К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макаренко, М. А. К вопросу регулирования статуса беженца в международном праве / М. А. Макаренко, Г. Г. Фастович, Е. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47819/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается международно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, анализируются их права и обязанности, а также приводится анализ международного миграционного кризиса, его особенности, проблемы, а также предлагаются пути выхода из международного миграционного кризиса.

Ключевые слова: ООН, беженцы, вынужденные переселенцы, права, обязанности, миграционный кризис, Евросоюз, ассимиляция.

The article discusses the international legal status of refugees and internally displaced persons and examines their rights and responsibilities as well as the analysis of international migration crisis, its features, problems, and proposes ways out of the international migration crisis.

Key words: UN refugees, internally displaced persons, rights, obligations, migration crisis, the European Union, assimilation.

Беженцами, согласно Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой 71-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2016 г. и Конвенции ООН от 28.07.1951 «О статусе беженцев», «признаются лица, которые покинули страну постоянного проживания в силу стечения чрезвычайных обстоятельств, также к беженцам чаще всего относят лиц, которые ищут убежище или вынужденных переселенцев, но при этом эти лица официально статуса беженца так и не получили» [3].

В Европе еще в средние века признавалось право убежища в церкви, которое распространялось не только на уголовных преступников [5].

Со временем в международном праве появилось понятие политического убежища, такое убежище получали в основном диссиденты и революционеры. Понятие беженцев, которое применимо сегодня в международном праве, появляется вовремя Первой мировой войны, после подписания в 1922 году первого соглашения о статусе русских и армянских беженцев, позже статус беженца корректировался дополнительными соглашениями, подписанными лигой Наций в 1924- 1928 годах.

В указанных соглашениях впервые были определены права беженцев и их право на проездной документ, а именно нансеновский паспорт.

В последствие действия соглашений о беженцах были распространены на всех беженцев из Турции и нацистской Германии. После Второй Мировой войны была создана международная организация по делам беженцев, которая была преобразована в 1951 году в УВКБ ООН, в этом же году был также принят устав данной организации [8].

С 1950 года контроль за соблюдением прав беженцев был возложен на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Международно-правовой статус беженцев сегодня определяется в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев и протоколом, касающимся статуса беженцев, принятым 28 июля 1951 года [5].

Основными элементами правового статуса беженцев являются права и свободы и их непосредственные обязанности.

Также обязательным элементом правового статуса беженца является гражданство и гарантии получения статуса беженца или вынужденного переселенца. Раскрывая особенности вышеперечисленных элементов статуса беженцев, права и свободы беженцев преимущественно складывается из прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, которые предоставляются им наравне с гражданами государства, в которое они прибыли, но при этом эти права приобретают более льготный режим по сравнению с правами которые предоставляются иностранцам, права и свободы, которые предоставляются исключительно беженцам, права и свободы беженцев которые вытекают из их личного семейного статуса и семейных отношений.

Кроме того, комплекс личных прав беженцев состоит также из прав, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, согласно которому права, приобретенные беженцами в стране своего гражданства и постоянного места жительства, сохраняется за ним независимо от страны пребывания, а также права, вытекающие из личного статуса беженца, признаются государством пребывания беженцев и вынужденных переселенцев при условии, если эти права были признаны законами данного государства [2].

Кроме прав, беженцы, так же как и граждане страны, в которую они прибывают, имеют определенные обязанности. Основными среди них являются: обязанность соблюдать законы и иные предписания в стране пребывания, обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания, а также запрещается принудительная депортация беженцев и вынужденных переселенцев в страну, из которой они прибыли [6].

Сегодня в связи с большим потоком беженцев и вынужденных переселенцев из Сирии, Турции и Пакистана некоторые страны Европы находятся на пороге миграционного кризиса, что вынуждает Евросоюз ужесточать правила пересечение своих границ. Сегодня страны Балканского региона не принимают беженцев вовсе [3].

Это связано с тем, что практически непрекращающийся поток беженцев ранее лишил рабочих мест граждан этого региона. Одной из проблем существующего миграционного кризиса стало слияние потоков легальной и нелегальной миграции и экономической эмиграции беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем основная масса мигрантов, прибывает в основном в страны Западной Европы.

Одной из проблем миграционного кризиса является так называемая стихийная миграция, которая связана с военными действиями в Сирии. Неслучайно сегодня основной поток мигрантов — это сирийцы, которые потеряли не только средства к существованию, но и свой дом. В самом начале миграционного кризиса в 2014–2015 годах сирийцы мигрировали в основном в Турцию и Иорданию.

