Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 20.01.2018

Статья просмотрена: 4921 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Кадетские корпуса современной России / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47828/ (дата обращения: 17.10.2024).



Общепризнано, что Россия является единственным государством мира, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. «Военному человеку не одни военные, а также и нравственные добродетели иметь должно», — гласит Устав кадетского корпуса 1766 года. Кадетские корпуса давали глубокое образование, высокую подготовленность выпускников к дальнейшему обучению, осуществляли целенаправленную подготовку своих воспитанников к поступлению в высшие учебные заведения.

В современной России идея возрождения кадетского образования вызвана к жизни потребностями государства, состоянием общества и органично вписывается в процесс изменений в системе образования страны, обозначенный как модернизация образования. Сегодняшнее состояние кадетского образования характеризуется ростом не только военных, но и военизированных кадетских образовательных учреждений. Во многих регионах России открыты и создаются органами управления образованием кадетские школы-интернаты, корпуса, классы. Своеобразный «расцвет» кадетских корпусов пришелся на середину 90-х годов XX века. В то время, помимо существовавших в системе Министерства Обороны суворовских и Нахимовского училищ, появилась масса кадетских школ. В их массовом создании можно усматривались две тенденции — с одной стороны военные учебные заведения с падением престижа службы в армии стали испытывать дефицит потенциальных абитуриентов, и поэтому кадетское образование было призвано поддержать престиж воинской службы, с расчетом на то, что значительная часть выпускников этих учебных заведений, если хотя бы не поступит для дальнейшей учебы в военные вузы, то хотя бы не будет «бегать» от прохождения срочной службы по призыву, с другой — социальные «преобразования» в стране породили огромное количество «запущенных» с педагогической точки зрения подростков, которых, по мнению идеологов возрождения кадетских корпусов, сможет скорректировать похожая на настоящую армейскую дисциплину, и в конечном итоге «игра в армию» будет играть для них роль воспитательного компонента, прививая таким образом чувство ответственности.

Кадетское образование в современной России — явление достаточно неоднородное. Все кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. Кадетские корпуса — образовательные учреждения, которые действуют на основании различных документов, используют различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Начиная с 2014 года и в обычных общеобразовательных школах появились профильные кадетские классы. В рамках такого профиля школьников готовят к военной службе в высших учебных заведениях. Подготовку к военной службе в Москве ведут 2 типа учебных заведений:

  1. Принадлежащие Департаменту Образования г. Москвы (ГБОУ)
  2. Принадлежащие Министерству Обороны (МО)

Таблица 1

http://www.nirsi.ru/NewGeneration/n101/stat43.JPG/

http://www.ruscadet.ru/kktoday/system/common/sys-21.gif

Рис. 1. Система кадетских учебных и образовательных учреждение России второго десятилетия XXI века

Важнейшую роль в кадетском образовании играет возрождение лучших традиций обучения и воспитания подрастающего поколения. Кадетские образовательные учреждения создали уникальную модель кадетского образования, выработали новое содержание этого направления в образовании, применяют новые технологии обучения, восполняют недостаток в школах мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для гармоничного раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на государственном гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе. Проанализировав литературу по обучению и воспитанию в кадетских корпусах, мы выделили несколько особенностей кадетского образования:

  1. Кадетская образование — это специально организуемый, целенаправленный процесс воспитания и обучения мальчиков, результат усвоения воспитанником систематизированных знаний, навыков и умений, развитие личности, мировоззрения и познавательных процессов в результате чего формируется высокообразованный, здоровый, патриотически настроенный член современного общества;
  2. Это специфический уклад жизнедеятельности с воинским укладом и бытом, регламентируемый четким распорядком дня, ношением кадетской формы одежды, широким использованием ритуалов и церемоний, строевых приемов и субординации в общении, принятых в военной среде;
  3. Это уважение государственных, военных и кадетских символов и атрибутов, которые имеются в каждом кадетском учреждение с учетом специфики от цвета погон до профиля: морских, казачьих, ракетных, спасателей и т. д.;
  4. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения;
  5. Проведение ежегодных летних практических полевых занятий на базе войсковых частей для кадет по окончании учебного года;
  6. Это привлечение для работы с кадетами опытных офицеров-воспитателей, эти военные педагоги призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики кадетского образовательного учреждения.

