Использование краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, так как способствует формированию лингвистически компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.
Ключевые слова: краеведение, региональный компонент, процесс обучения иностранному языку, методы и формы обучения, воспитание патриотизма и гражданственности.
Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в рамках изучения иностранного языка является развитие и формирование личности, обладающей знаниями о собственной культуре, осознающей себя как носителя определенных культурных ценностей, как часть природной и социальной целостности. Необходимость решения данной задачи отражена в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым одной из целей изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Большую роль в достижении данной цели играет использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке. Умение обучающегося говорить о том, что ему близко и дорого, о том, что его окружает и волнует, позволяет ему стать интереснее своему иноязычному собеседнику. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа, бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.
Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям:
– включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства и т. д.) в программу изучения иностранного языка;
– творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.
Предметное содержание речи, отраженное в образовательной программе по иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему содержанию. Учителю необходимо согласовать краеведческий материал с программой, отбирая ту информацию, которая отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
На определённых этапах обучения для реализации содержания языкового образования на уроках иностранного языка в тематическое планирование учебной деятельности можно включить темы, которые дают наиболее полное и разностороннее представление о Кемеровской области:
– Географическое положение. Природа. Климат. Население. Коренное население Кузбасса (шорцы и телеуты). Населенные пункты.
– Кемерово — столица Кузбасса.
– История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники.
– Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство.
– Экологические проблемы региона.
– Образование.
– Средства массовой информации.
– Спорт.
– Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона.
– Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи.
– Известные люди Кузбасса.
Краеведческий материал связывает жизнь и быт любого региона и населённого пункта с огромным понятием нашей страны и существенно дополняют содержательную сторону речи.Уучащихся появляется интерес глубже изучить свой край, его культуру, обычаи и традиции. Это способствует формированию уважения к своей стране, малой Родине, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности. Также краеведческий материал помогает совершенствовать практическое владение иностранным языком: обогащается словарный запас обучающихся, совершенствуются грамматические навыки, развиваются речевые умения.
Введение краеведческой информации в процесс обучения иностранному языку позволяет реализовывать и воспитательную задачу — сформировать у обучающихся чувство патриотизма. Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» представляется особенно важным, так как одной из задач учреждения является воспитание патриотизма и гражданственности у кадет. Педагогу необходимо найти такие методы и формы работы с учениками, которые позволили бы им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины.
Работа с краеведческим материалом может быть организована на определенном этапе урока иностранного языка, в рамках интегрированного урока с другими учебными предметами, на отдельном внеклассном занятии, а также иметь более широкие временные рамки (проектная или исследовательская деятельность).
Включение регионального компонента в процесс обучения возможно через организацию различных форм работы:
– подготовка сообщений и докладов;
– защита рефератов;
– выпуск газет и постеров;
– устный журнал;
– написание сочинений;
– работа над проектом;
– инсценировка;
– проведение экскурсий, в т. ч. виртуальных;
– выпуск туристических путеводителей;
– подготовка мультимедийной презентации;
– создание видеофильмов и рекламных роликов;
– исследовательская работа;
– создание веб-квестов.
Реализация данных форм работы предполагает использование современных методов обучения, таких как:
– проблемное обучение;
– поисковые и информационно-коммуникационные технологии;
– ролевые игры;
– метод проектов.
Указанные методы и формы работы имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Необходимо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, обществознания, литературы, биологии и других предметов. В процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные музеи и достопримечательности, общаться с представителями старшего поколения с целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т. д.
Таким образом, использование регионального компонента является важной частью процесса обучения иностранному языку. Краеведческий материал способствует повышению эффективности процесса обучения иностранному языку и уровня положительной мотивации учащихся, их адаптации к окружающей социальной и природной среде, расширяет кругозор,помогает в выборе профессии, является средством нравственного и патриотического воспитания. Использование в обучении информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, познавательную активность каждого ученика, развивает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
Литература:
- Корниенко, П. А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам [Текст]: Дис. канд. пед. наук / П. А. Корниенко. — Пятигорск: 2005. — 185 с.
- Лиханова, В. В. Образовательные возможности краеведения в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / В. В. Лиханова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — № 1. — С. 209–215.
- Погорелая, Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников иностранным языкам [Текст] / Г. В. Погорелая // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 1. — С. 62–66.
- Сороковых, Г. В., Давыдова, О. В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку. [Текст] / Г. В. Сороковых, О. В. Давыдова // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 1. — С.63–69.
- Топленкина, И. П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. [Текст] / И. П. //Иностранные языки в школе. — 2007. — № 3. — С.51–53.