Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 1759 раз

Библиографическое описание:

Омельченко, А. И. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47986/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ряд ученых, законодатель, члены судейского сообщества выражают различные мнения о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности мировых судей. Так, законодатель устанавливает возрастной ценз — 25 лет, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако некоторые ученые говорят о том, что возрастной ценз может быть снижен, этого мнения придерживается В. В. Дорошков «… возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности». [1, с. 117]. Однако, как показывает практика лица, достигшие 25 летнего возраста и имеющие стаж работы по юридической специальности 5 лет не всегда способны самостоятельно принимать судебные решения. На наш взгляд, следует брать пример с судебной системы Англии, в которой судьей может стать лица, достигшие 35–45 лет, имеющие стаж работы от 10 до 20 лет в качестве независимого адвоката, выступали в роли истца и ответчика в судах и т. д., и поднять возрастной ценз до 35 лет, а стаж работы до 10 лет. Это обусловлено тем, что человек к 35 годам становится более зрелым, мудрым, в обществе приобретает авторитет, к принятию решений относится более взвешенно и обдуманно. Наличие обязательного стажа в адвокатской деятельности позволит обеспечить опыт будущего судьи в условиях состязательного процесса [2, с. 157].

Дискуссионным остается вопрос о месте работы, в котором кандидаты набирают необходимый стаж. Закон о статусе судей Российской Федерации устанавливает, что в стаж работы входит трудовая деятельность кандидата на государственных должностях, требующих высшего юридического образования, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях, а также в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса [3, ст. 4 п. 5]. Некоторые члены судейского сообщества, такие как Гришин С. [4, с. 23–25], Жеребцов А. [5], выражали свою обеспокоенность по вопросу места работы кандидата, к примеру следователь Следственного комитета Российской Федерации и помощник мирового судьи какого-либо судебного участка имеют одинаковые возможности на участие в конкурсе. Таким образом, законодательство закрепляет, что в стаж работы по юридической специальности включается любая деятельность, которая требует юридического образования. Требование о 5 летнем стаже носит условный характер, поэтому его нельзя воспринимать как гарантию наличия у претендента умений и навыков, которые в последствии позволят ему с начала работы осуществлять правосудие на высоком профессиональном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо установить требование о уровне профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи, это обеспечит наличие у претендентов необходимых глубоких теоретических познаний в области права, в действующем законодательстве как федеральном, так и субъектов.

Как показывает практика немногие мировые судьи поддерживают и совершенствуют свои знания и навыки, безусловно, загруженность мировых участков делами, нехватка времени играет огромную роль в этом. Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев на VI Всероссийском съезде судей обозначал среди проблем судебной системы кадровую проблему «..Сегодня 30 % кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена…» [6]. Яковлев В. Ф. тоже высказывал озабоченность качественным составом судей: «Требуется усиление кадрового состава и специалистов. Уходят опытные кадры в силу достижения предельного возраста, болезней… Нам бы хотелось, чтобы молодые люди, которые к нам при ходят, были подготовлены лучше их предшественников, потому что они должны работать на более высоком уровне. Но, к сожалению, я бы не сказал, что среди молодых талантливых юристов наблюдается тяга к судебной работе. И это нас очень заботит…».

По нашему мнению, решить вопрос о повышении квалификации подготовки мировых судей возможно посредством проведения обязательной специальной профессиональной подготовки, закрепление такого положения может посеять ряд проблем. Первая проблема-источник финансирования обучения, поскольку данное положение будет способствовать проведению судебной реформы в России, обучение судей необходимо проводить за счет федерального бюджета. Следующим вопросом является время проведения обучения: до или после сдачи экзаменов. По данному вопросу мнения ученых различны: одни авторы считают, что вначале необходимо обучить кандидатов и только потом допускать их к сдаче экзамена, другие напротив утверждают, что кандидат должен сначала сдать экзамен и получить рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, и только потом пройти обучение. На наш взгляд, вторая точка зрения более обоснована, поскольку при первом подходе образование получат и те, кто не соответствует требования к кандидатам или впоследствии не сдадут экзамен, не получат рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, а также для осуществления первой точки зрения необходимы значительные финансовые вложения, увеличение педагогического состава учреждения. Возникает еще один вопрос: все ли кандидаты должны проходить обучение? По нашему мнению, обучаться должны все кандидаты, однако необходима разработка специальных учебных планов и программ. В обоснование этого тезиса приведем пример: кандидат имеет стаж 10 лет в органах прокуратуры, в соответствии с этим он не обладает достаточными навыками для работы мировым судьей, поэтому он должен пройти обучение по сокращенной программе, которая даст ему дополнительные теоретические правовые знания, практические навыки по ведению судебного процесса, составлению и подготовки процессуальных документов.

