Статья посвящена актуальному вопросу реализации музейной педагогики в ДОУ с целью развития музейной культуры детей, в статье изложены определения понятий «музейная педагогика», «культура», «музейная культура», обоснована актуальность внедрения мини-музеев в детские образовательные учреждения.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи.
На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и культурных ценностей, но и как объект педагогической сферы всех ступеней образования. Положительный опыт реализации музейной педагогики в образовательных учреждениях за рубежом зарекомендовал себя и среди российских педагогов. Вопрос взаимодействия музея и образовательного учреждения рассматривается исследователем Столяровым Б. А.: «Включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований» [5, с. 10]. Изучению проблемы музейной педагогики также посвящены труды многих ученых, рассматривающих музей в художественно-эстетическом аспекте Д. С. Лихачев, Г. Кершенштайнер, А. Б. Бакушинский, П. Ф. Каптерев, Н. Г. Макарова. Изучением данной проблемы в рамках школы занимались Н. В. Андреенкова, В. П. Зинченко, Т. А. Кудрина, В. П. Короткова. В основу многих из этих исследований легла теория диалога культур М.М Бахтина — B. C. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога. Именно поэтому центральной проблемой для освещения в музейной педагогике стал вопрос о культуре посетителя. Существует множество исследований данного вопроса в сфере школьного и высшего образования, что нельзя сказать про дошкольную ступень.
Понятие «музейная педагогика» трактуется как область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности [4, с. 151].
В настоящее время сотрудничество музея и системы образования в целом вышло на новый уровень, так как музейная педагогика как дисциплина включает в себя компоненты сразу нескольких направлений: педагогики, музееведения и психологии. Музей — это сложившийся институт исторических, культурных, художественных ценностей, построенный на основе концепции диалога культур. И для того, чтобы включить музейный компонент в структуру образования, например, дошкольного учреждения, необходимо создать психолого-педагогические условия для реализации музейного дела в нем. Одним из таких условий является развитие музейной культуры у дошкольников, которое опирается на культурологический подход в дошкольном образовании и является также концептуальной основой организации музейно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
Что же такое культура в общем смысле этого понятия? Культура — это человеческая (социальная) деятельность в ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека — от орудий производства, зданий, социальных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки норм нравственности и права [2, с. 120]. В итоге культура — это единая база ценностей и ориентиров. Культура — носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе.
Сужая понятие о культуре, можно сказать, что музейная культура — это степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации, это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения и др. Но каждый ли человек способен ценностно воспринимать предметы искусства и творчества, пользоваться этим знанием в дальнейшем для развития других сфер своей жизни и усовершенствования окружающего мира? Именно поэтому степень подготовленности и предрасположенности к восприятию музейной аудитории является важным параметром ее характеристики, что и обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной из книг, статей, радио и телепередач, и других источников.
Интерес представляет вопрос об особенностях детской музейной аудитории, в частности, степень подготовленности детей дошкольного возраста к восприятию языка музея. Исходя из заказа современного общества в сфере дошкольного образования на воспитание активного, творческого и всесторонне развитого ребенка, способного воспринимать и обрабатывать новую информацию и реализовывать ее в обществе посредством социализации, можно сделать заключение о том, что приобщение детей дошкольного возраста к эстетическим, художественным, историческим ценностям, культуре и искусству становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Поскольку целью музейной педагогики является создание таких педагогических, организационных и психологический условий, при которых включение личности в музейный процесс приводит к ее развитию в различных областях, то это позволяет сделать предположение, что развитие музейной культуры (или ее отдельных компонентов) детей дошкольного возраста благоприятно скажется на их всестороннем развитии. Рассматривая дошкольный возраст как сензитивный период для формирования всех сторон и качеств личности человека: его характер, интеллектуальные и творческие способности, социальные навыки, качества эмоционально-нравственной сферы, психологические качества и др., многие исследователи считают возраст от 0 до 7 лет важнейшим этапом развития человеческой личности. Как пишет в своей статье «Культура ребенка дошкольного возраста: сущность и проблемы» автор М. Б. Зацепина: «Уникальность человеческого детства состоит в том, что в этот период жизни идет закладка и формирование личностного потенциала человека: культурно-познавательного, морально-нравственного, художественно-эстетического, коммуникативного, формируется характер, определяется будущая творческая направленность личности». [1]
Специфика дошкольной музейной аудитории определяется принципами (по Столярову Б. А.) функционирования детских музеев: наглядность, интерактивность, полифункциональность пространства, обеспечение необходимых условий для занятий детей материально-художественной деятельностью, психологическая комфортность и безопасность деятельности, диалог педагога и ребенка, исследование результатов, презентация деятельности [5, с. 60]. Далеко не каждый музей готов реализовать все эти принципы одновременно. Формирование и развитие музейной культуры, воспитание эстетических, исторических и художественных аспектов для дошкольника с помощью музейных средств представляется возможным только на основе учета особенностей восприятия детей дошкольного возраста. Поэтому развитие музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении перешло на новый уровень — создание мини-музеев, объединяющее в себе все условия для успешной работы с детьми дошкольного возраста в области музейной педагогики. Здесь учитываются все особенности: и доступность музейного языка, и восприятие его основ через игровую деятельность, и работа с семьей, и индивидуальный подход к ребенку, и интерактивность, и сенсорный контакт с предметами музейной выставки, и проведение занятий и др. Немаловажное значение имеет и тот факт, что особенность эстетического и художественного развития детей-дошкольников заключается в их большей ориентированности на собственное творчество и изделия, чем на восприятие предметов искусства.
Поэтому для того, чтобы увеличить степень подготовленности дошкольников к ценностному восприятию предметов музейного значения и пониманию музейного языка, тем самым развить компоненты их музейной культуры, важно создать оптимальные условия реализации музейной педагогики в детских образовательных учреждениях. Подтверждением этому являются появление и уже успешный опыт создания мини-музеев во многих детских садах России. Каждый мини-музей в дошкольной организации — это результат плодотворной работы педагогов, детей и родителей. И поскольку, как излагалось ранее, дисциплина музейная педагогика сочетает в себе сразу несколько направлений, то и дошкольному педагогу необходимо быть и историком, и музееведом, и художественным руководителем, и психологом, и преподавателем по краеведению, и даже немного дизайнером.
На основании вышеизложенного можно сказать, что развитие музейной культуры или ее отдельных компонентов становится перспективным направлением в 21 веке. Закрепление музейной педагогики как дисциплины в сфере дошкольного образования необходимо для культурного роста детского населения, для формирования в нем творческих способностей, улучшения коммуникативных и социальных навыков. Быть культурно образованным человеком сейчас стало трендом современного общества. Поэтому культурное развитие в области музееведения необходимо и важно, как для взрослого человека, так и для ребенка, поскольку музейная культура, являясь отдельным звеном огромного информационного пласта под названием «культура общества», играет особую роль в реализации основ музейной педагогики в современном мире.
Литература:
- Зацепина М. Б. Культура ребенка дошкольного возраста: сущность и проблемы. [Электронный ресурс] / М. Б. Зацепина. — Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / МГГУ им. М. А. Шолохова. — Журнал. — М: ООО Мозаика-Синтез, 2012 // [сайт]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-suschnost-i-problemy (дата обращения: 29.12.2017).
- Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов — М.: Академический Проект. — 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»).
- Паксина Е. Б. Концепция диалога в работах М. Бахтина и В. Библера [Электронный ресурс]: / Е. Б. Паксина // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». — 2015. — № 1–2. // [сайт]. — Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19949 (дата обращения: 29.04.2017).
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.: ил.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б. А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004–216 с.