В статье рассматриваются вопросы предоставления медицинских услуг. Освещены проблемы в системе здравоохранения: недостаточность финансирования программ по оказанию услуг и предоставлению медикаментов, низкий уровень качества оказания услуг, недостатки в регулировании вопросов распределения лекарств на уровне субъекта и т. д. Приводятся основные пути решения отмеченных проблем.
Ключевые слова: медицинское обслуживание, льготы по обеспечению медикаментами, преимущество платных услуг, недофинансирование программ, дефицит медикаментов.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время мы наблюдаем снижение количества больниц и клиник, количество станций скорой помощи, наблюдаем фактическую децентрализацию системы здравоохранения в стране и переход определенных обязательств по обеспечению медициной к субъектам. Мы также можем отметить проблемы, связанные с сокращением финансирования медицинского обслуживания, а также снижение уровня качества медицинского обслуживания. Тут же можно отметить проблемы с отсутствием конкретики в регулировании объема медицинских услуг, предоставляемых частными клиниками.
Мы не можем говорить об отсутствии нормативной базы, способной охватить отмеченные выше проблемы. В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации. В качестве отдельной базы мы выделяем Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон в 4 Главе определяет основные права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья. Комментарии к отдельным статьям свидетельствуют о том, что медицинские услуги могут быть оказаны как в государственных, так и муниципальных учреждениях здравоохранения. Регулирование получили также вопросы бесплатного, то есть за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений предоставления медицинских услуг.
Кроме указанных норм, мы должны обратить внимание на Постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Данная норма как раз и усугубило положение граждан. Постановление усилило коммерциализацию системы здравоохранения. Люди начали задаваться вопросом: стоит ли обращаться за бесплатным медицинским обслуживаем, даже если у них появляются такие льготы. Иной раз, они предпочитают заплатить свои личные денежные средства, будучи уверенными, что так у них есть больше шансов на эффективное лечение. Опять же еще раз отметим, что население считает бесплатное обслуживание менее качественным. Это правосознание, как и по другим вопросам, сложилось у населения не просто так. Но практика последних 10–15 лет показывает снижение уровня качества медицинского обслуживания. Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи. [5]
Но мы говорим не только о социальной направленности этого вопроса, поэтому вернемся к Постановлению. Оно закрепило объем госгарантий госуслуг, но несмотря на это существует открытый перечень предоставляемых сверх этого услуг (частных), которые и нарушают нормальное функционирование системы здравоохранения. Это то, о чем уже отметили выше. Люди нуждаются в конкретных показателях: какие именно гарантии они могут получить при обращении за госуслугами, а какие дополнительные затраты им понадобятся, если доводить свое лечение до конца.
Следующая проблема состоит в том, что нет четкой системы ценообразования в системе платных медицинских услуг. Это снижает гарантии при соблюдении прав на охрану здоровья. В этой части отдельно отмечу, что необходимо проработать вопросы конкретизаций гарантий при оказании бесплатной медицинской помощи. Это касается видов, объема, условий оказания медицинской помощи. [1] Исключением тут могут быть сложные заболевания, уровни лечения которых сложно предугадать.
Еще одна проблема, которая также связана с медициной, касается права на санитарно-курортное лечение. Тут мы наблюдаем неравноправие категорий граждан при получении доступа к такой льготе. Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого права. Такие вопросы реализуются законодательством субъектов Российской Федерации, т. е. федерального значения не приобрели. Это и говорит о дифференцированном подходе в решении этой проблемы. Одни категории граждан бесплатно получают санаторно-курортное лечение. К примеру, судьи, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др. А в случае с другими категориями, мы говорим о необходимости обязательных условий для получения путевок: инвалидность, участие в Великой Отечественной Войне и т. д. 4] Вопрос даже состоит не в самой льготе, а в том, что как только встает вопрос о предоставлении путевки, возникают проблемы с отсутствием мест в курортных зонах, количеством персонала в них, да и качеством медицинских услуг. Преимущественно отличаются платные санатории. Поэтому граждане и предпочитают не надеяться на реализацию бесплатной путевки.
