В статье рассматриваются основные положения теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова. Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида, субъекта деятельности и личности, а также механизмов познавательных способностей.
Ключевые слова: способности, функциональная система, функциональные механизмы, операционные механизмы, мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы, способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности.
Современный отечественный психолог В. Д. Шадриков внес большой вклад в развитие психологии способностей. Он является автором теории познавательных способностей. Много внимания им уделено рассмотрению природы способностей, их структуры и развитию. В. Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [2]. Функциональная система — это совокупность нервных связей, нейронных цепочек, нервных окончаний, врожденных программ поведения, которые обеспечивают реализацию определенной психической функции.
«В современных психологических исследованиях способности рассматриваются с позиции функциональных систем, в структуру которых входит и природный компонент в виде функциональных механизмов, и социально формируемый компонент в виде операционных механизмов, нарабатываемых в деятельности» [1].
Главное место в теории В. Д. Шадрикова отводится описанию механизмов познавательных способностей. Способности он рассматривает в трех измерениях:
– способности индивида;
– способности субъекта деятельности;
– способности личности.
Способности человека как индивида отражают природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции. За способности индивида отвечают функциональные механизмы.
Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность.
«Способности субъекта деятельности, — утверждает В. Д. Шадриков, — есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности». Развитию способностей человека как субъекта деятельности способствуют операционные механизмы. «…Операционные механизмы не содержатся в самом мозге — субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер» — пишет Б. Г. Ананьев. Развитие операционных механизмов начинается с развития внешних предметных действий, которые интериоризуются к двум годам, и только тогда во внутреннем плане у человека формируются интеллектуальные операции.
Когда мы анализируем три механизма познавательных способностей, представленные в теории В. Д. Шадрикова, лучше понимаем процесс развития способностей.
Главную роль в развитии способностей субъекта деятельности В. Д. Шадриков отводит овладению интеллектуальными операциями, которые, в свою очередь, приводят к развитию способностей субъекта деятельности.
С интеллектуальными операциями ребенок не рождается, они формируются к двум годам. Предвестниками интеллектуальных операций являются предметные действия, которыми ребенок овладевает с момента взаимодействия с мамой, на начальном этапе онтогенеза.
Способности человека как личности по В. Д. Шадрикову представляют собой способности субъекта деятельности сквозь призму нравственности личности. При развитии способностей личности в структуру способностей встраиваются мотивационные механизмы (или личностно-регулирующие) [3]. Способности личности «имеют индивидуальную меру выраженности и определяют социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности» [1].
К мотивационным (личностно-регулирующим) механизмам относится мотивация, личностные качества, эмоциональность и произвольность. Мотивация — это совокупность мотивов, направленных на цель деятельности. Каждому этапу деятельности соответствуют свои доминирующие мотивы, которые корректируют и переводят на другой качественный уровень способности субъекта деятельности, и они становятся личностными. Личностные качества — социально-значимые качества, которые помогают адаптироваться в обществе, способствуют успешности человека в социуме. Эмоциональная регуляция тоже влияет на изменение качества способностей и представляет собой их регулирующий механизм. Произвольность по Л. С. Выготскому — это овладение внутренней деятельностью; возникает в младшем школьном возрасте, когда становится возможным произвольное функционирование внутренних операций.
Развитие способностей младших школьников обычно связывают с вхождением ребенка в учебную деятельность. «Качественное изменение познавательных способностей происходит, когда мышление перестает зависеть от внешних воздействий, развивается способность к умственной работе, как таковой… В данный возрастной период усиливается «реконструкция» способностей индивида в способности субъекта деятельности личности за счет повышения общего уровня мышления и сознательной регуляции отношений» [1].
Функциональные механизмы отвечают за физиологическое развитие человека и формируются задолго до появления операционных механизмов.
«В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [1].
Функциональные и операционные механизмы взаимосвязаны. Развитие операционных механизмов требует некоторого уровня развития функциональных возможностей человека; а формирование операционных механизмов способствует переходу развития функциональных механизмов на новый уровень.
Функциональные механизмы характеризуют человека как индивида, операционные — как субъекта деятельности, а мотивационные (личностно-регулирующие) — как личность [2].
Литература:
- Макарова К. В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях. Монография. 3-е изд., дополн. — М.: Прометей, 2016. — 242 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
- Шадриков В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.