Настоящая работа представляет собой конспекты двух последовательных уроков английского языка в 10-м классе по теме «How Different the World Is!», посвящённых арктическом пейзажу.
Ключевые слова: дидактика, старшая школа, конспект, английский язык, природа, арктический пейзаж.
Тема природы является одной из центральных в курсе изучения английского языка, и её освоению уделяется пристальное внимание на всех ступенях обучения — и в общеобразовательной школе, и в университете. Объясняется это тем, что окружающая нас природа представляет собой неотъемлемую часть нашего бытия, служит человеку естественной средой обитания, неиссякаемым кладезем пропитания, рекреационной зоной, а также источником эстетического удовольствия и вдохновения. Активное и пассивное владение языковыми средствами, пригодными для описания природы, есть поэтому залог успешного построения продуктивного общения в широком спектре часто встречающихся коммуникативных ситуаций, так или иначе связанных с природой.
В рамках этой глобальной темы особую популярность в силу различных причин приобретает в последнее время тема Арктики. Данный природный регион мира с неуклонно возрастающим интересом изучается как с утилитарных, так и с художественно-эстетическим позиций.
В целях демонстрации возможностей применения тематики арктического пейзажа в преподавании английского языка в старшей школе нами составлены конспекты двух уроков английского языка в 10-м классе общеобразовательной школы по теме «How Different the World Is: Arctic Landscape» (УМК «English» В. П. Кузовлева, М. Н. Лапы, Э. Ш. Перегудовой и др.) [1].
В рамках разработанных нами двух уроков английского языка учащимся предложено рассмотреть понятие арктического пейзажа и изучить основные языковые средства, которые могут быть использованы для его воссоздания в устной или письменной речи.
Основой для создания конспектов занятий послужил УМК для 10-х–11-х классов общеобразовательной школы под редакцией В. П. Кузовлева, М. Н. Лапы и Э. Ш. Перегудовой [1]. Заявленные уроки представляется целесообразным провести в рамках первого раздела темы «How Different the World Is!» под названием «Different Landscapes — Different Countries». Данный раздел посвящён изучению использующихся для описания пейзажей лексических единиц (desert, ocean, coast, huge, mountainous и им подобных), выполнению заданий на соотнесение стран и описаний особенностей их природы, обсуждению климата и других вопросов, так или иначе связанных с природой. Предлагаемые уроки, таким образом, органично встраиваются в логическую структуру учебного курса и обогащают его дополнительными сведениями как чисто лингвистического, так и экстралингвистического характера. Кроме того, в арктических и приарктических регионах нашей страны содержание разработанных занятий можно рассматривать в качестве средства реализации регионального компонента образовательной программы.
При формулировке целей занятий, а также подборе видов упражнений мы опирались на работы Е. И. Пассова [3] и Е. А. Маслыко [2].
Обозначим сквозные цели занятий «How Different the World Is: Arctic Landscape»:
1) образовательная: создать условия для формирования у учащихся лексических навыков по теме «Arctic Landscape», а также усвоения ими знаний о пейзаже и Арктике в целом;
2) воспитательная: создать условия для формирования у учащихся интереса, уважения и бережного отношения к природе Арктики;
3) развивающая: создать условия для развития у учащихся памяти, внимания, наблюдательности и аналитических умений.
В рамках занятий рассмотрению подлежат следующие вопросы:
1) понятие пейзажа;
2) понятие Арктики;
3) понятие арктического пейзажа;
4) лексические единицы, используемые для описания различных компонентов арктического пейзажа — растительности, суши и её рельефа, водных объектов и так далее.
Представим краткую сквозную логическую схему обоих занятий:
- На первом этапе в режиме интерактивной лекции проходит обсуждение содержания понятий «пейзаж», «Арктика» и «арктический пейзаж».
- На втором этапе учащимся предлагается описать на английском языке то, что они видят на картинках, изображающих арктические пейзажи. Картинки в количестве трёх штук демонстрируются посредством проектора. Задача ребят заключается в составлении и последующем озвучивании краткого, но по возможности исчерпывающего письменного описания увиденной природной местности.
- Далее учащиеся знакомятся со словами, которые могут быть использованы для более точного и эстетически ценного описания арктического пейзажа. Ученикам выдаются списки подлежащей усвоению, либо активизации лексики на листах формата А4. Перевод слов в распечатках не представлен, дети заносят его на листы со слов учителя, благодаря чему, с нашей точки зрения, существенно возрастает эффективность запоминания, поскольку в этот процесс включается моторика. Отметим, что не все слова являются заведомо новыми для ребят — некоторые из них входят в школьную программу и известны детям, а их включение в списки объясняется стремлением активизировать данную лексику именно в контексте описания пейзажей. На дом детям даётся задание выучить лексику, с которой они только что познакомились.
- На первом этапе следующего урока школьники под контролем учителя повторяют выученные дома слова и выполняют задание на составление собственных предложений с использованием изученной лексики. Работа выполняется письменно, после чего учащиеся зачитывают получившиеся предложения, а их одноклассники переводят данные предложения на русский язык.
