Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вариант в данном направлении. Приводится опыт работы в формате сотрудничества между вузом и общеобразовательными организациями.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, семинар, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Актуальность использования проектно-исследовательской деятельности в современном образовании определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью, возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Введением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения обусловлены новые образовательные технологии, формы организации обучения, открытая информационно-образовательная среда. Одной из отличительных особенностей федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, который ставит главной целью развитие личности обучающегося. Поэтому здесь уместно говорить о том, что основной задачей становится не просто передача знаний, а научение обучающегося овладевать новым знанием и видами деятельности.
В статье «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО», опубликованной в журнале «Молодой ученый», автор Т. А. Брославская уделяет внимание тому, что на ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности [1; с. 6]:
‒ умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
‒ планировать свою деятельность,
‒ осуществлять ее контроль и оценку,
‒ взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Одно из основных отличий федерального государственного образовательного стандарта второго поколения заключается в изменении результатов, которые необходимо получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом же достижения этих результатов являются универсальные учебные действия, а основным подходом для их формирования является системно-деятельностный подход, а одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность [3; с. 62].
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, которые отражены в таблице № 1 [6; с. 17].
Таблица 1
Требования крезультатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме |
Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной траектории |
Освоение в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях. Типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами |
В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находится такой вид деятельности, как проектно-исследовательская деятельность. Для обеспечения эффективной организации проектно-исследовательской деятельности и системно-деятельностного подхода в каждой общеобразовательной организации должны быть созданы оптимальные условия для формирования и развития универсальных учебных действий. Одной из ключевых ценностей названной модели выступают:
‒ развитие творческого и критического мышления;
‒ приобретение опыта инструментария проектно-исследовательской деятельности;
‒ приобретение опыта самостоятельного поиска.
Современный учитель должен уметь создавать оптимальные условия для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения в дальнейшем любой профессиональной деятельности и успешной адаптации личности в современном мире.
Как эффективно организовывать и проводить проектно-исследовательскую работу с обучающимися в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования? Этот вопрос может стать темой для семинаров как педагогических, так и методических. Само слово «семинар» происходит от латинского и означает «рассадник». Впервые семинарский принцип общения начал использоваться в средневековых университетах. Проходили они как диспуты, где обязательно участвовали не только студенты, но и профессорский состав [5; с. 87].
Обратимся к опыту сотрудничества образовательных организаций Нижневартовского районы (ХМАО-Югра) и ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». На кафедре педагоги и педагогического и социального образования часто проходят семинары для учителей общеобразовательных организаций по вопросу организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с обучающимися в общеобразовательных организациях, где раскрывается вся «азбука» деятельности в данном направлении. Семинары проводятся и для научных руководителей проектно-исследовательских работ обучающихся по таким темам, как «Научное сопровождение обучающихся в процессе подготовки проектно-исследовательских работ», в которых рекомендуется разработать Дневник юного исследователя или Индивидуальный образовательный маршрут по организации проектно-исследовательской деятельности, как проводить организацию взаимодействия учителя и обучающегося на этапах выполнения проектно-исследовательских работ, каким должно быть научное сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся [2; с. 49]. Преподаватели кафедры педагоги и педагогического и социального образования данного ВУЗа являются авторами-составителями учебно-методического пособия «Основы исследовательской деятельности», которая является, можно сказать, настольной книгой для многих учителей, занимающихся организацией и проведением проектно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях.. Такая форма сотрудничества, как семинар, помогает найти необходимые ориентиры в том или ином виде деятельности в свете новых форм организации обучения, новых образовательных технологий.
Также на базе каждой общеобразовательной организации должны проходить семинары по этапам организации и проведения Недели науки, ученической научно-практической конференции, Научного общества обучающихся, что будет плодотворно влиять на развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему [4; с. 287]:
‒ теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
‒ возможности решения данной проблемы в педагогической практике;
‒ собственный опыт общеобразовательной организации, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;
‒ обмен мнениями.
Так, например, семинар по деятельности Научного общества обучающихся покажет практику работы в данном направлении. Рамки научного общества обучающихся позволяют выделить основные направления проектно-исследовательской деятельности в соответствии с интересами и склонностями обучающихся, организовать индивидуальную и групповую исследовательскую деятельность, формировать творческий коллектив, способной к продуктивной и результативной исследовательской деятельности. На семинаре обсуждаются положения о проектно-исследовательской деятельности обучающихся, о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности учителей, о научных обществах обучающихся и учителей, на сновании которых в рамках данных объединений ведется проектно-исследовательская деятельность обучающихся и учителей. На семинаре также обсуждаются вопросы по каким направлениям ведутся проектно-исследовательские работы обучающихся. А спектр направлений велик: например, естественно-научное, краеведческое, историко-художественное, эстетическое, социальное, патриотическое и другие направления. В рамках научного общества обучающихся должны практиковаться открытые формы работы: интернет-конкурсы различных проектов, дистанционные олимпиады по защите проектно-исследовательских работ, научно-практические конференции и презентации проектов. Необходимо представлять проектно-исследовательские работы обучающихся на конференциях различного уровня: от школьного до Всероссийского.
Таким образом, организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. А это темы для размышления на семинарах. Важно понимание того, что целью проектно-исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.
Литература:
- Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской м проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1(82.1). — С. 5–6.
- Ганиева Э. А. Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО // Воспитание школьников. — 2017. — № 7. — С. 47–51.
- Давыдова — Мартынова Е. И., Зюзюкова М. О. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Открытое образование. — 2016. — № 5. — Том 20. — С. 61–67.
- Мурадова Н. С. Семинары по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся // Ученые запискиОрловского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 1. — С. 287–296.
- Савенков И. А. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследователь. — 2013. — № 3–4. — С. 86–95.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Интернет-ресурс.