Структурно-содержательные критерии понятия «чувство общности» у детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Солонченко, С. С. Структурно-содержательные критерии понятия «чувство общности» у детей, оставшихся без попечения родителей / С. С. Солонченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47896/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современные отечественные психологи расходятся в своих мнениях, относительно структуры «группового чувства», у детей, оставшихся без попечения родителей, называя его «групповая идентичность» (Т. А. Панюшева) [7], «семейное мы» (А. А. Савкова) [10], «групповое чувство» (А. В. Карих) [10], «чувство мы» (Е. А. Левандовская) [6], «принадлежность к группе» (Е. Б. Микелевич) [10], выделение себя в «категорию мы» (В. С. Мухина) [10]. Так, Т. А. Панюшева используя термин «групповая идентичность», определяет его как ощущение принадлежности к группе, с которой человек связан социальными отношениями и общими ценностями. Автор отмечает, что отношения в группе не такие близкие, как в семье, но важны, поскольку принадлежность к группе является источником поддержки и понимания, ресурсом и своего рода ориентиром. Дети, изъятые из семей и попавшие в закрытые учреждения, теряют связь со своими семьями и не выбирают для себя группу, к которой они принадлежат [7]. В тоже время, А. А. Савкова поясняет, что «семейное мы» — это эмоциональное и когнитивное «мы» конкретной семьи, которое отсутствует у детей, оставшихся без попечения родителей [10]. В своей статье А. В. Карих автор отмечает, что знание о своих предках и своей семье — «чувство корней» — помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, у детей-сирот это чувство заменено «групповым чувством», которое формируется в результате постоянного нахождения в неизменной группе сверстников [10]. Рассуждая о формировании «чувства мы», Е. А. Левандовская отмечает, что в научной литературе сложились следующие представления об особенностях самосознания подростков-сирот: а) отсутствие семьи приводит к искаженному представлению о себе, несоответствию самооценки реальным возможностям, что проявляется в нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности, стремлении выбирать та­кие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы успех; б) неуверенность в своих возможностях формирует у подростков-сирот пассивность, лень, стремление избегать любую продуктивную активность, успех которой не гарантирован; в) не являясь зрелой личностью, воспитанник интерната не может найти опору в собственном внутреннем мире и находит ее в идентификации со сверстниками, имеющими тот же опыт и находящимися в тех же условиях. Таким образом, по мнению автора, у детей и подростков в закрытых детских учреждениях формируется особое «чувство Мы» [6]. Е. Б. Микелевич в ходе проведенного исследования выяснил, что многие подростки, оставшиеся без попечения родителей, не собираются строить свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться. Автор видит причину этого в сформировавшемся у сирот чувстве принадлежности к группе, когда они стремятся стать похожими на сверстников, с которыми проживают в детском доме [10]. Нельзя не отметить исследование, проведенное В. С. Мухиной, которая отмечает, что для детей-сирот характерно выделение себя в «категорию мы» (это организующая нравственная сила, которая позволяет ощущать себя защищенным), а других — в категорию «они» [10].

