Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рассматриваются направления работы с детьми. Описываются итоги мониторинга на конец учебного года по изучению воспитанниками русского народного творчества.
Ключевые слова: воспитатель, профессиональная деятельность, художественно-эстетическое воспитание, народная игрушка, дошкольное образование.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание.
Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает особое значение.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления творческой и успешной личности.
Педагог Н. А. Ветлугина отметила: «Получить в детстве начало эстетического воспитания — значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству» [1., 98 с.].
Исследователи народного искусства Комарова Т. С., Василенко В. Н., Ветлугина Н. А., Сакулина Н. П., Флерина Е. А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е. А. Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики [2., 101 с.].
Работа в данном направлении велась в рамках инновационной площадки на базе МБДОУ «Детский сад № 11» г. Арзамаса Нижегородской области. Совместная деятельность по организации и научно-методическому сопровождению инновационной работы в образовательном учреждении велась по направлению «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей», под руководством кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского».
Основная работа состояла во взаимодействии с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме, взаимодействии детского сада с социумом, выступлениях на педагогических советах, транслировании опыта в интернет-сообществах.
Основная работа состояла в изучении народной игрушки, так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Из всего разнообразия русских народных игрушек были выбраны каргопольская, филимоновская глиняные игрушки, так как они разносторонне воздействуют на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. А также изучение полхов-майдановской и семеновской росписи [3., 2 с.].
Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители должны быть самыми заинтересованными и активными участниками воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.
Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.
За основу в своей работе была использована парциальная программа художественно — эстетического развития детей «Цветные ладошки» Лыкова И. А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы детского сада.
Было разработано методическое сопровождение (перспективный план, определены направления работы с детьми и родителями), проведен анализ развивающей предметно-практической среды, разработана педагогическая диагностика в соответствии с Основной образовательной программой.
В оценке достижений детей использовались малоформатные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Результаты первичной диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, они не ориентируются в произведениях народных мастеров (дефицит знаний и представлений о народных игрушках), в изобразительной деятельности отсутствует творческая активность, самостоятельность [3., 2 с.].
Работа с детьми проходила по следующим направлениям: вызвать эмоциональную отзывчивость, расширить представления о декоративно — прикладном искусстве русского народа, пробуждать творческую активность, самостоятельность в продуктивной деятельности.
Начиная работу с детьми по выбранному направлению, была пополнена среда образцами изделий разных видов народной игрушки, сделанными своими руками, оформлен мини — музей игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление), дана возможность детям поиграть с глиняными игрушками, воспитатели оформили яркие красочные плакат с изображением народных игрушек, элементами росписи.
Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного приобщения к народному промыслу путем погружения в различные формы.
Планируя темы всех мероприятий, старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям воспитатели преподносили в игровой форме.
Для самостоятельной деятельности детям предлагались плоскостные силуэты, которые способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму [3., 3 с.].
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно — творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе было проведено родительское собрание с анкетированием родителей по следующим вопросам:
- Считаете ли вы, что у детей нужно развивать творческие способности?
- Будет ли детям интересно знакомиться с народными игрушками?
- Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно-творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Вместе с родителями была определена тема индивидуального участия в инновационной площадке, родители ознакомились с интересными фактами, связанными с народными игрушками, оценили дидактические игры, разработанные воспитателями и т. д.
Воспитатели подготовили наглядные консультации для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», «Как развивать творческие способности у детей». Сотрудники детского сада провели с родителями мастер-класс по росписи народных игрушек, разработали информационные буклеты, организовали выставку совместного творчества детей и родителей.
В ходе работы возникли следующие трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и идут на сотрудничество. Педагоги имеют достаточный творческий потенциал, но требуется дополнительное желание и активное саморегулирование в интеллектуальном процессе, т. е. есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.
Критерии диагностики |
|||||||
Показатели |
Качества личности (эмоциональная отзывчивость) |
Представления онародной игрушке |
Практические навыки визобразительной деятельности |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Полностью сформированы показатели |
20 77 % |
17 65 % |
8 31 % |
||||
В основном сформированы показатели, но имеются небольшие проблемы |
9 35 % |
6 23 % |
9 35 % |
13 50 % |
|||
Показатели сформированы частично |
17 65 % |
25 96 % |
20 77 % |
5 19 % |
|||
Показатели не сформированы |
1 4 % |
6 23 % |
|||||
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять разные виды народных игрушек среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции.
Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи народных игрушек и украшать ее силуэт, владеют основными принципами лепки из одного куска глины.
Таким образом, все, использованные нами формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
Работа по художественно — эстетическому воспитанию и развитию детей еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.
Литература:
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Акад. пед. наук; под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 2000. — 208 с.
- Флерина Е. А. Эстетическое оформление детского сада: из статьи «Художественное воспитание дошкольника» / Е. Флерина // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — С. 100–104.
- Ширшова И. В. Из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно-прикладного искусства (каргопольская игрушка)» / http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/statja-iz-opyta-raboty-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-detei-v-doshkolnom-uchrezhdeni-i-seme-sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskustva-kargopolskaja-igrushka.html.