По моему мнению, данная тема достаточно актуальна в наши дни. Проблема загрязненности воздуха всегда была очень важной проблемой, но к счастью решаемой в наши дни. И решается она крайне просто. Переходом на альтернативные виды топлива, а именно газ.
Главным источником загрязнения атмосферы в России являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. По данным Минздрава РФ около 90 % от общего объема загрязнения приходится на долю автомобильного транспорта. Ученые выяснили, что один автомобиль поглощает из атмосферы в среднем 5 т. Кислорода, выбрасывая при этом 1 т. угарного газа, 40 кг. оксидов азота и почти 200 кг. различных углеродов.
Теперь расскажу немного про экологию Калининградской области. На протяжении долгого времени Калининград был внесен в список российских городов, отличающихся значительным уровнем загрязнения атмосферных слоев. Но сейчас он вычеркнут из этого списка. Более того, на данный момент Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сделал вывод, о том, что в городе улучшилось качество атмосферного воздуха, а в атмосфере снижается количество вредных веществ.
По статистике, в Калининградской области за год уменьшился объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 25,6 %, это самое большое снижение уровня загрязнения атмосферы среди всех регионов.
В табл. 1 можно заметить небольшое увеличение загрязняющих элементов, а именно оксид углерода и углеводороды в 2015 году, в 2016 году начался небольшой спад ориентировочно на 5 %, но к 2017 году заметный спад всех видов загрязняющих элементов более чем на 10 %.
Для более наглядного обзора построим диаграмму рис.1, где более точно видно увеличение и снижение загрязняющих элементов.
Таблица 1
Выбросы ватмосферу загрязняющих веществ, тыс. т
Загрязняющие элементы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Всего по области |
18,9 |
20,1 |
19,5 |
17,0 |
Диоксид серы |
3,2 |
2,3 |
3,2 |
2,8 |
Оксиды азота |
3,6 |
3,8 |
3,6 |
3,0 |
Оксид углерода |
5,8 |
6,7 |
5,8 |
5,5 |
Углеводороды |
0,5 |
1,5 |
1,1 |
0,5 |
Летучие соединения |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,0 |
Твердые вещества |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
2,2 |
Рис. 1. Наиболее распространенные выбросы вредных загрязняющих веществ
Теперь поговорим об альтернативных видах топлива.
Возьмем в пример бензиновое топливо и газовое топлива. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
Таблица 2
Сравнительная характеристика бензина игаза
Параметр |
Пропан |
Бутан |
Бензин |
Температура кипения |
-43 |
-0,5 |
30–225 |
Октановое число |
111 |
103 |
96–98 |
Стехиометрическая смесь (кг/кг) |
15,8 |
15,6 |
14,7 |
Нижний предел воспламеняемости |
2,4 % |
1,8 % |
1,5 % |
Верхний предел воспламеняемости |
9,5 % |
8,5 % |
6,0 % |
Сжиженный нефтяной газ пропан-бутан уже более 50-ти лет является достойной альтернативой бензину. Несмотря на незначительные различия в процессе эксплуатации сжиженный нефтяной газ крайне схож по своим характеристикам с бензином.
Газовое топливо сгорает полнее бензина, и исходя из этого концентрация окиси углерода в выхлопе автомобиля на газу в несколько раз ниже, чем в выхлопе бензинового автомобиля. Для здоровья человека опаснее всего выбросы углеводородов, а если быть точнее, продукты их окисления. Двигатель, работающий на бензине, выбрасываем сравнительно быстро окисляющие вещества — этил и этилен, а газовый двигатель в свою очередь — метан, который их всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению.
На рис. 2. Можно наблюдать сравнительно большое расхождение в выбросах загрязняющих элементов.
Газовое оборудование автомобиля бывает нескольких типов: инжекторное и эжекторное. Принцип действия ижекторного газового оборудования заключается в подачи газа в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ «засасывается» в двигатель разряжением. Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четверного поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный по впускной воздуховод, или через специальные газовые форсунки автомобиля. Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.
Рис. 2. Сравнение выбросов бензина и газа
Рынок ГБО стремительно развивается, на данный момент в продаже можно найти различного класса, размера и цен. Цена зависит от типа двигателя, марки ГБО и сложности установки. Тип двигателя определяет выбор поколения ГБО: для карбюраторных подойдет первое и второе поколение, для инжекторных — четверное и пятое.
