Компетентностный подход в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.01.2018

Статья просмотрена: 961 раз

Библиографическое описание:

Сиваева, С. Л. Компетентностный подход в образовании / С. Л. Сиваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47904/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме компетентностного подхода в образовании. Она раскрывает содержание понятия «компетентность». Авторы стремятся проследить проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Главное достоинство этого подхода — не дать человеку затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем и самореализоваться.

Ключевые слова: компетенция, компетентность.

В последние годы в педагогической литературе все чаще можно встретить термины «компетенция», «компетентность». Учителя не до конца понимают, что же это за слова и не уверены, правильно ли они их используют. Тем не менее большинство педагогов без труда смогут выделить тех, кого принято называть компетентным специалистом, затруднение вызовет попытка определить, что именно их делает такими. В русском языке уже больше века слово «компетенция» означает совокупность прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например: область деятельности, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Почему возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. В отечественной педагогике есть слова: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения». Содержание понятия «компетентность» намного шире, чем просто знания, умения и навыки. В компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовывать знания. Развитие компетентности — процесс, который не заканчивается однажды, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос: «Почему объект так устроен?», в отличие от традиционного: «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход устанавливает подчиненность знаний умениям. С внедрением ФГОС НОО появилась необходимость формировать на уроках в начальных классах компетентности, которые должны быть перенесены на изучение учебных предметов в старшем звене с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогами наиболее эффективных методик и образовательных технологий. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy». «Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как надо применять эти знания в реальной жизни» [Майк Тируман, Генеральный директор Educare International Consultancy]. По идее этого проекта ученикам необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нем. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нем, самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те ключевые компетенции, которые формируются в школе. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в школе должно обязательно употребляться, использоваться, а не быть мертвым багажом. Значит, знания, полученные на школьных уроках, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны позволять приобрести опыт обращения со знаниями, их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Преобладающими методами должны быть такие, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Подводя итог, можно отметить, что компетентностный подход в образовании нацелен на достижение нового, целостного, образовательного результата, и отражает итог усвоения содержания образования и развития личности.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».http://www.eidos.ru.
  2. Вербицкий А. А., Ларина О. Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М., Логос, 2009.
  3. «Преобразование обучения для ХХI века», МОиН РТ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, знание, слово, умение.


Похожие статьи

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования

В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов

Автор обращается к проблеме осмысления потенциала педагогической технологии «тайм-менеджмент». В данной статье определяются сущность технологии «тайм-менеджмент» и обозначается ряд задач, которые необходимо решить до начала реализации технологии «тай...

Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного пространства как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста

В статье рассматривается коммуникативная мобильность в условиях, когда есть необходимость использовать иностранный язык. Коммуникативная мобильность позиционируется как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста. Метод проектов пред...

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры

Статья посвящена рассмотрению возможностей иностранного языка как средства междисциплинарной интеграции на различных уровнях образования. Отмечается потенциал иностранного языка в формировании всесторонне развитой личности, способной к жизни и работе...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Похожие статьи

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования

В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов

Автор обращается к проблеме осмысления потенциала педагогической технологии «тайм-менеджмент». В данной статье определяются сущность технологии «тайм-менеджмент» и обозначается ряд задач, которые необходимо решить до начала реализации технологии «тай...

Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного пространства как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста

В статье рассматривается коммуникативная мобильность в условиях, когда есть необходимость использовать иностранный язык. Коммуникативная мобильность позиционируется как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста. Метод проектов пред...

Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры

Статья посвящена рассмотрению возможностей иностранного языка как средства междисциплинарной интеграции на различных уровнях образования. Отмечается потенциал иностранного языка в формировании всесторонне развитой личности, способной к жизни и работе...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью тандем-метода

Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем-метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Задать вопрос