На современном этапе развития системы образования гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшим государственным заказом школе и обществу.
С введением в образовательный процесс нашей школы кадетских и юнармейских классов перед педагогическим коллективом была поставлена задача по совершенствованию системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Важную роль в рамках этой работы играет школьный музей, который обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся. Музей необходим для полноценного преподавания культуры и истории родного края, для воспитания патриотизма. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:
‒ он может быть средством воспитания общественной активности;
‒ серьезным подспорьем в обучении;
‒ средством, повышающим общую культуру учащихся.
Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.
На базе нашей школы с 2002 года действует музей семьи «Родные истоки», который создан благодаря администрации, родительской общественности, педагогами школы и учащимися.
Одной из важных форм работы музея являются встречи с интересными людьми. В этом случае приобретение умений и навыков учащихся происходит в процессе музейной коммуникации.
В рамках муниципальной апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» в течении 2016 и 2017 годов, для учащихся нашей школы были организованы встречи с такими выдающимися людьми как:
‒ Валентина Владимировна Терешкова — летчик–космонавт, Герой Советского Союза, Депутат Государственной Думы РФ;
‒ Наталья Сергеевна Королева — доктор медицинских наук, педагог, профессор, лауреат Государственной премии СССР, дочь академика Сергея Павловича Королева;
‒ Александр Павлович Александров — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, бортинженер космического корабля «Союз Т-9», орбитального комплекса «Салют-7», «Мир»;
‒ Дмитрий Сергеевич Воробьева — профессиональный российский хоккеист, чемпион мира по хоккею 2008 года, заслуженный мастер спорта России и др.
Встреча с такими людьми и у нас педагогов вызывает трепет и восхищение, что же говорить о детях, которые своими глазами видели, слышали людей, которые навсегда оставили свой след в истории. Ни одна книга, видеофильм и презентация никогда не смогут заменить живого общения, и остаться в памяти не как заученная информация, а как радостное воспоминание. Все историки меня поймут, что в историческом исследовании главное это источник.
В качестве примера хочу привести слова Валентины Владимировны Терешковой, в которых она рассказывала детям о Сергее Павловиче Королеве: «Мы всегда, всю свою жизнь, помним нашего учителя и наставника, человека, который посвятил свою жизнь созданию ракетно-космической техники. Каждого из нас он отбирал, беседовал с нами. Пройти этот «рентген», как мы называли глаза и сами вопросы Сергея Павловича, было довольно сложно. Мы любили его по-настоящему. С его именем мы летели в космос, с его лучистыми глазами мы встречались на Земле, потому что он не только провожал нас в космос, но и поддерживал связь с космонавтами»
У детей нашей школы историческими источниками становиться сами герои событий, а это очень важно и в исследовательской и поисковой музейной работе.
В музее уже сложилась своя традиция, после каждой встречи наши гости оставляют свои отзывы о мероприятиях. И эта книга тоже несет в себе огромный воспитательный потенциал, а также в будущем может стать частью музейной экспозиции.
Еще одним видом работы школьного музея является его сотрудничество с различными общественными организациями. За долгие годы у нашего музея образовался внушительный список социальных партнеров. В рамках апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» появляются новые такие как: Тольяттинское местное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; Сызранскоe высшее военное авиационное училище лётчиков. С партнерами реализуются образователь-просветительские проекты, такие как «Музейные акции», торжественные мероприятия и праздники.
Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании учащихся играет участие ребят в социальном проектировании. Наша школа неоднократно становилась лидером Всероссийской Акции «Я — гражданин». Началом, социальных проектов часто становиться музей, так как темы, которые выбирают учащиеся, непосредственно связаны с прошлым и будущим нашего города района.
В заключении хочется отметить, воспитательная работа в рамках музея несет фундаментальную закладку в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.