Современный детский сад — это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.
Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения данной задачи, я считаю необходимо создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей и укрепление здоровья детей.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Говоря о создании здоровьесберегающей среды, подразумевается следующие направления:
Основные направления:
- Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;
- Обеспечение благоприятной адаптации.
- Выполнение санитарно-гигиенического режима.
- Проведения обследования.
- Лечебно-профилактические мероприятия; Предупреждение заболеваний: витаминизация «С», релаксация, индивидуальный подход
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
- Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей — одна из основных задач дошкольного образования. В своей работе я руководствуюсь нормативными документами: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребенка», Устав дошкольного образовательного учреждения. Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах познания. Работая по программе «Радуга», я пользуюсь и методическим пособием Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Формирование культуры здорового образа жизни является одной из главной задачей первичной профилактики в укреплении здоровья детей. Для решения этой задачи мы разработали условия для создания здоровьесберегающей среды:
‒ формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
‒ использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
‒ конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
‒ обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В работе я использую следующие технологии, которые способствуют созданию здоровьесберегающей среды:
‒ непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж), а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
‒ реабилитационные мероприятия (витаминотерапия, функциональная музыка, физкультура)
‒ организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные с учётом сезона, возраста. В каждый вид деятельности я включаю упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей.
Ежедневно провожу гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
С целью реализации задачи по созданию здоровьесберегающей среды, в группе создана обстановка, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность: освобождено место, соответствующим образом расположена мебель и оборудование, предоставлены в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность, также мы приобрели горку, в группе имеется спортивный уголок: гимнастическая стенка для лазанья, мячи, воротики, кубы для перешагивания и другое оборудование
Рис. 1. Игровая зона групповой комнаты 1 младшей группы
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье — основополагающее условие духовного и нравственного развития человека.
На основании парциальной программы по физическому воспитанию «Физическая культура — дошкольникам» (Автор: Л. Д. Глазырина) в своей группе я стараюсь оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства. В соответствии с указанной целью физического воспитания я поставила перед собой следующие задачи:
Оздоровительная: укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма;
Образовательная: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;
Воспитательная: содействие умственному, эстетическому воспитанию.
С воспитанниками своей группы я провожу работу по созданию среды наполненной традициями культуры здорового образа жизни, положительного эмоционального фона на занятиях, веду учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности. Также мною проводится организация детей и воспитательная работа с ними при проведении режимных процессов (умывание, прием пищи, одевание, раздевание, сон), гигиенический уход за детьми и воспитание у них гигиенических навыков и привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни, гигиеническая оценка игр и занятий с детьми, внимание к осанке и охрана зрения детей. Также использую здоровьесберегающие технологии направленные на укрепление здоровья детей:
Формы работы |
Время проведения врежиме дня |
Особенности методики проведения |
Технологии сохранения истимулирования здоровья |
||
Бодрящая гимнастика |
После сна в постелях |
Простые упражнения |
Игровой час |
После сна в группе каждый день |
Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений |
Динамические паузы |
Во время занятий 2–5 минут. По мере утомляемости детей. |
Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, ежедневно |
Используются только элементы спортивных игр, игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. |
Пальчиковая гимнастика |
Индивидуально, с подгруппой и всей группой, ежедневно |
Проводится в любой отрезок времени. |
Дорожки здоровья |
После сна, на физкультурном занятии |
Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки |
Технологии обучения здоровому образу жизни |
||
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю в том числе и на улице (в зависимости от погоды) |
Занятия проводятся в соответствии с программой |
Посещение бассейна |
2 раза в неделю |
Занятия проводятся в соответствии с программой |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно |
Комплексы подбираются в соответствии с программой |
Физкультурные досуги, праздники |
Один раз в квартал |
Эффективная форма активного отдыха |
Ситуативные малые игры |
Один раз в неделю |
Ролевая подражательная имитационная игра |
Коррекционные технологии |
||
Технологии музыкального воздействия |
Сеансы во второй половине дня |
Используется спокойная музыка, звуки природы |
Взаимодействие с семьей по проблеме воспитания здорового ребёнка является приоритетным направлением в моей работе. Ведь у истоков формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые, как носители определенных физических качеств. Я считаю, что родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка, поэтому, провожу с ними беседы, консультации о здоровом образе жизни. Стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания как групповые, так и общие. Я подробно познакомила родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашей группе, на родительском собрании «Будь здоров», которое проходило в форме круглого стола. Обсуждались вопросы о важности движения, правильного питания, сна. Особое внимание обратили родителей на такой метод как закаливание. Показали и рассказали о закаливающих мероприятиях, которые мы проводим в нашей группе: — ходьба по Дорожке Здоровья или коврику «Травка», которые являются профилактическим средством плоскостопия. Хождение босиком — самый простой и нетрадиционный способ закаливания.
Рис. 2. Хождение по дорожкам здоровья после дневного сна
На информационных стендах для родителей оформлены рубрики, освещающие вопросы оздоровления, предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, пальчиковые игры, советы по оказанию элементарной медицинской помощи. Также, в работе с родителями по формированию здорового образа жизни я использую информационно-наглядные мероприятия: папки-передвижки на тему «Нужен ли дневной сон ребенку?», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Режим дня дома» и многое другое.
Совместно с родителями в группе изготавливалось нетрадиционное спортивное оборудование, собрана новая мебель для детей в группе, был обновлен участок для прогулок, в зимнее время родители помогают очистить участок от снега, делают снежные горки для детей и удобные подходы к ним
Рис. 3. Сборка мебели родителями для группы
Ничто так не сближает детей, родителей и воспитателя, как проведение совместных праздников. С родителями были проведены совместные мероприятия: «Веселые старты», «Папа, мама, я спортивная семья», «Клоун Степа в гостях у ребят» — совместные праздники не только сближают, но и дарят положительные эмоции, приятные воспоминания. Физкультурные праздники и досуги, «дни Здоровья» совместно проведенные с родителями, нацелены на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.
Литература:
- «Радуга». Планирование работы в детском саду с детьми 3–4 лет. Т.И Гризик, Т. В. Глушкова, Т. Н. Доронова, С. В. Елизарова, С. Г. Якобсон и др.