономии речевых усилий. Однако Н. Б. Мечковская считает, что употребление широко известных в русскоязычной сети аббревиатур «вызвано отнюдь не стремлением к экономии или рационализации связи; это чисто игровой момент в сетевом общении» [Мечковская, 2006]. Но и в этом случае очевидно, что аббревиатуры различны и по формам, и по функциям: игровая функция присуща не всем видам и, как кажется, не является единственным назначением аббревиатур. Некоторое приближение к ответу дают размышления М. Б. Бергельсон об «уравновешивании» противоположных стремлений участника интернет-коммуникации, который, с одной стороны, руководствуется речевой экономией, а с другой — вынужден бороться за внимание часто незнакомого ему собеседника и использовать с этой целью разнообразные средства (концепция человека в языке) [Бергельсон 2002: 3]. Общей в рассуждениях может являться та истина, что аббревиатуры в дискуссионных жанрах представляют собой своего рода компромисс между стремлением к экономии, к экспрессивности и желанием привлечь внимание адресата. Можно говорить о том, что основными функциями аббревиатур в языке интернет-форумов являются следующие:

1) функция речевой экономии;

2) тезаурусная («резервуар для накопления и хранения знаний») [Иванов 2000: 5];

3) фактическая (контактоустанавливающая) [Иванов 2000: 5; Виноградова 2002];

4) экспрессивная (реактивная), в том числе с эвфемизацией (последнее наиболее заметно в обсценных и оскорбительных аббревиатурах.

В интернет-языке особо часто встречаются следующие виды аббревиатур, которые строятся по различным словообразовательным моделям:

Буквенные извуковые аббревиатуры: компьютерный жаргон: ЛС (личное сообщение), ПМ (от англ. «personal message», личное сообщение); ФШ (от англ. «PhotoShop», название программы); общепринятые в письменной речи аббревиатуры: ВОВ (Великая Отечественная война); НХЛ (Национальная хоккейная лига); научные термины: БАД (биологически активные добавки), ГМО (генетически модифицированный организм). Данные аббревиатуры употребляются в тех контекстах, в которых автор может рассчитывать на понимание со стороны других участников беседы: буквенная аббревиатура называет специальное, общеизвестное в данной сфере, явление (фш — Photoshop). Такие употребления демонстрируют одну из основных функций аббревиатур — стремление к речевой экономии — и не преследуют цели выразить экспрессию.

Второй вид — сокращение одного слова, образованное спомощью усечения основы, как с учетом морфемного членения, так и произвольным образом. Эти слова не являются полноценными аббревиатурами, но именно их чаще всего можно встретить в интернет-речи. Здесь много разговорных, просторечных или сленговых слов: магаз, курсач, шк, препод, гос, инфа (в значении «информатика»), анат (анатомия). Встречаются слова жаргона закрытых групп: ава, мульт, мод, а также сокращения, созданные, очевидно, ради экономии и имеющие письменную основу: инст, экз, норм. Некоторые из подобных образований являются результатом транслитерации соответствующих английских слов, а иногда даже производным от транслитерированного английского интернет-термина (комменты (комментарии) — от comment; меня проигнорили — от to ignore).

Помимо типичных для русского языка способов аббревиации, в интернет-речи встречается такое явление, как контракция. Суть его заключается в произвольном усечении средней части слова при сохранении одной или нескольких начальных и конечных букв слова. Примеры: лит-ра (литра), физ-ра (физра), кол-во, спс. В интернет-речи приведенные сокращения представляют собой потенциальные образования ради экономии усилий пишущего. Своего рода контракцией можно считать написания по типу щас, где-нить, чо-нить, вызванные фонетизацией письма [Мечковская 2006 и др.] и отражающие разговорное или просторечное произношение с редукцией части звуков.

Особое место занимают акронимы, чаще всего заимствованные из англоязычного интернета. Акроним — это вид аббревиатуры, образованной начальными звуками. Фактически он представляет собой слово-сокращение, которое можно произнести слитно. Примеры: лол (от lol — laughing out loud, «смеюсь до упаду»), имхо (от imho — in my honest opinion, «по моему скромному мнению»).

В ходе исследования мы провели опрос на предмет использования аббревиатур в интернет-переписке, датируемый от 02.12.2017 до 11.12.2017. В опросе участвовало 29 человек. Основная категория респондентов — молодежь от 14 до 30 лет, где абсолютное большинство составила категория от 18 до 20 лет (41,4 %), чуть меньшее количество ответов пришлось на респондентов от 20 до 25 лет (34,5 %). В абсолютном большинстве респонденты — студенты гуманитарных факультетов (69 %), весомую долю составили сотрудники фирм (24 %), по 3,4 % пришлось на школьников и студентов гуманитарных факультетов.

