Актуальность.
Ранний возраст, является сензетивным периодом для развития речи. Работа по развитию речи с детьми должна проводиться особенно серьёзно и настойчиво в первые три года жизни.
Если же в это время (первые три года) создаются неблагоприятные условия, то развитие функций речи задерживается и в более позднем возрасте компенсируется с трудом и неполностью, понадобиться масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Дети владеющие речью и в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, понимают друг друга и согласовывают свои действия.
Воспитание детей с задержкой в развитие речи, представляет большие трудности, как в детском саду так и в семье.
Заметила из собственного опыта. По результатам обследования вновь прибывших детей в детский сад
выявились такие результаты: из 14 детей только двое владели запасом активно используемых слов, трое использовали облегчённые слова(би- би, ням- ням.)
остальные «молчуны».
С детьми всё меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.
По данным Юнеско,представленным Ю. М. Смирновой, 93 % современных детей смотрят телевизор по 28 часов в неделю, что намного превосходит общение со взрослыми. Просмотр телевизора, сидение за компьютером, обеспечивает занятость детей, позволяет взрослым заниматься своими делами, игнорируя потребность детей в непосредственом общении с близкими взрослыми, провоцируя возникновение эмоционально- личностного, информационно- смыслового разрыва между родителями и детьми. Д. И».Фельдштен» описал «Дети сегодня в принципе вышли из системы постоянного контакта со взрослым сообщством».
Родители не знают, как и через что развивать речь детей. В подвижные, речедвигательные, пальчиковые не умеют играть.
Кроме того, дети редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками, вместо шнуровок и пуговиц, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания. Бытовые предметы и приборы управляющие с помощью пульта.
ФГОС предлагает взаимодействовать с родителями (законными представителями)по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлекать их в образовательную деятельность.
ЗаконР.Ф. «Об образовании» ст.18. п.1
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте, детский сад же выступает в роли помощника в этих вопросах».
Таким образом возникла необходимость проводить совместную деятельность родителей с детьми тем самым оказывать им помощь.
Совместная деятельность — деятельность двух и более участников образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и тоже время.
Признак совместной деятельности взрослых и детей- наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации.
Обеспечение условий для организации партнёрской деятельности и общения.
– включённость взрослых в деятельность наравне с детьми, сотрудничество взрослого с ребёнком.
– добровольное присоединение детей к деятельности.
– возможность свободного размещения, перемещения и общения в процессе деятельности.
– открытый конец деятельности.
– цель и содержание совместной деятельости могут быть презентованы взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты детьми.
Совместная деятельность родителей с детьми проводится по темам итоговых мероприятий.
Развлечения:
– «Наши любимые игрушки»
– «Игрушки у Маши в гостях»
– «В гости к зайчику в осенний лес»
– «Снеговик»
– «Зимующие птицы»
– «Едем в зоопарк»
– «Подарки весны»
– «Едем в цирк»
Цель. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.
Задачи.
Родителей
- Привлечь внимание родителей к развитию речи их детей.
- Создать эмоционально- положительное настроение, способствующее сближению взрослых и детей (педагогов).
- Научить взаимодействовать с ребёнком по демократичному типу.
Детей.
- Развивать понимание речи и активизировать словарь.
- Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний(кря-кря, тик-так,динь-дон),отдельных слов, произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса.
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять предложения из 3–4 слов, отвечать на вопросы и задавать их.
Рассказывать в 2–4 предложениях о нарисованном, увиденном на прогулке.
Форма организации: по подгруппам (5–6 человек).
Алгоритм проведения мероприятия.
1 этап подготовительный (предварительная работа)
– подбор материала и обрудования, методической литературы, написание конспекта.
– разработка памяток для родителей.
– работа с детьми: разучивание стихов, загадок пальчиковые, речевигательные, подвижные игры.
2 этап проведение мероприятия.
– Игровая мотивация.
– Встреча с героем.
– Выполнение игр и игровых упражнений.
– Продуктивная деятельность (для развития мелкой моторики): пластилинография, бумагопластика, рисование ладошкой, пальчиками).
Проведение совместной деятельности родителей с детьми способствует сближению родителей с детьми и с воспитателями. Создаёт эмоционально- положительное настроение. Родители не наблюдатели, зрители, а являются равноправными партнёрами, на равных с детьми выполняют упражнения, играют. Наглядно видят,как и с помощью каких игровых упражнений методов и приёмов можно развивать речь детей. Видят своего ребёнка, какой он среди других детей(в социуме).
Родители после проведенных мероприятий пишут положительные отзывы, с просьбой проводить такие мероприятия.
Составила и провела развлечения воспитатель д.с 29 «Одуванчик»
Петровская Е. А.
Участники: дети и родители.