- После повторения и отработки выученных слов учащимся предлагается описать картинки с предыдущего занятия — на этот раз более полно и красочно, используя полученные на предыдущем уроке и закреплённые в ходе домашней работы и первой части текущего урока лексические знания. Задание выполняется устно — с опорой на ранее составленные тексты дети создают относительно развёрнутые, обогащённые изученной лексикой высказывания.
- На предпоследнем этапе урока учащиеся практикуются в выполнении комплексного лингвистического анализа кратких арктических пейзажных описаний, извлечённых из повести Джека Лондона «Белый Клык». Дети вычленяют используемые для описания пейзажей слова, называют грамматические особенности контекстов, а также при поддержке преподавателя идентифицируют известные им стилистические фигуры, делающие пейзажные описания информационно и эстетически более ёмкими и художественно ценными.
- На заключительном этапе занятия проводится рефлексия, подразумевающая обобщение полученных знаний и приобретённых умений и навыков, а также формулирование устного отзыва о прошедшем занятии.
Проведение предлагаемых занятий предполагает наличие следующего материально-технического оснащения: цветной проектор высокого разрешения, либо интерактивная доска; раздаточный материал в форме распечаток списков лексических единиц на листах формата А4.
Ниже представлены конспекты предлагаемых занятий.
Занятие №1.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время |
Организационный |
– Good morning/afternoon, dear children! How are you? Who is absent today? — At the previous lesson we started a new topic called «Different Landscapes — Different Countries». Within the frames of this topic, as we already stated last time, we are supposed to learn the landscape-related words and consider the ways they are used in real landscape descriptions. — I think that discussing various deserts, prairies and canyons is of course of great importance, but it would be much more useful and exciting to take a closer look at northern landscapes that actually surround us in our everyday life. — Today I suggest discussing Arctic landscapes and language means used to describe such landscapes. |
Приветствуют учителя и отвечают на его вопросы. Слушают учителя. |
1 min 1 min |
Основной |
– Okay, let’s get it started. First of all, we are to define what is understood by the term «landscape» as such. So, how could you explain what a landscape is? — Well, I see that you try really hard and that you are interested in finding the best definition. Actually, there are a lot of definitions of the word «landscape» that are different from one another and sometimes even contradictory to one another. If we look this word up in a defining dictionary we will find the following explanation: «Landscape is everything you can see when you look across a large area of land, especially in the country». This definition tells us that landscape is a visually perceived view of a large open area. It is not mentioned here that landscape can be constituted by natural objects only. So, landscapes can include both natural objects and those made by man. As many scientists point out, landscapes include not only visual images, but also sounds, tastes, scents, feelings of temperature, etc., the combination of which makes up a unique vivid image of nature and some man-made objects. — So, as we can see, landscape is a complex phenomenon. Do you have any question as far as the definition of a landscape is concerned? — Okay, let’s keep going. If we are going to speak about Arctic landscapes, we should define the notion of the Arctic as well. How could you explain what the Arctic is? — Yes, you are right, the Arctic is usually interpreted as the cold icy territory lying behind the Arctic Circle. But we should remember that such a definition is purely scientific. In our everyday life we understand the Arctic in a broader way as all northern territories of our planet characterized by severe climate conditions. — Now we can finish this theoretical part of our lesson by saying that the Arctic landscape is a complex picture of a large area of the northern land. You may put this definition down. — Now have a look at the blackboard, please. We are going to describe some pictures that show us Arctic landscapes. So, look at the first picture and describe it in writing. Three sentences will be enough. Okay, the second picture. And the third one.Примечание 1. — Well done! Now, let’s read your descriptions. One by one, please. — Thank you for your work! But I have a question. Do you think that your descriptions can be improved? If so, how can they be improved, from your point of view? — Yes, I fully agree with you. If you knew more various words connected with landscapes, you would be able to describe landscapes in a much brighter and more interesting way. So, why not learn such words right now?! — Now I give you sheets of paper where you’ll fine useful words for describing landscapes. There are no translations, but that is no problem, we’ll put them down now. So, read the words after me and put down their translations.Примечание 2. |
Предлагают варианты трактовки понятия «пейзаж». Слушают объяснения учителя и задают ему имеющиеся вопросы. Предлагают варианты трактовки понятия «Арктика». Слушают объяснения учителя, в случае необходимости задают ему вопросы, записывают в рабочие тетради выведенное в ходе занятия определение арктического пейзажа. Заносят создаваемые описания пейзажа в рабочие тетради. По цепочке читают составленные описания. Отвечают на вопросы учителя. Произносят слова за учителем и записывают их перевод на русский язык. |
2 min 3 min 2 min 2 min 10 min 10 min 1 min 12 min |
Заключительный |
– Okay, we’ve worked very well today! Thank you so much. Your home task is to learn these words by heart. At the next lesson we’ll continue working with this topic. — See you next time, goodbye! |
Записывают домашнее задание и прощаются с учителем. |
1 min |
Примечание 1.
Для описания ребятам предлагаются следующие изображения арктической природной местности:
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Примечание 2.