У всех кадетских корпусов имеется разная ведомственная принадлежность и разные формы обучения.

Первый тип — это кадетские корпуса, принадлежащие Департаменту образования г. Москвы. Это средние общеобразовательные учреждения, где дети изучают помимо основных предметов дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму кадетов и придерживаются определенного распорядка дня. Кадетские школы департамента образования могут быть как школами-интернатами, так и обычными школами. Отличие в том, что в школах-интернатах дети находятся 5 дней в неделю и домой уходят только на выходные, а в обычных кадетских школах дети приходят и уходят каждый день.

Второй тип кадетских корпусов — это корпуса, принадлежащие министерству обороны. Они предоставляют полный пансион с постоянным проживанием. Увольнения — только в выходные дни. Обучение проводится в соответствии с приказами Министерства обороны.

В каждом кадетском корпусе есть определенный набор традиций. Кадетские традиции — это очень важный аспект образования. Это ряд установившихся обычаев, которые не узаконены специальными приказами, а сформированы самими кадетами. Эти традиции связаны с патриотизмом и готовностью служить Отечеству, это неписанный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий кадетов узами дружбы и товарищества. Огромный опыт обучения и воспитания, накопленный в кадетских корпусах царской России, не был забыт и предан забвению на новом витке развития российского общества. В деле формирования и развития современных кадетских корпусов используются многие положительные стороны прежней кадетской системы. Но нынешняя система кадетских корпусов не может быть полным аналогом прошлого. В современных условиях она должна основываться на новейших реальностях в деле развития военного образования и защиты Отечества. В то же время оптимальное функционирование современных корпусов и их развитие невозможно без учета всего ценного и полезного, что было накоплено в недавнем историческом прошлом. Развитие системы кадетского движения становится делом не только государственным, рассматриваемым только на уровне Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ, но и на уровнях субъектов Федерации, администрации краев, областей и городов. Это обстоятельство позволяет в современной России создать эффективную и динамичную систему кадетского образования. Поэтому обращение к опыту прошлого в области создания и развития системы кадетских корпусов, как надежной, эффективной и весьма необременительной для общества структуры, обеспечивающей обучение и воспитание кадров не только для армии и флота, но и для других ведомств, имеет непреходящее значение. Сейчас в России существует огромное количество кадетских корпусов, которые различаются между собой не только ведомственной принадлежностью, но и спецификой: казачьи, музыкальные, МЧС и т. д. Это позволяет ребятам выбрать учреждение, соответствующее их пожеланиям и потребностям. Во всех кадетских корпусах работают высококвалифицированные педагоги и воспитатели, благодаря которым обучающиеся становятся гармонично развитыми личностями, обученными не только основным предметам, но и основе военной подготовке и других направлений в зависимости от вида кадетского корпуса. В кадетских корпусах широко используется и применяется военно-патриотическое воспитание, которое так необходимо и важно для нашей страны сейчас. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что кадетское образование сейчас — это широко распространенное явление, которое с каждым годом пользуется все большей и больше популярностью и это не случайно, потому что потребность общества в воспитании патриотов своей страны, любви к Родине и традициям своего народа, как никогда важно для нашей страны сейчас.

Литература:

  1. Филиппов, Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. — СПб.1997.
  2. Соболева О. Е. Воспитание в современных кадетских корпусах // Начальная школа: плюс-минус. — 2009. — № 2. — С. 47.
  3. Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.
  4. Ермаков А. М. Возрождение кадетских корпусов и кадетского духа//Бюллетень. — 1998. — № 57.
  5. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское образование, корпус, ведомственная принадлежность, кадетский корпус, москва, современная Россия, военная подготовка, военная служба, военно-патриотическое воспитание, Россия.


Задать вопрос