Но со временем поток беженцев увеличился, и Турция уже была не способна принять такое количество беженцев и вынужденных переселенцев, спасающихся от войны. Кроме того, поток беженцев из Сирии дополнился беженцами из Афганистана, Северной Африки, и ливийцами, так как в Ливии гражданская война разгоралась с новой силой. Всё это было дополнено еще усилившейся активностью исламских террористов.

Для выхода из иммиграционного кризиса правительство стран Евросоюза приняло дополнительное финансирование от правительства Турции, всё это помогло пресечь миграционный поток из Турции в Европу на ближайшие три года. Второй причиной миграционного кризиса и усиления потока иностранных беженцев и вынужденных переселенцев является упрощенный порядок получения вида на жительство и разрешение на работу в странах Евросоюза [1].

Многие политики и специалисты в области международного права перспективы разрешения существующего сегодня миграционного кризиса связывают с пессимистичными прогнозами. Для решения существующих проблем беженцев и вынужденных переселенцев предлагается три возможных варианта. Это добровольное возвращение беженцев и вынужденных переселенцев на родину, а также расселение и ассимиляция [11].

Для решения проблем добровольной репарации необходимо основываться на свободном и хорошо продуманном решении, основанном на соблюдении и гарантии права беженцев и вынужденных переселенцев. Только при соблюдении этих условий гарантированно удачное завершение репарации. На сегодняшний день репарация в странах Евросоюза достигла самого низкого уровня, за последние 30 лет, но тоже время возрастает роль расселения беженцев вне страны пребывания [5].

Комиссариат ООН по делам беженцев, содействуя расселению беженцев, перемещает их в то государство, где бы они располагали убежищем, но при этом это государство не является их родиной. В 2016 году число стран, которые предлагали комиссариат ООН планы и возможности по расселению беженцев, составляло 27 стран [7].

Управление Верховного комиссариата ООН считает, что этого количества стран недостаточно, и оно нуждается в увеличении. Под ассимиляцией (местной интеграцией) Комиссариат ООН подразумевает полную интеграцию беженцев и вынужденных переселенцев с населением принимающих их стран с учётом интеграции в экономические юридические, социальные и культурные процессы [10].

Принимающая сторона, в этом случае предоставляет беженцам и вынужденным переселенцам все существующие на ее территории гарантии соблюдения прав граждан своей страны, но одновременно обязывает их жить в соответствии со своими законами и моральными нормами.

Разница менталитетов между эмигрантами из Сирии, Ирана. Пакистана и Афганистана и принимающей стороной, в качестве которой выступает гражданин Евросоюза, показала нежелание эмигрантов прибегать к полной или частичной ассимиляции, и то, что они пытались сохранить свою самобытность, культуру, обычаи и моральные нормы, привело к развитию проблем и обострению миграционного кризиса.

Во-первых, это обострило существующий миграционный кризис и привело к расколу Евросоюза на два лагеря. Так, например, Великобритания практически провела референдум о выходе из Евросоюза и 43 % жителей поддержали эту идею.

Государства, которые выступали за прием мигрантов и сохранение за эмигрировавшей частью населения культурно этнических традиций, возложили вину за происходящее на страны, которые участвовали в военной операции в Сирии. Так, например, Венгрия и Чехия, в отличии в Германии были против приема эмигрантов вообще. Беженцы, по убеждению правительства Венгрии и Чехии, несли опасность, связанную с уничтожением культуры и менталитета Евросоюза, проявляя свое нежелание ассимилироваться.

В сентябре 2015 года Евросоюзом был принят план по расселению более 120000 беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, что вызвало недовольство правительства Словакии, Венгрии и Чехии. Правительства этих стран попытались оспорить решение Евросоюза о предоставлении квоты на расселение мигрантов и вынужденных переселенцев в европейском суде в Люксембурге, и хотя это не дало ощутимых результатов, но подобные действия привели к тому, что в Европе рядом стран были приняты меры, направленные на ужесточение условий для вновь прибывших беженцев и вынужденных переселенцев, с целью снижения привлекательности страны для мигрантов. Правительство Австрии, нарушая внутренние соглашения о принятии беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев, ввело квоту и стало принимать не более 80 заявлений в сутки на предоставление убежища мигрантам. Здание из Швеции полиции и таможенным органом предоставили право обыскивать беженцев и вынужденных переселенцев и изымать у них ценные вещи и наличные деньги, которые превышали сумму более 1,500 долларов, конфискованные средства формально шли на покрытие расходов связанные с приемом и содержанием беженцев и вынужденных переселенцев.

