Двойственная природа определения правового статуса унитарного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Гулевская, И. А. Двойственная природа определения правового статуса унитарного предприятия / И. А. Гулевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47871/ (дата обращения: 18.12.2024).



Такая организационно-правовая форма как унитарное предприятие обладает правосубъектностью наравне с иными коммерческими организациями, но, в свою очередь, имеет специфические черты, которые свойственны только данной форме.

Унитарное предприятие как коммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие, являясь хозяйствующим субъектом, должно иметь самостоятельный баланс. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ коммерческие (некоммерческие) организации должны иметь самостоятельный баланс (смету), который является основной формой бухгалтерской отчетности юридических лиц. В балансе отражается состояние источников формирования и направления вложений капитала на определенную дату, объем капитала и его структура в денежном выражении: по составу, размещению или основным направлениям вложения (актив), по источникам образования (пассив). Итоги актива и пассива, равные друг другу, показывают общий размер капитала, находящегося в распоряжении компании на момент составления баланса.

Как коммерческая организация унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование предприятия, в котором указывается организационно-правовая форма юридического лица, наименование предприятия. Законодатель точно установил, что наименование предприятия не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности, необходимо конкретное название, позволяющее идентифицировать юридическое лицо на соответствующем рынке товаров и услуг. Для примера приведем следующие фирменные наименования унитарных предприятий: государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка», государственное унитарное предприятие по строительству, ремонту и содержанию автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений «Ставрополькрайавтомост» и т. п.

В отличие от иных коммерческих организаций унитарному предприятию свойственны следующие черты: специальный порядок создания (реорганизации, ликвидации), ограниченная правоспособность, особый правовой статус имущества, неделимость имущества, учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия (в исключительных случаях по обязательствам предприятия несет субсидиарную ответственность), обязательное перечисление предприятием в бюджет части прибыли за пользование государственным имуществом, специфика создания филиалов и открытия представительств, отличительная особенность быть участниками (членами) коммерческих (некоммерческих) организаций и др. Далее более подробно проанализируем указанные специфические черты.

1. Специальный порядок создания (реорганизации, ликвидации) унитарного предприятия.

Процесс создания унитарного предприятия основывается на волеизъявлении его единоличного учредителя в лице Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, от имени которых действуют уполномоченные на то органы исполнительной власти. Данное волеизъявление должно быть соответствующим образом оформлено в письменном виде в форме административно-распорядительных документов органов исполнительной власти (приказов, постановлений, распоряжений).

П. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения учредителем о создании унитарного предприятия. Условно их можно разделить на реализацию функций государства в сфере обеспечения безопасности, решения социальных задач, ведения научно-технической деятельности, производства товаров (работ, услуг) для нужд государства. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024, гласит, что унитарные предприятия должны создаваться только в тех сферах деятельности, которые не могут быть поддержаны и обеспечены иными хозяйствующими субъектами.

2. Ограниченная правоспособность унитарного предприятия.

Имеющиеся у унитарного предприятия права и обязанности ограничиваются предметом и целями его деятельности. Под предметом деятельности понимается совокупность общественных отношений в соответствии с установленными видами деятельности предприятия, а целями деятельности — общественно-полезный результат, получаемый от работы предприятия.

Правоспособность предприятия раскрывается в единственном учредительном документе предприятия — уставе. Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 161-ФЗ в уставе предприятия указываются не только цели создания предприятия, но и строго установленный перечень видов деятельности предприятия. Из анализа указанной нормы можно сделать вывод об ограничении законодателем правоспособности предприятия как хозяйствующего субъекта ввиду обеспечения защиты прав учредителя как собственника имущества унитарного предприятия.

3. Особый правовой статус имущества и неделимость имущества унитарного предприятия.

Специфика правового статуса имущества унитарного предприятия заключается в том, что данное имущество закрепляется собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения ограничивает правомочия унитарного предприятия по поводу распоряжения таким имуществом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Неделимость имущества унитарного предприятия подразумевает, что такое имущество является единым и не подлежит распределению по вкладам (долям, паям).

4. Учредитель унитарного предприятия не несет ответственность по обязательствам предприятия.

Основы правового статуса государственных (муниципальных) предприятий определены положениями ст. 114 ГК РФ. Государственное (муниципальное) предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Важным моментом является тот факт, что собственник имущества государственного (муниципального) предприятия не отвечает по обязательствам предприятия. Однако из этого правила есть исключение, обусловленное спецификой отношений между собственником имущества и самим предприятием. Так, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК РФ на собственника имущества государственного (муниципального) предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана указаниями или действиями собственника имущества указанного предприятия.

5. Обязательное перечисление предприятием в бюджет части прибыли за пользование государственным имуществом.

В целях повышения эффективности использования государственного имущества с унитарных предприятий взымается ежегодно обязательный платеж в пользу государства от части чистой прибыли предприятия. Размер отчислений устанавливается нормативно-правовым актом исполнительного органа государственной власти. Так, постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» установлено, что унитарные предприятия ежегодно перечисляют в бюджет не менее 25 процентов прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

6. Специфика создания филиалов и открытия представительств унитарными предприятиями.

Порядок создания филиалов и открытия представительств унитарными предприятиями по сравнению с правилами, закрепленными в нормативных актах, регулирующих порядок создания филиалов и представительств иными юридическими лицами, имеет определенную специфику, которая выражается в следующих моментах. Во-первых, с учетом особого правового статуса унитарных предприятий, не обладающих правом собственности на закрепленное за ними имущество, вопрос о создании филиала или об открытии представительства унитарного предприятия должен решаться только на основании согласия собственника имущества унитарного предприятия. Во-вторых, создание филиалов и открытие представительств унитарных предприятий регулируются: на территории Российской Федерации — положениями Закона № 161-ФЗ, иными федеральными законами.

7. Отличительная особенность унитарных предприятий быть участниками (членами) коммерческих (некоммерческих) организаций.

Закон № 161-ФЗ устанавливает возможность унитарных предприятий быть участниками (членами) как коммерческих, так и некоммерческих организаций. При этом законодатель делает акцент на том, что унитарные предприятия могут участвовать не во всех организациях, а только в тех, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Анализ положений п. 4 ст. 66 ГК РФ, а также федерального законодательства о коммерческих организациях позволяет сделать вывод, что унитарные предприятия могут принимать участие в хозяйственных товариществах и обществах, которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (полное товарищество, коммандитное товарищество (товарищество на вере), акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью).

Унитарные предприятия могут принимать участие и в некоммерческих организациях, к которым относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации принимается его руководителем самостоятельно, однако он предварительно обязательно должен получить согласие собственника имущества на такое участие, поскольку участие в коммерческих и организациях осуществляется путем распоряжения имуществом собственника, закрепленного за унитарным предприятием.

Однако, даже несмотря на согласие собственника, при решении вопроса об участии унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях либо о распоряжении вкладом, акциями унитарного предприятия необходимо учитывать, что унитарное предприятие распоряжается движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

Литература:

  1. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017).
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).
  4. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 № 317-ФЗ.
  5. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 (ред. от 30.06.2017) «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».
  7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Основные термины (генерируются автоматически): унитарное предприятие, предприятие, Российская Федерация, собственник имущества, ГК РФ, государственное имущество, обязательство предприятия, открытие представительств, хозяйственное ведение, особый правовой статус.


Задать вопрос