Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 1085 раз

Библиографическое описание:

Шарафутдинова, Л. Р. Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента / Л. Р. Шарафутдинова, К. Б. Имамжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47761/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпоративной культуры на примере организации была выявлены место и роль организационной культуры в трансформационном менеджменте.

Ключевые слова: организационная культура, трансформационный менеджмент, стратегия, управление.

Глобализация, формирование новых стратегических инструментов для обеспечения успешного противостояния внешним и внутренним угрозам, адаптации к изменениям внешней среды обратили особое внимание к вопросу организационной культуры. Организационная культура является одним из инструментов реализации стратегии компаний, стратегического обновления. Организационная культура является один из основополагающих элементов трансформационного менеджмента, так как входит в стратегическое обновление организации. Последнее является постулатом трансформационного менеджмента. Трансформационный менеджмент представляет собой управление в условиях безвозвратных изменений [3].

Согласно концепции трансформационного менеджмента существуют 4 модели управления: южная (гуманизм), восточная (холизм), северная (рационализм), западная (прагматизм). В каждой модели управления организационная культура имеет свою специфику и влияет на развитие компаний. Особенности вышеперечисленных моделей управления представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности моделей управления трансформационного менеджмента

Южная модель

Северная модель

Западная модель

Восточная модель

Ведущий принцип

Природа и человек

Наука и технология

Преимущества для ЛПР

Культура и духовность

Особенности

Связь с природой

Точность, разделение, рационализм, приоритет функционального управления

Практическая значимость действий, целесообразность, прагматизм, индивидуализм

Важность межкультурных связей, коллективизм, приоритет человеческого фактора, удовлетворенность сотрудников

По мнению американского экономиста и директора Института культурных изменений Лоуренса Харрисона, причины процветания и недостаточного развития стран нужно искать в культурных различиях общества.

Организационная культура исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Управление формированием и развитием организационной культуры способствует достижению стратегических целей, является одним из определяющих факторов эффективного функционирования организаций. Культура выражает не только отношения между ее членами, но и комплекс представлений о назначении организации в целом и её участников, и представлений внешней общественности.

Организационная культура, исходя из моделей корпоративного управления трансформационного менеджмента, имеет наибольшее проявление в восточной модели. Действительно, впервые феномен организационной культуры был обнаружен в восточных корпорациях, согласно проведённым исследованиям, был выявлен высокий уровень влияния организационной культуры на результаты деятельности компании. Конкурентоспособность японских компаний в начале 80-х годов побудила американцев и европейцев задуматься о причинах этого феномена. Казалось, ничего не отличалось в организациях, ни в способах производства, ни в стратегиях. Единственное заметное отклонение касалось индивидуального и коллективного качества человеческих ресурсов. Конкурентоспособность японских предприятий нашла, главным образом, свою поддержку в людях и их культуре. Каждый сотрудник чувствовал себя частью компании и разделял цели компании. Таким образом, корпоративная культура в трансформационном менеджменте через внешнюю адаптацию имеет влияние на методы, средства и задачи, используемые для достижения целей организации; через внутреннюю интеграцию формирует идентичность компании в целом.

Организационная культура непосредственно связана с технологиями производства, технологической культурой, дисциплиной. Своё отражение она находит в организационных документах и задаёт стандарт при принятии сотрудниками приемлемого способа действия, конкретного решения.

В крупнейших компаниях разрабатываются кодексы деловой этики как нормативная основа формирования и развития корпоративной культуры. Организационная культура способствует обеспечению контроля над выполнением требований, этических норм, одинаковых возможностей для сотрудников, противодействию коррупции, культуры безопасности.

В современных экономических условиях развитие организационной культуры необходимо для оптимизации деятельности, эффективного использования механизмов социальных аспектов процесса производства. Учитывая современные преобразования компаний, вертикальные интеграции, глобализацию, роль организационной культуры заключается в адаптации людей к изменениям вследствие внедрения более эффективных технологий, консолидации коллектива в трудный период, создании определённого микроклимата через разделение корпоративных ценностей сотрудниками. В трансформационном менеджменте организационная культура способствует изменению системы ценностей, формированию нового стиля руководства, адаптации к внешней среде.

Соответствие условиям рыночной экономики требует постоянного поиска новых решений, креативного экономического поведения, прогрессивных моделей развития организации, в силу этого фактор организационной культуры обретает первостепенную важность.

На примере организации была проведена диагностика организационной культуры. Для анализа организационной культуры использовалась модель исследования Д. Денисона, в основе содержащая поведенческий подход [2]. Данная модель базируется на четырёх характеристиках эффективной организации, каждая из которых состоит из трех критериев.

  1. Вовлеченность (критерии: предоставление полномочий, ориентация на работу в команде, возможность развития)
  2. Согласованность (критерии: вовлечённость в ценности, способность к консенсусу, координация и интеграция)
  3. Адаптивность (критерии: способность к изменениям, внимание к клиентам, обучаемость организации)
  4. Миссия (критерии: стратегическое направление и намерение, цели и задачи, видение)

Данная модель позволяет определить связь между организационной культурой и эффективностью, способствует выявлению преимуществ и слабых сторон организационной культуры организации и путей влияния на эффективность функционирования компании.

