Большинство родителей задумываются о творческом развитии своих детей, к сожалению слишком поздно, хотя сторонников раннего эмоционального и креативного развития детей меньше, чем тех, кто убежден, что «всему свое время» и «ребенка всему в детском саду и школе научат, а пока не стоит отнимать у дитяти детство». [2, с. 67]
Для родителей и педагогов важно помнить не только о том, как воспитать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем зачатки творчества. Ведь творчество — это вещь настолько хрупкая и неоднозначная. При работе с ребенком должна быть исключена всякая критика личности и деятельности детей, все просто обязаны принимать и выслушивать все, что делается и говориться ими. Чаще хвалите ребенка, говорите, что он «умница», «молодец», все сделал «хорошо, «замечательно». Будьте терпимы и помогайте ребенку учиться творить. Ребенок учится творить, познавая искусство.
Искусство — средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества личности ребенка. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. [3, с. 41]
В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен знать:
- Народное творчество, фольклор, театр, музыку, живопись, изобразительное искусство
- Виды искусства, средства выразительности каждого из них; материалы, оборудование, необходимое каждому из видов искусства; произведения и авторов разных видов искусства; не менее 3–4 художников — графиков (И. Билибина, Ю. Васнецова, Е Чарушина); 3–4 живописцев.
- Различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей (профессии).
Уметь:
- Работать с различными материалами.
- Самостоятельно подбирать средства выразительности.
- Использовать средства выразительности для создания художественного образа.
- Выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи. [2, с.74]
Самостоятельная художественная деятельность может быть разнообразной. Воспитатель помогает детям использовать различные виды театра, разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням; делать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. С помощью воспитателя и самостоятельно ребенок учится водить хороводы, петь песни, танцевать и играть на детских музыкальных инструментах. В данный период развития дети самостоятельно рисуют, лепят, мастерят из природного материала, приобщаются к рукоделию, многие начинают сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы, импровизировать на какую — либо тему. Творческие способности детей более ярко проявляются в театральной деятельности, изобразительной и музыкальной, т. е. следует больше внимания уделять общему эстетическому развитию.
Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленные на его целостное развитие. Педагог отбирает и выстраивает содержание деятельности, создает условия для успешного развития творчества. Педагогический процесс организуется так, что бы ребенок овладевал содержанием творческой деятельности в зависимости от уровня его развития. [1, с.13]
В детском учреждении необходимо:
– создать для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог — ребенок — сверстник — родители), привлекать родителей к участию в жизни группы и учреждения;
– уважительно относиться к результатам детского творчества во всех сферах деятельности ребенка;
– широко использовать произведения, созданные детьми, оформление группы и учреждения, на праздниках и во время досуга;
– формировать отношение воспитанника к педагогу не функциональное, а личностное (от мастерства педагога, его убежденности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет);
– заботиться о здоровье и всестороннем развитии детей, стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. [2, с.52]
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас — красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации — долгий путь, но есть один хороший и очень важный период — детство.
Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. [2, с.80]
Всем, кто занят воспитанием самых маленьких, кто является посредником между окружающим миром — миром природы, людей, вещей, искусства и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое — душой ребенка, важно чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.
В становлении личности ребенка, нравственное его воспитании значение его эмоционального развития огромно. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества. [5, с.36]
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально — творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, а познание искусства должно осуществляться на основе единства, эмоционального и рационального, что обуславливает речь воспитателя и ребенка.
На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные чувства людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный отважный, мужественный, бесстрашный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать внутреннюю речь. Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. Рисование, лепка и аппликация виды изобразительной деятельности. Овладевая ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое эмоциональное отношение к ним.
Н. К. Крупская писала: «…Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». [5, с.25]
Творческое развитие детей, психологи и педагоги считают быть возможным во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, то есть имеется в виду повседневная жизнь детей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности, так как одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни).
Процесс освоения деятельности и есть процесс психологического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях. По мнению известного психолога В. В. Давыдова «…личностный уровень индивида обнаруживается, прежде всего, в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это — в творческом созидании и самого себя». Поэтому при восприятии детского рисунка надо быть всегда готовым к сопереживанию в первую очередь замыслу, задуманному содержанию. Это важно, так как воплощение образа всегда беднее самого замысла. Иначе нам трудно будет общаться с ребенком, а это значит, что возможности воспитания не будут использованы в полной мере. [2, с.39]
Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему работы), средства его достижения, выполняют работу и получают результат. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Способность созерцать, любоваться и восхищаться — щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и собственному творчеству. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. [1, с.43]
Поэтому нам, взрослым следует знать: во–первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80 % мозга взрослого потенциала.
Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.
В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.
В-четвертых, детское воображение и фантазию развивают творческие способности. Всегда можно интересно организовать досуг вместе с детьми, изобретая и создавая из различных материалов удивительные вещи. Только надо заранее запастись материалами, которые смогут выручить в нужную минуту: газеты, листья, сучки, и карандаши, старые журналы, куски ткани, бумага и другие вещи, которые не кажутся очень важными в обычной жизни. [3, c.16]
Литература:
- Барышева Т. А. Как воспитать творческую личность? — М.: Издательство «Феникс», 2004г. — 94с.
- Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности — М.: ООО «Тц Сфера», 2010г. — 128с.
- Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Комарова Т. С., Размыслова А. В. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 80с.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика — Синтез, 2015–167 с.
- Коллекция идей: театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе / Р. Туфкрео, М. Кудейко. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 191 с.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг -2004