Изучение экологии в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Изучение экологии в начальной школе / В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко, В. М. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47998/ (дата обращения: 15.11.2024).



Наступил XXI век. На плечи нынешних мальчиков и девочек совсем скоро ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Каждому из них совершенно необходимы чувство любви к природе, уважения ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Это составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Говорить об экологии — значит, говорить о спасении жизни на земле. В современную эпоху научно-технического прогресса необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. В настоящее время человечество шло и идет по антропогенному пути развития. Мировоззрение и картина мира получили название антропоцентрическое. В центре — ЧЕЛОВЕК. Картина мира представляет собой некий треугольник:

Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Человек — высшая ценность, а природа- собственность человека. Эта формула, которой современное общество пользовалось не один десяток лет, привела к трагическим, во многом необратимым последствиям: Арал и Кара — Богаз, Каспий и Байкал, Иссык — Куль и Ладожское озеро, многострадальная Волга и погибающие в центре России малые реки, вырубленные леса, — таков далеко не полный список «деяний» людей, исповедующих оптимистическую теорию: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

В настоящее время экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а в действительности это кризис мировоззренческий. Настало время прозрения и покаяния: мы поняли, какой убогой, несовершенной, дискомфортной является жизнь без природы. И, если мы хотим восстановить нарушенную связь с природой, то начинать надо с детей. Чтобы сделать ребенка зрячим, пробудить в нем благодарность к природе, нужна систематическая работа по воспитанию экологической культуры. Защитник здорового, нормального детства В. А. Сухомлинский считал, что общение с природой делает ребенка «открывателем мира, художником и музыкантом». Посеянные в детстве семена дадут урожай спустя годы. Но время жатвы наступит. И, столкнувшись с нравственной глухотой и экологической безграмотностью. Взрослый с чувством позднего раскаяния убедится в том, что недоданное в детстве (непрочитанное, неувиденное) превратило человеческую душу в мертвую пустыню. В каждом человеке остается кусочек детства. А чего хочется в детстве? Потрепать зеленый загривок травы. Пробежаться под теплым и ласковым, словно мамины руки дождем. Забраться в таинственную глухомань, где жутко и весело ухает филин...

Лучший пропагандист природы— сама природа. Отношение к окружающей среде вплетается во все виды деятельности человека. К экологическому образованию и природоохранительному воспитанию в школе необходимо подходить с учетом универсального, многоаспектного значения природы в жизни человека. В процессе длительного взаимодействия человека и природы сформировался ряд аспектов отношения общества к природной среде: экономический (производственный); естественнонаучный; идеологический (политический); юридический (правовой); оздоровительно—гигиенический; нравственно—эстетический; научно—познавательный. Ответственное отношение человека к природе не может быть сформировано без этих всесторонних экологических знаний. А ознакомление школьников с различными аспектами охраны природы школьной, учебной и общественно полезной деятельностью.

Урок, как форма обучения младших школьников, считается наиболее приемлемой для детей этого возраста. В каждый урок включается большое количество занимательных материалов, дающих детям возможность получать знания и навыки не под прессом учителя, а в игровой форме. После каждой темы даны занятия-утренники, которые способствуют развитию у детей интереса к предмету, т. к. на утреннике каждый ребенок может попробовать себя в виде артиста. Кроме этого, в большинстве занятий включены практические работы, где дети свободно могут постараться показать свои творческие способности. Все занятия по окружающему миру пронизаны экологическими понятиями и направлены на воспитание в детских душах любви к окружающему миру и чувства ответственности за будущее всей Земли. «Красной нитью» на всех занятиях, посвященных животному миру, проходит тема значения каждого живого существа в огромном мире Природы.

В основу нашей работы по экологическому воспитанию легли следующие задачи:

  1. Формирование разнообразных представлений о природе, обществе, человеке и умение использовать эти знания.
  2. Целостное восприятие ребенком окружающей среды, преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.
  3. Воспитание гуманного отношения ко всему живому; осознанное выполнение правил поведения в природе.
  4. Развитие эрудиции ребенка, его культурного фонда, интереса к окружающей жизни, культуре, истории.

Экологическая направленность уроков позволяет формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и готовность к активным действиям по его охране и обогащению.

а) Оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения позволяет более эффективно решать задачи экологического образования учащихся. Для этого на уроках используем стихотворения. Поэтическое произведение воспевает красоту, хрупкость и величие русской природы, способствует формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям помогают учащимся самостоятельно сделать выводы о взаимоотношениях человека и природы.

б) Из различных словарей (прежде всего В.Даля), а также из журналов «Юный натуралист» учащиеся подбирают пословицы, поговорки, поверья, имеющие экологическую окраску. Например: «Одно дерево срубил — посади сорок».

в) Проблему взаимоотношения природы и человека довольно успешно позволяют разрешить схемы (модели) природных связей, которые в наибольшей мере отвечает задаче формирования у учащихся знаний об экологических связях. В результате последовательной работы с детьми в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимым запасом знаний по экологии, положительным отношением к природе, интересом к ее изучению. У ребят появилось огромное желание сделать Планету чистой.

Литература:

1. В. Б. Любимцев «Неизвестное об известном». М: издательский дом «Дрофа» 2005 г.

2. И Т. Суравешна. В. М. Сенкевич «Экология и мир», М: Новая школа, 2004г.

3. И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков «Окружающая среда и ее охрана», М: «Просвещение», 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, окружающая среда, ребенок, картина мира, окружающий мир, природная среда, экологическое воспитание.


Задать вопрос