Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 20.01.2018

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47830/ (дата обращения: 16.11.2024).



Профессионально важные качества (ПВК) педагога являются интегрированным личностным образованием педагога, отражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению различных управленческих функций (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационной, контрольно-регулятивной и др.).

В принятом новом Государственном стандарте начального образования реализуется компетентностный подход к обучению, сущность которого В. Савченко формулирует в виде краткой формы: “привычный результат обучения “я знаю” меняется на “я знаю, как это применить, я это понимаю” [1]. Следовательно, в Государственном стандарте вложено содержание, которое должно способствовать развитию основной компетентности “учить учиться” для начальной школы имеет особое значение. Как утверждает В. Савченко, без развитого умения учиться не может быть эффективного образования, и поскольку учебная деятельность у младших школьников формируется впервые, она требует особого внимания.

Понятие «специфика ПВК» проявляется в трех основных аспектах:

1) в том, что какие-либо качества могут быть нужны только для данной профессии (специальности) и не требоваться для других даже родственных профессий, это можно назвать спецификой самих качеств.

2) одинаковые по своей сути качества необходимы для многих или даже для всех родственных профессий, но на разном уровне своего развития — для одних профессий нужен высокий уровень качества, для других — средний или низкий, имеется в виду специфика уровня развития качества.

3) наконец, своеобразие ПВК может выражаться в том, как они структурированы, какое место занимает в общей структуре ПВК то или иное качество (группа, подструктура качеств), следовательно, речь здесь идет о специфике иерархии качеств, их ранге.

Изучение проблемы показало, что ПВК личности учителя начальных классов базируется на общей структуре ПВК учителя, а между различными учительскими специальностями по сути имеется больше сходства, чем различия, так как функции, содержание деятельности разных учителей схожи, и это требует во многом одинаковых педагогических способностей и других ПВК; различия в большей степени определяются спецификой преподаваемых предметов.

Вместе с тем выявляется своеобразие профессии и ПВК учителя начальной школы. Кратко оно состоит в следующем. Для учителя младших классов действительно необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно-математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно учителям начальных классов должны быть особенно свойственны внимание к мелочам и деталям, сочетание яркого образного мышления со словесно-логическим, способность вообразить себя не только в роли реальных, но и фантастических персонажей

Исследовав теоретические аспекты, мы обратились к участникам педагогического процесса с вопросом, каким они видят идеального учителя будущего учителя, какие качества его характеризуют? Мы провели собственный опрос для выяснения мнения тех, кого касается данный вопрос, это ученики, учителя, родители, работодатели (представители администрации учреждения образования). В ходе опроса и анкетирования мы задавали вопрос, выясняли, каким из профессионально-личностных качеств учителя они отдают преимущество. Опрос, анкетирование проводилось различными способами. Одним участникам предлагалось самостоятельно определить профессионально-личностные качества учителя, остальным участникам были предложены анкеты, в которых среди предложенного перечня качеств необходимо было определить основные.

В результате анализа полученных данных было установлено, что учителя, на первое место ставят знания по предмету, дисциплине, мастерство, то есть качества, которые характеризуют профессионализм. Другие данные полученные в результате анализа обработки анкет учащихся, они, в отличие от учителей, на первые места ставят следующие профессионально-личностные качества: справедливость, доброту, искренность, тактичность, честность, вежливость, порядочность, толерантность, чувство юмора, то есть те качества, которые характеризующих гуманистический подход к учащихся и студентов и создают комфортные условия для обучения. Родители определили как профессиональные качества — знания предмета, умение подать знания, организовать учебно-воспитательный процесс, требовательность так и качества гуманистического направления — уважение к детям, терпение, доброта. То есть родители совмещают те качества, которым отдали предпочтение учителя и ученики. Работодатели (представители администрации учреждений образования) отметили, что будущие учителя должны быть коммуникативные, инициативные, креативные, трудолюбивые, порядочные.

Для каждой специализации учителя и в зависимости от функций, которые будет выполнять будущий учитель зависит набор или перечень профессионально -личностных качеств. Мы остановимся на качествах будущего педагога, который при условии сформированности указанных ниже качеств будет успешно выполнять различные педагогические функции. Учитывая результаты исследования теоретических источников, собственного опроса и ориентиры современной педагогики на гуманизацию и демократизацию учебного процесса, а также соглашаясь с мнением Кузьминой Н. В. относительно того, что учителю-мастеру не обязательно обладать всеми перечисленными (существующими) качествами, а достаточно сформировать основные, поэтому нами были определены приоритетные профессионально- личностные качества будущего учителя, которые на наш взгляд являются самыми существенными с точки зрения эффективности педагогической деятельности, а именно, коммуникативность, толерантность, творчество (креативность), эмпатия, гуманность.

Итак, профессионально важные качества педагога являются динамическим образованием, требует постоянного развития и содержательного наполнения новыми данными — педагогики, психологии, антропологии, педагогического менеджмента. Выявленную специфику ПВК следует учитывать в профессиональной ориентации, при отборе поступающих в педагогические учебные заведения, а главное, в процессе подготовки будущих специалистов, в деятельности преподавателей педучилищ и педвузов, в работе учителей по профессиональному совершенствованию.

Литература:

  1. Казакова А. А.. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24

3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. —— Л.: Знание, 1985. — 32 с.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М., Академия, 2004, 320 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, учитель, будущий учитель, Государственный стандарт, класс, начальная школа, общая структура, профессионально-личностное качество учителя, собственный опрос.


Похожие статьи

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Профессионально важные качества личности учителя

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств будущего учителя профессионального образования

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач

Теоретические основы профессиональной деятельности педагога

Похожие статьи

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Профессионально важные качества личности учителя

Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств будущего учителя профессионального образования

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач

Теоретические основы профессиональной деятельности педагога

Задать вопрос