В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что существование без них уже трудно представить. Начавшееся в середине XX-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа — информационного. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. В современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Благодаря возможностям средств массовой информации, личность может познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление. Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].
Подростковый возраст, как известно, является одним из наиболее сложных периодов. Изменяются мировоззрение, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл как кризисный период развития, связывая это с представлениями о биологической обусловленности процессов сферы развития.
В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, которые влияют на центральную нервную систему, отмечается бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму [4, с. 35].
Необходимо отметить, что средства массовой информации стали существенным фактором воспитания — подростки стараются подражать распространенным образцам. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.
Согласно закону РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [7].
Средства массовой информации подразделяют на следующие виды: электронные, печатные, интернет-СМИ (электронные газеты, журналы, сайты) [5, с. 18].
Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка.
ХX столетие считают веком телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с ростом его влияния на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации [1, с. 12].
Согласно социологической теории, СМИ, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции: оперативное информирование об окружающей среде, мире; социализация, воспитание; развлечение, занимательный досуг; сплочение, интеграция аудитории, социума, общества [8, с. 32].
Можно отметить, что содержание современных российских СМИ, и в первую очередь телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно к детям и подросткам, которые относятся к самой внушаемой ее группе. Так, реальные события и факты на ТВ нередко тенденциозно отбираются, субъективно искажаются, предвзято интерпретируются, обслуживая те или иные финансово-политические кланы.
В современной действительности особую остроту приобрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Так, в ряде стран Европы и США были зафиксированы случаи, когда дети после просмотра сериалов различного рода терминаторах и супергероях пытались, выйдя на шоссе, рукой остановить мчащийся грузовик [2, с. 11]. Также известны случаи, когда дети выходили на дорогу или выпрыгивали из окон, чтобы полетать, после того как просмотрели определенные телепередачи, фильмы и т. п. [3, с. 42].
Следующий вид средств массовой информации — печатный. Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. Важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию, — очень длительный и трудоёмкий процесс.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует значительное количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я«, больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательств, печатающие их. Тематика подобных журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием. Их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. Новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, необходимо умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания не учитывают этот фактор [6].
Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. По статистическим данным, 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь [9].
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Подобным образом может последовать увлечение угрожающими их здоровью девиациями.
По статистике, самым большим риском знакомства с деструктивными личностями и сообществами является общение в чатах или социальных сетях. Подростки могут быть вовлечены в радикальные политические группы, сатанинские культы, которые существуют в реальном мире, но принимать участие в них подростку легче, сидя за компьютером у себя дома.
Онлайн-игры наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и просоциального отдыха, вредя психическому и физическому здоровью [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что современные российские медиасистемы в значительной мере оказывают особое влияние на личность подростка. Познавательно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждаются подростки, нередко подменяется на деструктивно направленное содержание, развлечения.
Литература:
- Луман, Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. — 2000. — № 4. С.431.
- Дроздов, А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. — 2014. — № 8.
- Музыкант, В. Л. Теория и практика современной рекламы: монография. — М., 1998. Ч. 1. — 115 с.
- Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М.: ЧеРо, 2005. — 524 с.
- Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 213 с.
- Жилавская, И. В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов Всеросс. научн.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007 / Сост. И. В. Жилавская. — Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007.
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (10.10.2017).
- Семёнов, В. Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи: социологический анализ // Царскосельские чтения. — 2010. –№ XIV. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rossiyskoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 10.12.2017).
- Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mirznanii.com/a/174023/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-formirovanie-lichnosti-detey-i-podrostkov.