На
обложке изображен инженер Петр Петрович
Гарин, персонаж советского фантастического фильма «Крах инженера Гарина»
(1973 г.), снятого по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера
Гарина». По итоговой задумке автора романа инженер Гарин украл идею создания
гиперболоида у своего учителя Манцева и с его помощью, одержимый
идеей мирового господства, на короткое время стал диктатором США.
Роман
был окончен к 1927 году. В нем описана идея создания прибора, способного
генерировать тепловой луч огромной мощности, в настоящее время известного
как лазер. Уже в то время идея создания гиперболоида не была такой уж
фантастической.
Вот
что говорил об этом А. Толстой: «Когда писал «Гиперболоид инженера Гарина»
(старый знакомый, Оленин, рассказал мне действительную историю постройки такого
двойного гиперболоида; инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 году
в Сибири), — пришлось ознакомиться с новейшими теориями
молекулярной физики. Много помог мне академик П. П. Лазарев.
Много лет я веду записные книжки, но записываю мало, главным образом —
факты».
Роман
был несколько раз переработан, сокращен, восстановлен, лишен «взрослых» сцен
для издания в «Детгизе», снова дополнен. С учетом многочисленных
переработок романа не обошлось без анахронизмов и исторических ляпов, тем
не менее есть в нем и факты, имеющие реальную историческую основу,
например, взрыв химического завода в Германии.
Дважды
роман экранизировали. Но до этого дошло только в 1960-е годы, когда в СССР
значительно развился интерес к фантастическому жанру.
В
1965 г. на советские экраны вышел «Гиперболоид инженера Гарина» режиссёра
Александра Гинцбурга.
В
1973 году — «Крах инженера Гарина», снятый уже Леонидом Квинихидзе.
Сравнивая
две экранизации, критики отмечают, что в первой был сделан акцент не на
научной, а на социальной составляющей, в результате чего картина
оказалась малозрелищной и перегруженной идеологическим пафосом. Во второй
экранизации режиссер учел ошибки своего предшественника и сделал упор на
стремительном развитии событий, детективной интриге и научной фантастике,
хотя и тут не обошлось без идеологии: фантастическая линия отошла на
второй план, а на первый вышла идеологическая линия нацистов, желающих
прибрать к рукам гаринский «аппарат».
Разными
получились и центральные фигуры, сыгранные в первой экранизации
Евгением Евстигнеевым, а во второй — Олегом Борисовым. Если Гарин
в исполнении Евстигнеева был психологически убедительным фанатиком идеи
обладания миром, умным, расчетливым и упорным, не чуждым иронии, то Борисов
сыграл в «Крахе…» не «незлобивого паренька», а дьявольски умного и расчетливого
циника, стремящегося завоевать мир любой ценой. Недаром его персонаж обладает
способностью к мистическим исчезновениям и возникновениям,
настойчивостью искусителя и шармом соблазнителя.