Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе была создана, успешно внедрена система менеджмента качества, оказавшая непосредственное влияние на положительную динамику результативности образовательной деятельности школы. Данный опыт в управлении можно использовать не только для предоставления доступного и качественного образования в образовательной организации, но и для повышения эффективности образовательной системы в целом.
Качество образования — постоянная цель государственной политики. Для ее реализации разрабатываются стандарты, нормы, предлагаются инициативы самого высокого уровня. В Новосибирской области с 2011 г. реализуется региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». В 2013 году МБОУ «Баганская средняя общеобразовательная школа № 1» успешно прошла конкурсный отбор и стала участником данного проекта: в школе разработана, апробирована и внедрена модель системы управления качеством образования, обеспечивающая повышение качества образования, отвечающая требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг; разработана и апробирована система единых критериев и показателей эффективности управления качеством образования в ОУ, обеспечивающая адекватную оценку всех сторон деятельности школы, позволяющая эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих решений.
Результативность участия в проекте очевидна:
01.01.2013 г. |
МКОУ Баганская СОШ № 1 — участник регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» в статусе «пилотной площадки» |
01.09.2016 г. |
Присвоение МКОУ Баганской СОШ № 1 статуса Учебно-методического центра. |
03.03.2017 г. |
Участие во внедренческом проекте «Эффективное развитие школы на основе стратегического подхода к управлению». |
10.01.2017 г. |
Школа определена муниципальным центром по развитию инновационного опыта среди школ Баганского района. |
01.09.2017 г. |
МБОУ Баганская СОШ № 1 стала муниципальным центром по внедрению модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях в Баганском районе. |
Таким образом, постоянно находясь в ситуации инновационного режима, МБОУ Баганская СОШ № 1, рассматривает свое развитие в новых подходах в управлении, совершенствовании образовательной среды для позитивного функционирования созданной модели управления.
Модель системы управления качеством образования в МБОУ Баганской СОШ № 1 включает в себя процессы деятельности по определению политики ОУ, цели, задачи, процессы по управлению основными и вспомогательными процессами, ресурсами, документирования процессов и отслеживание динамики результативности системы управления.
При определении политики в области управления качеством образования были использованы федеральные законодательные документы, программы и локальные акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ГОСТ Р ИСО 9000–2005 Системы менеджмента качества.
- ГОСТ ISO 9001–2011 Системы менеджмента качества. Требования.
Локальные акты ОУ:
Положение о педагогическом совете
Положение о научно-методическом совете
Положение о методической кафедре
Положение о рабочей программе и тематическом планировании учителя
Положение о классах с углубленным изучением ряда предметов
Положение о профильном классе
Положение о формах получения образования
Программы:
Программа развития ОУ (2016–2020 г.г.).
Целью школы вобласти качества является создание эффективной системы управления качеством образования (УКО).
Задачи, обеспечивающие достижение данной цели:
- Разработать и принять систему УКО школы в соответствии с комплексом действующих нормативных документов и требований.
- Изучить потребности заказчиков, сформировать обязательства по оказанию качественных образовательных услуг при оптимальных затратах.
- Создать условия, для всех участников образовательного процесса на личный вклад в дело повышения качества образования.
- Обеспечить выполнение квалификационных требований персоналом школы в строгом соответствии с рабочими инструкциями, разработанными в школе.
- Создать в школе условия, позволяющие каждому работнику реализовывать свои профессиональные способности.
- Обеспечить высокий уровень образования и контроль за его качеством, осуществлять предупреждение любых несоответствий заданным требованиям.
Модель системы управления качеством образования
Модель УКО МБОУ Баганской СОШ № 1 (см. Приложение №1), не застывшая система, так как в основе лежат процессные виды деятельности, она постоянно трансформируется и модернизируется. В ходе реализации данного проекта в МБОУ Баганской СОШ № 1 было запланировано и пройдено несколько этапов по формированию и функционированию модели управления качеством образования.
Первый этап
Проблемный анализ результатов всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров), всех процессных видов деятельности.
Инструменты, которые позволяют осуществлять проблемный анализ — это педагогический и ученический мониторинг по методике В.Маркова, определение уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина и Н. И. Шиловой, система определения кризисных ситуаций по SWOT- и PESТ- анализу, протоколы совещаний и педсоветов, результаты диагностик уровня удовлетворённости образовательным процессом родителями, обучающимися школы, педагогами.
На основе полученных результатов перед коллективом в последние годы встала острая проблема сохранения статуса образовательного учреждения как инновационной ресурсно-методической площадки не только для Баганского района, но и для всего педагогического сообщества Новосибирской области.
В условиях новой образовательной политики острой остается конкуренция между образовательными учреждениями, а также сохранение лидерских позиций нашего образовательного учреждения.
Второй этап
Введение в модель управления инновационной стратегии управления, миссии ОУ, философии и культуры качества
- Введение в модель Управления Качеством Образования компонентов инновационной стратегии, миссии своего образовательного учреждения, философии и культуры качества является важным и актуальным для повышения успешности образовательного учреждения.