Правительство Дании также для ограничения принятия большого количества беженцев и их семей вело правило, согласно которому эмигранты, получившие убежище в этой стране, не имеют право привозить членов своей семьи в страну [9].

Германия ввела положение, согласно которому беженцы из Албании, Косово, Черногории, Марокко, Туниса и Алжира должны быть высланы на родину, так как данные страны были признаны Евросоюзом безопасными для проживания. Германское правительство ввело правило, согласно которому расходы, связанные с расселением беженцев, прохождение беженцами языковых курсов и курсов переподготовки, которые необходимы им для получения работы в Германии, должны были компенсироваться за счёт самих беженцев, желающих получить вид на жительство и работу в Германии. Швеция, совместно с Данией, ввели процедуру проверки документов на границе, что осложнило прибывающим, на автобусах в поездах и кораблях с юга беженцам, на получение разрешений на въезд в эти страны.

Во-вторых, в Евросоюзе, в связи с наплывом беженцев и переселенцев, прочно укоренилось мнение о том, что вместе с ними в страну проникают террористы и вербовщики. Это привело к тому что, в 2014 году правительство Нидерландов ещё на этапе предоставления документов для получения убежища беженцам и вынужденным переселенцам вывела 50 % молодых мужчин, которых подозревали в военных преступлениях. Позже в 2015 году было выявлено 30 подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола, в 2016–2017 годах в Европе могут находиться более 5000 сторонников террористических движений, которые уже прошли обучение, это убеждение было подкреплено также случившемся в Париже терактом, всё это привело к формированию в Европейском обществе атмосферы страха и неприязни беженцев эмигрантов и вынужденных переселенцев [4].

Всё это также обернулось дестабилизацией общественной безопасности беспорядки накануне 2016 года в Германии, Швеции Австрии Швейцарии и Финляндии, привели к тому, что население этих стран обвинило беженцев в воровстве, насилии и нанесении телесных повреждений различной тяжести. Все эти действия подтверждались роликами, размещаемыми в интернете очевидцами преступлений. Эти действия не остались незамеченными в различных европейских странах. Так, например, в Финляндии, а затем и в Эстонии была зарегистрирована некоммерческая организация под названием» Солдаты Одина», данная организация была призвана защищать сохранность прав граждан и различных групп населения, от преступлений, совершаемых беженцами и вынужденными переселенцами [9].

Так как в Европе беженцы и вынужденные переселенцы хотя и прибыли страны временно и собирались покидать эту страну только при наличии такой возможности, для них не было предпринята каких-либо программ адаптации и интеграции, всё это привело к развитию возможной угрозы, связанной с размытием европейской культурной идентичности и христианства мусульманством. Так как в 2015–2016 годах большинство беженцев прибыли в основном из восточных стран.

В связи с чем правительством стран Евросоюза, где существовали, центры компактного проживания беженцев и обычного населения стран Европы указали на то, что ассимиляция или интеграция мусульман в европейскую культуру практически невозможна.

Несмотря на всё обозначенные проблемы, наплыв беженцев и вынужденных переселенцев и развития связанного с ними кризиса, Россию в большей степени обошло стороной, это связано с тем что Россия не является привлекательной страной для беженцев и вынужденных переселенцев из восточных стран из-за низкого уровня выплаты пособий, что не покрывало расходов связанных с приобретением документов о статусе беженца и выплаты государственной пошлины на подачу этих документов, но в тоже время через Россию в Финляндию, был выстроен так называемый «арктический маршрут» в связи с чем попасть в Норвегию смогли более 5000, беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Так по данным ФМС России, в 2015 году заявлением о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца обратились 337 граждан Сирии но ни один из них не получил данного статуса, из обратившихся в ФМС 360 граждан Афганистана статус беженца получили только 15 человек. По мнению правительства Сирии, Россия сама по себе является потенциальным поставщиком беженцев в Европу, всё это связано с ухудшением экономической ситуации в стране и принятием беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, для которых Россия является страной с наиболее благоприятным климатом для проживания и получения образование, и для получения тут работы в дальнейшем [9].