Следующим немало важным вопросом является проблема содержания обучения. Опираясь на род деятельности мировых судей, учебную программу необходимо разделить на три этапа. Первый этап будет включать в себя углубленное изучение судебной практики, вырабатывание практических навыков ведения судебного процесса, составления процессуальных документов. Второй этап будет содержать профилированную практику. А третий необходимо посвятить психологическому тестированию, это позволит проверить кандидата по основам психологии, юридической психологии. По завершению трех этапов, по нашему мнению, кандидату необходимо сдать экзамен, и в случае его успешной сдачи получить диплом. Автору остается надеяться о том, что рассмотренная выше точка зрения найдет должное применение в практике и в последующем скажется на качестве рассмотрения дел положительным образом.

Необходимо отметить, что введение такого критерия, как принадлежность по происхождению или проживанию кандидата к тому субъекту, в котором он претендует на должность судьи, обеспечило бы личную заинтересованность в эффективной и качественной работе.

Помимо возрастного ценза и стажа работы к кандидатам на должность мирового судьи предъявляются требования о наличии высшего юридического образования, а также отсутствия порочащих поступков, наличие рекомендации надлежащего субъекта Федерации, кандидат должен не иметь судимости, либо уголовное преследование в отношении его было прекращено по реабилитирующим основаниям, не иметь гражданства иностранного государства, вида на жительство либо другого документа, который подтверждает право постоянного проживания гражданина на территории иностранного государства, должен быть полностью дееспособным, не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи [7, с. 1758].

В условия новой образовательной программы, предусматривающей наличие трех «ступеней» высшего образования: бакалавр, магистр дипломированный специалист, становится актуальным вопрос о научной степени кандидата, претендующего на должность мирового судьи. К сожалению, законодательство не конкретизирует этот вопрос, однако высшей квалификационной коллегией было дано разъяснение, в котором разъяснено, что степень «бакалавр» недостаточна для назначения на должность судьи. Однако в письме Минобразования не указаны препятствия для назначения на должность судьи лица, имеющего степень «бакалавра» [8]. В сложившейся ситуации возникает вопрос о правомерности разъяснения квалификационной коллегией судей. По нашему мнению, при выборе кандидатов приоритет надо отдавать умением лица применять на практике знания и умения разбираться в конфликтных ситуациях, а также наличие у него деловых и этических качеств.

Таким образом, на наш взгляд, проблема профессионализма мировых судей наиболее актуальна в современной России, ее решение прежде всего заключается в повышенных требованиях к кандидатам на должность судьи, постоянном самосовершенствовании знаний, а также правильной организации работы.

Литература:

  1. Дорошков В.В Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности — М.. Норма- 2004.- С. 117
  2. Маркова Н. Л. К вопросу о требованиях к кандидатам на должность мировых судей / Вестник Тюменского государственного университета — 2008. — С. 157
  3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/
  4. Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи / Российская юстиция № 12- 2003.- С. 23–25
  5. Жеребцов А. Отбор кандидатов — актуальная задача/ Российская юстиция № 6–1999.- С. 36
  6. Российская газета № 3648–2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rg.ru/gazeta/rg/2004/12/07.html
  7. Дворецкова Д. А. Становление института мировых судей в России / Актуальные проблемы российского права № 8–20й4.- С. 1758
  8. Письмо Минобразования РФ от 01.09.2003 N 14–52–1018ин/15 «О праве лиц, имеющих степень бакалавра юриспруденции, на занятие должности судьи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44454/
Основные термины (генерируются автоматически): стаж работы, должность судьи, кандидат, мировой судья, возрастной ценз, юридическая специальность, квалификационная коллегия судей субъекта РФ, мнение, судебный процесс, судейское сообщество.


Похожие статьи

Полномочия и основные принципы деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Признание и исполнение судебных решений иностранных судов по семейным делам в Российской Федерации

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан

Похожие статьи

Полномочия и основные принципы деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Признание и исполнение судебных решений иностранных судов по семейным делам в Российской Федерации

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации

О некоторых вопросах принципов деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан

Задать вопрос