- В основе философии модели по управлению качеством лежат такие критерии: лидерство администрации, мотивация участников образовательного процесса, партнерство иудовлетворенность всеми процессами ирезультатами. Развитие лидерства имеет следующие индикаторы — повышение квалификации административной команды. Только за период с 2016 года по август 2017 года директор, два заместителя, социальный педагог, педагог-психолог прошли профессиональную переподготовку в области менеджмента. Административная команда школы является лидерами в обеспечении инновационных проектов в области психолого-педагогического сопровождения, развития инженерно-технологического образования специализированного, о чем свидетельствуют выступления на областных конференциях Новосибирске (2016 -17 год),психолога Железко Г. П. заместителя по НМР О. В. Гуримской, на межрайонных семинарах Л. И. Коваленко. Представление опыта школы руководителем среди немецких, голландских, итальянских педагогов, преподавателей из Черногории и Польши на Международной ярмарке в Берлине (2017 год), на очной Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге «Открой в себе учёного» в 2014 году по теме «Развитие межпредметных компетенций обучающихся», на очной Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге «Открой в себе учёного»в (2015 год) по теме «Повышение качества образования в условиях инновационного развития сельской школы», выступления в педагогических сообществах, публикации в педагогических сборниках.
Демонстрация приверженности качеству собственным примером
100 % администрации являются педагогами практиками, а 70 % имеют высшую квалификационную категорию, демонстрируя высокое качество обучающихся на ЕГЭ и ГИА, спортивных и творческих мероприятиях.
Административная команда обеспечивает поддерживающий контроль через работу методических кафедр, малых педсоветов и административных совещаний с учителями определенной предметной области, тем самым мотивируя персонал на повышение качества образования.
Критерий инициирования, признания и поощрения вклада людей на основе морального и материального вознаграждения в МБОУ Баганской СОШ № 1 тоже присутствует. Каждый педагог нашей школы уникален и талантлив. На уровне школы только за 2 года вручено педагогам более 100 грамот и благодарностей за различные достижения, 28 педагогов награждены на уровне района, области, РФ.
На новый уровень вышло партнерство: от социальных связей с учреждениями с.Баган до наработки связей с образовательными учреждениями области, России, г.Берлина (Германия), высшими учебными заведениями г.Новосибирска, г.Томска. Данные образовательные ценности трансформируются и транслируются через областные, межрайонные и районные семинары.
- Компоненты инновационной стратегии модели
Демонстрируются нормативно-правовой базой образовательного учреждения, инструментами для оценки качества, методами и характеристиками инновационных подходов.
Культуру качества модели демонстрируют нормативно-правовая база образовательного учреждения, инструменты для оценки качества, внутренний и внешний аудит.
На втором этапе после создания модели управления качеством было проведена
1) Корректировка программы развития ОУ через введение новых разделов:
- Внедрение биотехнологических и инженерных компетенций в образовательный процесс.
- Стимулирование к проведению инновационной деятельности.
- Организацию и управление общедоступной научно- информационной базой.
- Разработку специальной кадровой политики.
- Проведение районных и межрайонных теоретических и практических семинаров по развитию инновационных компетенций учащихся и педагогов.
2) Определение особенностей инновационного подхода восновных процессах обучения ивоспитания
Определение особенностей в управлении инновациями. В образовательном учреждении внедряются так же, как и по все стране (ФГОС СОО с 2017г.), так же как и по региону- сетевая дистанционная школа по биологии и обществознанию, изучение мобильной электронной школы, открытие мультимодульного класса на муниципальном уровне.
Частные инновации определяют открытие математического класса в 2012 г., введение нового курса по Решению проектных задач в начальной школе, модификацию старой учебной программы по технологии.
Модульные инновации представляют собой комплекс частных инноваций: например, переход по химии на программу Еремина; создание новой управленческой структуры, создание условий для гуманизации педагогического процесса.
Для достижения результатов вводится новый педагогический инструментарий в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат. Учителя строят свой урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс. При этом учебно-воспитательная деятельность опирается на 1) Технологичность деятельности;
3) Системно-деятельностный подход в обучении;
4) Организацию контрольно-оценочной деятельности;
5) Психолого-педагогическое сопровождение. (см. Приложение №2)
4.Продукты инновационного управления по модели УКО
В управлении: изменения в структуре, методах управления, основанных на доверии, инициировании новаторства, развитии традиций, связанных сюбилейными датами школы, сотрудников, ветеранов труда; участии сотрудников вхудожественной самодеятельности, спортивной жизни школы; создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию инновационной деятельности у педагогов, системы стимулирующих выплат, формы поощрения среди сотрудников.
Обновление стратегических механизмов в управлении кадрами позволило за 3 года повысить уровень квалификации кадров: аттестованных педагогов увеличилось на высшую и первую категорию на 27 %, только в 2016–17 уч. году 12 педагогов аттестовались на высшую и первую категорию, все педагоги имеют высшее и средне-профессиональное педагогическое образование. В нашей школе транслируется опыт через сайты, публикации в сборниках и СМИ. Каждый педагог нашей школы уникален и талантлив, что в целом создает атмосферу творчества.