Мы обратили внимание, что психологи выявляют «чувство общности» у подростков, оставшихся без попечения родителей, в ходе наблюдения, делая на их основании выводы (Т. А. Панюшева, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых) [7, 10], либо идут дальше и определяют особенности формирования и влияния на дальнейшую социализацию подростков «чувства общности» (Е. А. Левандовская (Гребенникова), Н. И. Федорова, Д. Д. Савченко, И. А. Курочкина) [6, 2, 4]. В результате проведенного исследования Е. А. Левандовская выявила, что воспитанникам закрытых детских учреждений присуща идентификация с группой, при этом доминирующее положение во внутреннем мире занимает «образ Другого» во второстепенном положении находится «образ Я» [6]. Д. Д. Савченко отмечает, что вследствие депривации у подростков, воспитывающихся в закрытых учреждениях, образуется внутренний вакуум, который заполняется замещающими фигурами, в роли которых выступают как сотрудники учреждения, так и воспитанники. Таким образом, у воспитанников происходит переориентация привязанности на группу сверстников, или на доступных взрослых. Автор акцентирует внимание на том, что по результатам проведенного исследования, тотально депривированный подросток, в первую очередь, ориентирован на социального взрослого [9]. В своем диссертационном исследовании И. А. Курочкина выявила у подростков мужского пола, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, выявлена негативная идентичность, которая характеризует дезадаптивное состояние личности. Также автором выявлены факторы, обусловливающие нарушение социально-ролевой идентификации воспитанников закрытых детских учреждений мужского пола. У девушек, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений, определены факторы, обусловливающие проявление мужских стереотипных характеристик, протекание психической деятельности по мужскому типу, формирование нестабильного отрицательного «образа Я» [4]. Н. В. Лебедева отмечает, что в сознание подростков — социальных сирот отсутствуют «Другие», под которыми подразумеваются родители, или референтные группы сверстников. Подростки, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, определяют себя через «состояние» (я — такой-то), в то время как благополучные подростки — через «активность» (я — принадлежу к такой-то группе). Это состояние отнесено автором к номинации «особенности мироощущения» и характеризуется пессимистичным взглядом на жизнь. Таким образом, автор не подтверждает в своем исследовании наличие феномена групповой идентичности у воспитанников закрытых учреждений, по мнению автора, данный феномен скорее присущ подросткам, воспитывающимся в семьях [5]. О. А. Кожевникова рассматривает идентичность как психологическое условие адаптации личности в социуме. Автор отмечает, что у детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает диффузная идентичность и преждевременная остановка идентичности. При этом автор наблюдает низкий уровень принятия себя и других, низкий уровень эмоциональной комфортности, интернальности и стремления к домонированию, высокий уровень внешнего контроля, эмоционального дискомфорта и эскапизма, высокий уровень невроза кризиса идентичности [3]. Считаем необходимым отметить психологов, сделавших выводы на основании наблюдений. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых отмечают, что «если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает путаница ролей, или спутанная идентичность». К этому самому «противному случаю» авторы относят детей, оставшихся без попечения родителей. Основной причиной спутанной идентичности А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых видят в том, что «ребенок из учреждения с раннего детства имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любящими и заботливыми родственниками, ….. а с множеством постоянно меняющихся взрослых» [10]. И. Лангмайер и З. Матейчик также делают в своих наблюдениях акцент на характерную сиротам спутанную идентичность [10].

Таким образом, проанализировав и систематизировав найденную нами информацию, мы выяснили, что характеристиками понятия «чувство общности» являются: неразвитость чувства общности, особенности мироощущения, связь чувства общности с идентичностью (гендерной, личностной, семейной), ориентированность на социально-значимых взрослых, низкий уровень принятия себя и других, ролевая неопределенность, спутанность стереотипов мужского и женского поведения, деформированная идентичность, формирование стереотипов. Однако из внимания вышеуказанных авторов упущено выделение и, соответственно, описание компонентов чувства общности, к которым относится мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Идентичность вышеуказанных компонентов является необходимым условием для формирования чувства общности. Изучение этих компонентов позвонит нам изучить и описать условия возникновения, развития и корректировки чувства общности у детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

  1. Т. Г. Бохан, А. Л. Филоненко, О. Н. Бабушкина, «Особенности жизненного мира социальных сирот на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию» ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 363 Октябрь 2012 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА УДК 159.99
  2. Гребенникова Е. А., Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. 2011: [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1663.htm (дата обращения 14.01.2018).
  3. Кожевникова О. А., Психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2007.
  4. Курочкина И. А., Развитие гендерной идентичности детей-сирот подросткового возраста: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2016.
  5. Лебедева Н. В., Исследование самоопределения подростков: сравнительный анализ. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2/2011: [электронный ресурс]. URL:vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/5936 (дата обращения 14.01.2018).
  6. Левандовская Е. А., Развитие внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере республики Крым): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.
  7. Панюшева Т. А., Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддержка. Литпресс, Москва, 20012 год.
  8. Л. В. Петрановская, «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов»: АСТ; Москва; 2015, ISBN 978–5-17–084861–4
  9. Савченко Д. Д., Социально-психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Московский государственный областной университет. Москва, 2016.
  10. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей./Ред: В. Н. Ослон, Е. В. Селенина.-М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 213 с.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, автор, закрытая детская учреждений, подросток, ребенок, спутанная идентичность, группа, мнение автора, образ, уровень принятия.


Похожие статьи

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений

Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Похожие статьи

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений

Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Задать вопрос