Таблица 2

Характеристика модели организационной культуры Д. Денисона

Факторы организационной культуры

Особенности

Преимущества

Недостатки

Вовлеченность

Ощущение сопричастности и ответственности у сотрудников. Критерии: предоставление полномочий, ориентация на работу в команде, возможность развития

Характеристики культуры связаны с показателями эффективности. Миссия — потенциал прибыльности, адаптивность и вовлечённость — инновационный потенциал, согласованность — прибыль, адаптивность — перспективы роста объёма продаж

Противоречия при стремлении к внутренней интеграции и внешней адаптации

Согласованность

Определяет ценности, структуры, которые формируют сильную и устойчивую культуру. Критерии: вовлеченность в ценности, способность к консенсусу, координация и интеграция

Адаптивность

Склонность организации к изменениям, нововведениям. критерии: способность к изменениям, внимание к клиентам, обучаемость организации

Миссия

Миссия задаёт долгосрочные направления развития организации. Критерии: стратегическое направление и намерение, цели и задачи, видение

Для начала необходимо дать оценку 12 критериями факторов КК, затем вывести среднее значение фактора КК и отразить на диаграмме. В таблице 4 представлена экспертная оценка ключевых характеристик организационной культуры и управления.

Таблица 4

Расчёт средних оценок характеристик организационной культуры

Характеристика корпоративной культуры

Индикаторы (среднее значение, баллов)

Ср. значение индикаторов характеристики орг. культуры

Вовлеченность

Предоставление полномочий

Ориентация на работу в команде

Возможность развития

4,3

4

5

4

Согласованность

Вовлеченность в ценности

Способность к консенсусу

Координация и интеграция

4,1

3

4,5

5

Адаптивность

Способность к изменениям

Внимание к клиентам

Обучаемость организации

3,6

4

3

4,5

Миссия

Стратегическое направление и намерение

Цели и задачи

Видение

2,6

3

2,5

2,5

Организационная культура в целом

3,65

Анализ показал, что у сотрудников организации нет заинтересованности в повышении конкурентоспособности, в основном, преобладает материальная заинтересованность, скоординированно работают в команде, мобильны, инициативны, поддерживают высокий уровень межличностных взаимоотношений. Высшее руководство отдает приоритет внешним факторам, созданию поверхностного имиджа.

Исходя из моделей корпоративного управления, существующих в трансформационном менеджменте, можно сделать вывод, что в представленной сети компаний для высшего руководства характерна западная модель управления, в то время как для сотрудников предпочтительней — восточная, что препятствует разделению ценностей компании. Необходимо создавать такую корпоративную культуру, которая интегрировала бы существующие в организации модели управления, учитывала бы интересы всех сотрудников и высшего руководства, так как их удовлетворенность повысит мотивацию, производительность труда, эффективность работы компании, имидж, конкурентоспособность.

Таким образом, корпоративная культура, формируя нормы и правила организационного поведения, дисциплину, модель межличностных отношений в организации способствует созданию продукта высокого качества, повышая экономические показатели, эффективность деятельности компании [5, с. 143]. Одна из ролей корпоративной культуры в трансформационном менеджменте заключается в ориентировании компании на достижение баланса интересов всех работающих в организации. Формирование корпоративной культуры должно осуществляться с учётом её предназначения, характера жизнедеятельности, внешних условий, существующей модели управления, которые определяют эффективность функционирования организации.

Литература:

  1. Аронов, А. М. Современные проблемы стратегического менеджмента: учеб. пособие / А. М. Аронов, А. Н. Петров. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 243 с.
  2. Семенов, Ю. Г. Организационная культура: Учебное пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2006–256 с.
  3. Сулейманкадиева, А. Э. Трансформационный менеджмент: учебное пособие / / А. Э. Сулейманкадиева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. — 84 с.
  4. Сулейманкадиева, А. Э. Организационная культура и управление организационными изменениями: учеб. пособие / А. Э. Сулейманкадиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008
  5. Шарафутдинова Л. Р. Оценка и диагностика организационной культуры и её роль в стратегическом развитии компании // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С. С. Чернова. — Издательство: ЦРНС, 2017–143 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, трансформационный менеджмент, корпоративная культура, возможность развития, высшее руководство, изменение, критерий, обучаемость организации, предоставление полномочий, стратегическое направление.


Ключевые слова

управление, стратегия, организационная культура, трансформационный менеджмент

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой

В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры таможенных органов

В статье представлены теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры. Раскрыто понятие и сущность организационной культуры. Рассмотрена классификация, типы организационной культуры, а также представлены основные методы ее иссл...

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой

В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры таможенных органов

В статье представлены теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры. Раскрыто понятие и сущность организационной культуры. Рассмотрена классификация, типы организационной культуры, а также представлены основные методы ее иссл...

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Задать вопрос