2018-01-08_12-46-05.png

Рис. 1. Возрастные категории респондентов

Исследование показало, что большинство респондентов (41,4 %) использует аббревиатуры в интернет-речи, в то время как 31 % их не использует, а 27, 6 % использует нечасто.

2018-01-08_12-59-22.png

Рис. 2. Использование аббревиатур в интернет-речи

Среди респондентов, ответивших «да» на вопрос об использовании аббревиатур в интернет-речи, 17 человек объяснили причину их использования. Так, самой популярной причиной стала быстрота и удобство общения (8 ответов), за ней последовала экономия времени (3 ответа), за ней — эмоциональная окраска сообщения (2 ответа). Другие варианты ответа дали 4 человека, оставшиеся 12 респондентов воздержались.

Таким образом, приведенные рассуждения и примеры делают очевидным вывод: функции аббреввиатур, заключающиеся в экономии речевых усилий и экспрессии чаще всего находят свое место в речи молодежи.

Литература:

  1. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. — М.: Либроком, 2009. — 224 с.
  2. Систематическая теория Мертона // www.mirznanii.com. URL: http://mirznanii.com/a/211232/strukturnyy-funktsionalizm-r-mertona (дата обращения: 8.01.2018).
  3. Языковые особенности интернет-общения // www.diplomba.ru. URL: http://diplomba.ru/work/76992 (дата обращения: 8.01.2018).
  4. Ю. М. Кувшинская. Аббревиация в речи интернет-форумов // www.hse.ru. URL: https://www.hse.ru/data/2014/01/17/1327304435/2kuvshinskaja.pdf (дата обращения: 8.01.2018).
  5. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. — 2002. — №. — С. с.55–67.
  6. Мечковская Н. Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении. — 2006. — № 2(12). — С. 165–185.
  7. Макарова П. М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях // Вестник МГЛУ. — 2009. — № 557. — С. 219–223.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная группа, аббревиатура, язык, абсолютное большинство, группа, речевая экономия, социальная группа молодежи, виртуальная реальность, личное сообщение, морфемный шов.


Ключевые слова

языковая игра, аббревиация, социолингвистика, язык социальных групп, язык молодежи, экономия речевых усилий

Похожие статьи

Языковые средства реализации суггестивного потенциала рекламного текста

В статье описывается один из основных способов активного речевого воздействия на адресата — внушение, а также характерные особенности языковых суггестивных средств в рекламном дискурсе и их функции в тексте. Предпринята попытка выделить суггестивные ...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке

В статье проводится исследование особенностей научного текста в актуальной для современной лингвистики дискурсивной проекции. Авторская стратегия убеждения рассматривается как одна из стратегий познавательно-коммуникативной деятельности в научном дис...

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Использование креолизованных текстов при обучении русскому языку

В данной статье рассматриваются возможности проведения занятий по русскому языку для студентов учреждений СПО с использованием креолизованных текстов. Обращение к разным формам креолизации в процессе обучения позволяет рассматривать наглядность этих ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Похожие статьи

Языковые средства реализации суггестивного потенциала рекламного текста

В статье описывается один из основных способов активного речевого воздействия на адресата — внушение, а также характерные особенности языковых суггестивных средств в рекламном дискурсе и их функции в тексте. Предпринята попытка выделить суггестивные ...

Особенности реализации текстовой стратегии убеждения в текстах научного дискурса на примере научных статей, написанных на русском языке

В статье проводится исследование особенностей научного текста в актуальной для современной лингвистики дискурсивной проекции. Авторская стратегия убеждения рассматривается как одна из стратегий познавательно-коммуникативной деятельности в научном дис...

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Актуальные предпочтения будущих учителей начальных классов в выборе стратегий семантизации лексики

В статье рассматриваются актуальные предпочтения студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева в выборе стратегий семантизации, а также анализируются полученные результаты с точки зрения предметной области применения.

Использование креолизованных текстов при обучении русскому языку

В данной статье рассматриваются возможности проведения занятий по русскому языку для студентов учреждений СПО с использованием креолизованных текстов. Обращение к разным формам креолизации в процессе обучения позволяет рассматривать наглядность этих ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Задать вопрос