Учитель указанным образом отрабатывает с детьми следующие лексические единицы:
растительность: tree — дерево; sapling — молодое дерево; spruce — ель; pine — сосна; cluster/clump — группа (деревьев); thicket/underbrush — заросли кустов или невысоких деревьев; bush — куст; grass — трава;
суша и её рельеф: rock — скала; cave — пещера; slope — склон; surface — поверхность;
водные пространства: waterway — водный путь; stream — ручей; fork — разветвление; bank — берег;
температурные условия: cold — холод; frost — мороз;
характеристики освещённости: darkness — темнота; moonlight — лунный свет;
прилагательные и глаголы для описания различных аспектов арктического пейзажа: tall — высокий; small — маленький, невысокий, небольшой; dark — тёмный; grey — серый; to be covered with — быть покрытым (чем-либо); to run — течь, бежать.
Данные слова отобраны на основании критерия частотности и новизны из посвящённого воспеванию Арктики произведения Джека Лондона «Белый Клык», а также дополнены другими единицами, которые могут пригодиться при описании арктических пейзажей.
На упомянутых листах А4 слова могут также быть указанным образом сгруппированы по темам и сопровождаться иллюстративными картинками, создающими в сознании детей определённые ассоциации и повышающими посредством этого скорость и эффективность запоминания новой лексики.
Занятие №2.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время |
Организационный |
– Good morning/afternoon, boys and girls! How are you getting on? Who is absent today? — Today we continue the topic «Arctic Landscape». |
Приветствуют учителя и отвечают на его вопросы. |
1 min |
Основной |
– What was your home task? — Yes, you were supposed to learn the landscape-related words by heart. Let’s check your knowledge. I will say phrases in Russian and your task is to translate them into English. Is the task clear? Okay, we start.Примечание 1. — Well done! Now that you know all the necessary words your task is to make up three sentences with them. Do that task in writing. You have five minutes. — So, the time’s up! Now each of you should read the sentences and then choose the classmate whose task will be to translate the sentences into Russian! So, be very attentive. Let’s go! — Thank you. And now let’s go back to the pictures that we tried to describe at the previous lesson. Now you know the words used for describing landscapes, so your descriptions will be much brighter. Let’s try and describe the same pictures again orally! You may use the texts that you created last time. — Thank you for your work. And now we should complete the last task. You will be given short fragments from Jack London’s novel «White Fang». These fragments include descriptions of landscapes. You are supposed to look through the text and understand how the author describes landscapes — what words and in what forms he chooses, what stylistic devices he makes use of, etc. Is the task clear? Okay, you have five minutes to look through the texts and then we will discuss this all together.Примечание2. — Let’s check up what you’ve done. |
Отвечают на поставленный вопрос. Устно переводят предложенные учителем выражения. Составляют предложения. Зачитывают предложения, затем выбирают одноклассника, который выполняет перевод. Устно описывают пейзажи с опорой на имеющиеся тексты и с учётом изученной лексики. Читают краткие отрывки текста и анализируют языковые средства описания пейзажа. Проверяют выполнение задания вместе учителем. |
1 min 3 min 5 min 15 min 7 min 5 min 5 min |
Заключительный |
– Now, boys and girls, I want to thank you for your interest, patience and diligence. — What new did you find out during the last two lessons? Did you like these lessons? Why? — That’s really nice! So, I hope that the information about Arctic landscapes was really exciting and useful. See you at the next lesson, goodbye! |
Отвечают на вопросы учителя и прощаются с ним. |
3 min |
Примечание 1.
Учитель предлагает детям на перевод следующие выражения:
еловые деревья — spruce trees; группа сосен — acluster/clump of pines; На берегу маленького ручья растёт маленькое деревце — On the bank of the small stream there is a sapling; в темноте леса — in the darkness of the forest; высокие деревья — tall trees; маленькая пещера в скале — asmall cave in the rock; поверхность, покрытая снегом — asurface covered with snow; ручей, текущий в реку — astream running into the river; тёмные кустарники — dark bushes; мороз — frost; мелкая растительность — small thicket/underbrush.
Примечание 2.
Для анализа учащимся предлагаются следующие три контекста из повести Джека Лондона «Белый Клык»:
‒ He had left the cave and run down to the stream to drink.
‒ Dark spruce forest frowned on either side of the frozen waterway.
‒ Bill had already gone from sight; but now and again, appearing and disappearing amongst the underbrush and the scattered clumps of spruce, could be seen One Ear.
Предполагается, что в процессе анализа дети должны обратить внимание на использование изученных в ходе занятий новых лексических единиц (cave, stream, spruce, waterway, underbrush, clumps), указать на густоту арктического леса (глаголы to appear, to disappear в сочетании с предлогом amongst и множественным числом существительного clump), отметить его темноту (dark) и биологический состав (spruce). Также учащиеся должны упомянуть холод как неотъемлемый атрибут арктических территорий (frozen). Кроме того, необходимо также идентифицировать олицетворение (forest frowned).
Литература:
- Английский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. — М.: Просвещение, 2009. — 351 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. — Минск: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с.
- Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.