В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей (около 8 % всех детей страны). Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет из года в год в мире, так и в России. Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование.
Под инклюзивным образованием понимают доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Инклюзивное образование признает, что все обучающиеся это индивидуумы с различными потребностями.
Система инклюзивного образования базируется на основании международных актов, федеральных и региональных нормативных документов (рис. 1).
Рис. 1. Система формирования инклюзивного образования
«Конвенция о правах инвалидов» была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН (2006 г.) [3], а Россия подписала ее в 2008 г. Конвенция направляет государство на обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях обучения, а также обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное образование на территории России регулируется:
‒ Конституцией РФ [4],
‒ федеральными законами «Об образовании в РФ» и «О социальной защите инвалидов в РФ» [10–11],
‒ Конвенцией о правах ребенка [3],
‒ Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [7].
Для реализации инклюзивного образования в РФ приняты ряд государственных программ и стратегий:
‒ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [9],
‒ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [8],
‒ Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы [6],
‒ «Основными положениями стратегии устойчивого развития России» [5].
Перечень данных стратегий и программ показывает всю необходимость эффективного развития инклюзивного образования в нашей стране на всех этапах обучения.
Инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на ценности человеческой жизни, ее уникальном праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние [1].
Этот вид образования предполагает: включение всех обучающихся в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения; построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого обучающегося; обеспечение всех обучающихся такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволит им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения [2].
Для включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство применяются дистанционные образовательные технологии:
‒ комплексные кейс-технологии;
‒ телекоммуникационные технологии;
‒ интернет-технологии.
Комплексные кейс-технологии — это технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса.
Телекоммуникационные технологии построены по модульному принципу, который предполагает разделение предмета на замкнутые блоки с контрольными мероприятиями.
Интернет-технологии — технологии, характеризующиеся широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных с помощью глобальной и локальной компьютерной сетью. В настоящее время интернет-технологии являются самой распространенной формой дистанционного обучения.
Использование интернет-технологий возможно при использовании компьютерных конференций, электронной почты, специализированных сред (например, Moodle).
Система Moodle содержит следующие инструменты:
‒ доска объявлений;
‒ чат, который предназначен для проведения дискуссии между преподавателем и обучающимся в режиме реального времени;
‒ внутренняя электронная почта, по которой возможно проведение консультаций при изучении курса лекций;
‒ инструмент для использования материалов курса.
Средствами дистанционного обучения могут быть: учебники и учебные пособия на бумажных и электронных носителях; аудио учебно-информационные материалы; видео учебно-информационные материалы; компьютерные обучающие системы; тренажеры с удаленным доступом.
Эффективность реализации дистанционного обучения зависит от четырех составляющих: эффективного взаимодействия педагога и обучаемого, используемых педагогических технологий, эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки, эффективности обратной связи.
Для эффективной реализации дистанционного обучения необходимо на каждого обучающегося составить учебный план индивидуальный обучения. В этом плане обязательно должно быть отражено: расписание занятий; объем учебного времени в неделю, отводимый на их изучение; перечень дисциплин и пр.
Особую значимость в инклюзивном образовании в рамках дистанционного обучения имеет личность педагога. Ведь педагог должен уметь учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, грамотно распределять время на занятии, сможет проследить развитие отдельного обучающегося и его личный прогресс.
Еще одним ключевым фактором в организации дистанционного обучения является деятельность родителей обучающихся. Ведь все обучение реализуется в результате согласования с родителями программы обучения. В начале образовательного процесса обучающемуся необходимо помочь в освоении компьютера, принципа работы в специальных системах и средах. Соответственно необходимо заинтересовать родителей обучению в дистанционном режиме.
Получение образования является неотъемлемой составляющей благополучного общества. А получение инклюзивного образования в рамках дистанционного обучения в значительной мере повышает эффективность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
Литература:
- Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 136–145.
- Вержбицкий К. Г. Дистанционное образование в России за рубежом: информационно- аналитический аспект. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. — 78 с.
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.).
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А. М. Шелехова. — М., 2002. — 161 с.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы» от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 21.07.2017).
- Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 20.03.1952 г., с изм. и доп. от 11.05.1994 г.).
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р.
- Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 01.06.2012 № 761.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017).