На сайте: http://bazila.net перечислены основные типы газобаллонного оборудования:
Первое поколение (от $250). Лучше всего подходит для карбюраторных и старых моноинжекторных двигателей. Как правило с простым управлением; газ попадает прямо в карбюратор или коллектор. Его плюс — низкая стоимость, а минусы — большая потеря мощности и значительный расход газа по сравнению с бензином. На современном этапе практически не устанавливается из-за очень низкой эффективности.
Втрое поколение (от $375). Второе название — «лямбда-контроль система». Устанавливается на старые инжекторные двигатели. Принцип работы такой же, как и в первом случае, но механизм дополнен электронным дозирующим устройством, которое связано с датчиками двигателя. Можно устанавливать на автомобили, выпущенные до 2000-х годов, в том числе на карбюраторные двигатели. Из плюсов — низкая стоимость и простота. Минусы — большой расход газа и мощности.
Третье поколение (от $500). Устанавливается на старые инжекторные двигатели. Характеристики схожи со вторым поколением, но появляются механические форсунки на каждый цилиндр, что позволяет значительно снизить расход и уменьшить потерю мощности. Сейчас это поколение практически нигде не устанавливается — вытеснено 4-м, так и не получив широкого распространения. Его преимущества — разница между расходом газа и бензина меньше, мощность также менее теряется. Минусы — сложность в установке и эксплуатации.
Четвертое поколение (от $625). Существует еще одно название «газовый инжектор». Устанавливается на все инжекторные двигатели, кроме современных с прямым впрыском. По сути, характеристики такие же как в третьем поколении, но с электронно управляемыми форсунками и очень умной электроникой. Разрабатывалась для автомобилей, соответствующих нормам Евро-3 и выше (с двумя датчиками кислорода). Плюсы —разница между расходом газа и бензина минимальна, потеря мощности — несущественная. Минус —высокая стоимость. Четвертое поколение ГБО обеспечивает наибольшую экономичность при наименьшей потере мощности: до 50 % экономии и всего 2–10 % снижения мощности. Пятое поколение (от $2 тыс). Подходит для всех двигателей с прямым впрыском. Суть состоит в том, что газ попадает в цилиндры в жидком состояние и там испаряется. Самая важная особенность ГБО 5-го поколения — это то, что оно работает с газом в жидком состоянии, а не в парообразном, как в случае с 4-м поколением. Аппаратура 1-го поколения («газовый карбюратор») представляет собой уже «каменный век» и практически вышла из употребления. А вот пятое поколение, наоборот, «космический век» для нашего рынка, как с технической, так и с финансовой точки зрения.
Основные плюсы авто с установленным ГБО
– главный плюс — меньше затрат на заправку автомобиля;
– при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100);
– цилиндро-поршневая группа двигателя служит гораздо больше, так как газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию;
– масло медленнее теряет свои свойства, поэтому замена будет производиться реже;
– меньшее образование нагара;
– можно использовать различное топливо по очереди, и максимальный пробег может быть увеличен почти в два раза;
– менее вредный выхлоп для окружающей среды.
Основные минусы авто с установленным ГБО
– необходимость время от времени сливать конденсат из редуктора;
– баллон в багажнике занимает место, конечно есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они довольно дороги, да и запаску все равно надо держать в багажнике;
– увеличение веса автомобиля на 30–60 кг;
– невозможность завести двигатель в мороз на газе;
– снижение мощности и динамических характеристик автомобиля;
– необходимость более частой замены воздушного фильтра;
– опасность утечки газа. При малейшем появлении запаха в салоне автомобиля или в багажном отделении, а также в подкапотном пространстве, необходимо проверить все элементы аппаратуры на герметичность и устранить проблему. Такая кропотливая проверка на герметичность занимает очень много времени:
Выводы: Рассмотрев каждый вид топлива, можно сделать вывод о том, что конечно, газовые автомобили намного экологичнее, чем автомобили на бензине. Но не всегда установка ГБО лучше и дешевле. Есть ряд минусов, которые мы рассмотрели в статье. Но несмотря на это, в Калининградской области на 2017 год зарегистрировано более 500 автомобилей на газу.
Литература:
- http://bazila.net
- http://www.agts-spb.ru
- Журнал «Колесо» 2017 г.
- Журнал «За рулем» 2016г.
- Журнал — Транспорт на альтернативном топливе № 6(42) — 2014 г.
- Журнал — Транспорт на альтернативном топливе № 5(53) — 2016 г.