Заканчивая рассмотрение вопроса, связанного с регулированием статуса беженцев в международном праве, хотелось бы выделить следующие проблемы [4].

Ведение странами Евросоюза ограничения на получение работы, беженцев из Афганистана Пакистана Сирии и других восточных стран, можно разрешить, разработка специальных инструментов и программ содействие мобильности интеграции различных беженцев вынужденных переселенцев и экономических мигрантов [9].

Также в условиях существующего кризиса Евросоюз нуждается пересмотр существующей миграционной политики с учётом интересов именно беженцев и вынужденных переселенцев, которые ищут в Евросоюзе не только новое место жительства, но и работу. Приток новой рабочей силы необходим некоторым странам Евросоюза, так как перед ними уже остро стоит проблема старения работоспособного, демографического дисбаланса и невозможности полный переквалификации работников среднего и пожилого. В тоже время управление потоками легальных мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, приведет к усилению координации между органами у власти и предприятиями и частными организациями, обеспечивающими рабочие места для населения.

В связи, с чем правительству Евросоюза следует вести более тщательный мониторинг запросов необходимых на рынке труда, а также предпринять программы стимулирования беженцев и вынужденных переселенцев, способствующих изучение языков, и адаптации иммигрантов в странах Евросоюза.

Литература:

  1. Directive 2009/52/EC of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 providing for minimum standards on sanctions and measures against employers of illegally staying third-country nationals // OJ. L 2009 168.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6–28.
  3. Конвенция ООН от 28.07.1951 «О статусе беженцев» // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6–28.
  4. Егорова Е. Н. Правовые аспекты регулирования трудовой миграции граждан из третьих стран на территории Европейского союза / Егорова Е. Н. // Миграционное право. 2017. N 2. С. 23–26.
  5. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах: принята 71-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2016 г. // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org.
  6. Картахенская декларация о беженцах // Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / Сост. Ю. Л. Сарашевский, А. В. Селиванов. Минск: Тесей, 2000. 463 с.
  7. Конвенция Организации африканского единства // Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / Сост. Ю. Л. Сарашевский, А. В. Селиванов. Минск: Тесей, 2000. 463 с.
  8. Никитенко И. В. Современная миграционная политика и ее влияние на миграционную безопасность России // Миграционное право. 2015. № 4. С. 14–17
  9. Миграционный кризис в Европе // Центр научной политической мысли и идеологии. URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope.
  10. Симонова Н. С. Международные гарантии как средство обеспечения выполнения договорных обязательств: новый методологический подход // Международное публичное и частное право. 2015. № 4. С. 3–6
  11. Приходько В. П., Король М. М. Миграционные проблемы и пути их решения // Миграционное право. 2015. № 3. С. 13–17.
Основные термины (генерируются автоматически): беженец, переселенец, миграционный кризис, Европа, Сирия, Турция, страна Евросоюза, дело беженцев, поток беженцев, Чехия.


Похожие статьи

Проблемы миграции в странах Европы

В данной статье охарактеризованы современные проблемы миграции иностранных граждан, в страны Европы начиная с 2015 года, в связи, с чем рассмотрены перспективы и пути разрешения миграционного кризиса.

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Правовой статус иностранцев по международному праву

Статья исследует правовой статус иностранцев в международном праве, анализируя их права и обязанности на территории других стран. Обсуждаются вопросы гражданства и правовой защиты.

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Проблемы миграции в Российской Федерации

Данная статья посвящена проблемам миграции в Российской федерации. Проведенное исследование позволило выявить проблемы, в том числе связанные с пандемией, с геополитическими событиями, связанными с конфликтом на Украине и санкционным давлением на РФ....

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются националь...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной пробле...

Похожие статьи

Проблемы миграции в странах Европы

В данной статье охарактеризованы современные проблемы миграции иностранных граждан, в страны Европы начиная с 2015 года, в связи, с чем рассмотрены перспективы и пути разрешения миграционного кризиса.

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Правовой статус иностранцев по международному праву

Статья исследует правовой статус иностранцев в международном праве, анализируя их права и обязанности на территории других стран. Обсуждаются вопросы гражданства и правовой защиты.

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Проблемы миграции в Российской Федерации

Данная статья посвящена проблемам миграции в Российской федерации. Проведенное исследование позволило выявить проблемы, в том числе связанные с пандемией, с геополитическими событиями, связанными с конфликтом на Украине и санкционным давлением на РФ....

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются националь...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной пробле...

Задать вопрос