В управлении процессами воспитания: применяются новые технологии, формы, методы, средства воспитания; происходят изменения в соответствующей документации, диагностике; создается педагогическое единство с внешней средой, социумом, внедряются новые проекты, связанные с патриотическим, нравственным, экологическим воспитанием.
Управление материально-технической базой является вспомогательным процессным видом деятельности:
Для личностного комфорта создаётся новый дизайн помещений, пришкольного участка, для развития предметных компетенций прошла капитальная реконструкция беговой дорожки, установлены новое уличное спортоборудование. В июле приобретено мультимедийное оборудование на 128 тысяч рублей; для развития метапредметных инженерных компетенций с 2016–2017 гг приобретено оборудования по робототехнике на 200 тысяч, уже в начале октября поступят станок ЧПУ, 3-D принтер, наборы куборо.
Продукты процесса обучения:
Новые методы, направленные на развитие личностных, метапредметных ипредметных компетенций., формы, средства обучения; инновации, касающиеся ведения соответствующей документации, диагностики (ещё в 2015 году начата работа педагогического медиабанка, представляющая электронные материалы опыта педагогов, создаются видеопапки с локальными актами, требованиями к оформлению школьной документации, творческими портфелями педагогов и школьников).
Третий этап
Основные результаты, достигнутые в ходе реализации проекта
Уровень сформированности вспомогательного и основных процессов воспитания и обучения определяет конечный результат всей образовательной программы и формирует модель выпускника «первой школы». С результатами итоговой аттестации в 2015–2016, 2016–2017 учебных годах можно познакомиться в приложении №3. За три года средний балл по русскому языку вырос на 7, 3 балла. В этом учебном году средний балл по школе был выше общероссийского и составил 73,9 балла, в этом большая заслуга И. А. Куценко, преподавателя русского языка и литературы.
Прочную базу знаний по математике формирует Е. А. Петренко. Результаты выпускников школы свидетельствуют о высоком профессионализме педагога. Из года в год показывает положительную динамику учитель истории Н. А. Устяхина.
По 8-и предметам из 9 по выбору в 9 –х классах показаны результаты выше районного, а по 5-выше областного. Особый подход в повышении результатов находит учитель обществознания Е. Н. Рыбалко.75 % девятиклассников выбирают её предмет(что составляет 30 человек). Средний балл увеличился за 3 года на 0.6 %. Впервые сдавали в основном звене английский язык, трое обучающихся сдали на «4» и «5». Васина Виктория набрала максимальное количество баллов (учитель Бухмиллер Т. Я.).
Качественная успеваемость по школе повысилась на 2,2 %,. Хорошо работает начальное звено –руководитель кафедры Шклярова И. А.
Качественная успеваемость возросла по сравнению с прошлым годом с 46 до 64,8 %
На второй ступени обучения произошло повышение качественной успеваемости с 46 до 64,8 %, на 1,5 % увеличился потенциал будущих отличников. По сравнению с прошлым годом качественная успеваемость в 10–11 классах повысилась на 5,4 %. Это связано с отношением ребят к учебе, ведь на третьем уровне ребята уже «работают» на аттестат.
Данные результаты говорят о слаженной, целенаправленной работе абсолютно всех участников образовательного процесса.
Несмотря на положительную динамику, процессы деятельности имеют проблемы, над которыми нам предстоит работать в будущем:
- Необходимость корректировки документарных процессов;
- Повышение наукоёмкости ИОС;
- Повышение значимости индивидуализации и дифференциации процесса через развитие специализированного образования.
- Повышение уровня предметных компетенций в ГИА и Всероссийской олимпиаде школьников.
Наш девиз: «Качество образования сегодня — это гарантия успеха завтра».
Каждый сотрудник лично участвует вдостижении поставленных перед школой целей: от труда каждого зависит качество решений иуслуг, атакже имидж школы среди потребителей ипартнеров.
Приложение №1
Приложение №2
– Технологичность деятельности. Педагог строит учебно — воспитательную деятельность технологично, понимает логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям, призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений.
– Системно-деятельностный подход в обучении, когда ученик становится субъектом деятельности, учитель не просто дает практические навыки, аучит учиться» Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.
– Организация контрольно-оценочной деятельности. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) пересмотрена организация контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей: умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.); корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.); формировать оценочную самостоятельность учащихся.
– Психолого-педагогическое сопровождение
- Анкетирование учащихся.
- Тестирование детей «группы риска» в рамках программы «Шанс»
- Тестирование детей «группы риска» на уровень тревожности по Ч. Д. Спилберга
- Опробирование методики в модификации Т. Н. Разуваевой «Опросник суицидального риска
- Скриннинговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева
- Наблюдения по выявлению обучающихся, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, выявление проблем во взаимоотношениях между учащимися и педагогов с учащимися.
- Аналитическая работа с детьми, родителями, классными руководителями, учителями предметниками.
Приложение №3