Согласно изменениям в Основах законодательства РФ об охране здоровья, функции по перераспределению финансов принадлежат теперь субъектам. Но, к сожалению, субъекты не перераспределяют их нужным образом. [2] О существовании проблем свидетельствуют доводы на сайте Уполномоченного по правам человека. Именно они ограничивают доступ граждан к реализации права на охрану здоровья. Граждане не заинтересованы в пользовании такой возможностью, как обращение к Уполномоченному. Количество обращений, на наш взгляд, заставило бы муниципалитет в урегулировании вопросов с распределением медикаментов, в первую очередь. А также в решении вопросов с улучшением качества обслуживания, поскольку на грубое и невнимательное отношение части медицинского персонала к пациентам тоже мало кто жалуется. Опять же недостатком в этом вопросе является бесплатность обслуживания.
Перейдем к следующей проблеме с наличием очередей при лекарственном обеспечении. Проблема с долгим ожиданием лекарств остро стоит практически во всех субъектах. Регулирование этого вопроса также относится к органам местной власти. Отсутствие препаратов, своевременной поставки лекарств влияет на ухудшение здоровья людей, которые не могу долго обходиться без назначенных лекарств. В таких случаях люди сами приобретают лекарства на свои деньги. Нередко приходится покупать эти лекарства в более дорогих аптеках. Там наблюдается полный ассортимент, вежливый персонал, отсутствие очередей, хорошо развита система электронного заказа и получения препаратов. Это и служит преимуществом самостоятельного обеспечения.
При этом определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. № 676-О закрепляет обязательство государства на обеспечение необходимыми лекарствами людей независимо от того, отечественного они производства или иностранного. У граждан нет возможности на своевременность получения лекарств отечественного производства, не говоря об ином. [3]
Наши рекомендации могут коснуться обращения внимания на функции Уполномоченного по правам человека в реализации и защите конституционного права граждан РФ. Мы считаем, что необходимо расширить полномочия в рамках правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека. Ему могут быть переданы права по составлению заключений, обязательных для исполнения органами государственной власти по устранению нарушений прав граждан. [7]
Тут же хотели отметить необходимость привлечения граждан в регулировании своих же прав на охрану здоровья. Социальный контроль и повышенное внимание окажут давление на порядок регулирования этого вопросами. Необходимо увеличить статистику обращений с этим вопросом в правоохранительные органы.
Необходимо усовершенствовать законодательное регулирование вопросов объема предоставляемых услуг: как государственных, так и частных, а также урегулировать вопросы ценообразования. Постараться решить вопрос с различием цен на рынке на одни и те препараты, хотя бы в пределах одного субъекта.
Мы должны устранить негативные факторы, мешающие повышению эффективности реализации такого конституционного права, как право на бесплатную медицинскую помощь. При этом необходимо учитывать судебную практику, практику обращений в правоохранительные органы. Необходимо применять также опыт зарубежных стран.
И главное помнить: улучшение охраны здоровья граждан, усиление конституционной гарантированности и защищенности прав и свобод человека в сфере здравоохранения должно иметь ценностное значение для страны.
Литература:
- Азаров, А. А. Организационно-правовое обеспечение конституции-онного права граждан на медицинскую помощь / А. А. Азаров, И. А. Захаров, Н. В. Косолапова и др. // Здравоохранение. 2012. -№ 10.-С. 15–23.
- Лукашев, Е. А. Права человека / Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 2013. — 573 с.
- Маймулова, В. Г. Правовое обеспечение охраны здоровья граждан / В. Г. Маймулова и др. СПб., 2007. — 43 с.
- Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина Теорет.-правовое исслед.: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / А. С. Мордовец. Саратов, 2010. — 384 с.
- Мохов, А А. Медицинское право — самостоятельная отрасль российского права // Право и политика. — 2012. — № 8. — С. 129
- Попов, В. Л. Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие / В. Л. Попов, Н. П. Попова. СПб.: Деан, 2009.-256 с.
- Тихомиров, А. В. Медицинское право: Практическое пособие / А. В. Тихомиров. М.: Статут, 2008. — 416 с.
- Шевченко, Ю. Л. Правовые основы здравоохранения в России / Ю. Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР Медицина, 2011. — 211 с.