Нынешнее состояние экономики АПК, на наш взгляд, характеризуется не как кризисное, а как катастрофическое. Можно со всей определенностью утверждать, что выход из катастрофического положения и создания действительных условий для перехода к рыночной экономике должны начинаться со стабилизации и подъема аграрного сектора. Это ключевая проблема всей экономической реформы.
В сельском хозяйстве, на сегодняшний день много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживают следующие:
Создание нормального экономического климата на селе и образование такого механизма, который способен вывести аграрный сектор из тупика. Для решения данных проблем и оказания помощи со сторон общества необходима, прежде всего, общая оценка состояния отрасли в целомы.
На наш взгляд, есть другими отраслями и со всем народным хозяйством, выступая от общества должной отдачей. Можно прямо сказать, что общество задолжало сельскому хозяйству. И только в 90-е годы начал налаживаться паритет цен в два обстоятельства, предопределяющие необходимость системной поддержки АПК:
- Во-первых, аграрный сектор в течение многих лет развивался в обстановке недофинансирования, неэквивалентных взаимоотношений с отношениях с другими отраслями. Однако этот период оказался непродолжительным, и паритет был опять нарушен;
- Во-вторых, складываются совершенно новые отношения, в связи с интеграцией нашего сельского хозяйства в единую систему мирового рынка, так как оно развивается в непростых условиях, чем сельское хозяйства многих других стран.
На наш взгляд, разрабатывать самую простую программу сложнее, чем традиционный, пусть объемный и многопозиционный план. Подготовка программ - это «штучная», можно сказать, уникальная работа, требующая нерутинного, творческого подхода. Творцы программы должны, прежде всего, четко представлять для себя:
а) ту специфику проблемы, которая и заставляет делать не план, а программу;
б) необходимость включения в нее именно (и только ) того, что на эту специфику работает;
в) обязанность анализа множества вариантов достижения цели.
Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и правдиво назвать ее цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ в целом.
Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны, меру оправданности затрат, а с другой, - то насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов в АПК.
Результативность программы, на наш взгляд, трактуют, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во- вторых, как степень приближения к последней. В - третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности программной цели, а в некоторых случаев - и конкретизирующих ее задач. Это - ответственное и творческое дело разработчиков программы.
Для выхода из кризиса, подъема сельского хозяйства и АПК в целом России необходимо осуществить комплекс мер экономического и административного характера по поддержанию не решаемых традиционными средствами рынка равновесия и стабилизации аграрного производства и потребления. Концептуальные основы формирования экономического механизма регулирования АПК в условиях кризиса можно представить в виде схемы:
Рис. 1. Концептуальные основы формирования экономического механизма регулирования АПК в условиях кризиса
Как видно из схемы 1, можно выделить 3 основных пункта:
- цель;
- объект управления;
- результат.
Проанализировав данные условия основ формирования экономического механизма регулирования АПК в условиях кризиса можно отталкиваться в решении проблем АПК в условиях кризиса и выделить главные меры по их решению.
Главные меры (программы) можно представить следующим образом:
- 1 Рыночные операции и ценовые субсидии по ограничению колебаний цен с установлением их верхнего и нижнего пределов и находящихся между ними ориентирующих товаропроизводителя цен путем товарных интервенций и прямых бюджетных выплат.
Ценовой паритет выступает важнейшим элементом поддержания уровня доходов, в том числе за счет льготного налогообложения, ускоренной амортизации, финансирование пенсионного обеспечения, развития сельской производственной и социальной инфраструктуры, соответствующих отраслей промышленности и других возможностей занятости населения, что, в конечном счете, на наш взгляд, ведет к существенному повышению качества жизни на селе.
- 2 Государственное регулирование земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного и корректного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности. В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства на выполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству и мелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий;
- 3 Прямые субсидии на капитальные вложения, развитие и поддержание аграрной науки, консалтинговых организаций, освоение и внедрение новых технологий и новой техники.
- 4 Аграрный протекционизм в целях сохранения экономической,
в том числе продовольственной, безопасности, поддержания внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта, сохранения и развития отечественного сельского хозяйства как важнейшей отрасли экономики, позволяющей функционировать всему АПК в целом. На Западе за счет импортных пошлин и других налогов сбалансируется разница между себестоимостью более дорогой собственной и импортируемой продукции.
Для нормального функционирования сельского хозяйства уровень защитной системы должен быть достаточно высок. Например, в странах ЕС он достигает примерно 60 %, что делает невозможным импорт зарубежного продовольствия, производимого в сходных климатических условиях. В России данный показатель составляет всего 13%, поэтому наше продовольствие не может конкурировать с импортным.
- 5 Организация льготного кредитования и функционирования ипотечных банков России.
- 6 Возмещение сельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных
бедствий и других неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества, урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов государства по минимальным ставкам.
Необходимое вмешательство государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, в перспективе себя многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но и приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки, транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране продовольственную безопасность.
Утверждение о том, что наше государство не имеет необходимых финансовых ресурсов для этих целей, следует расценивать как безответственные, поскольку их можно найти за счет введения действительно государственной монополии на производство и торговлю винно-водочными и табачными изделиями, сокращения расходов по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с чем снизятся бюджетные ассигнования на эту службу, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, ликвидации расхищения народного достояния страны. Следует также временно освободить аграрный сектор от обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные социальные фонды, хотя такой шаг не решает всех его финансовых проблем, но в какой-то мере их облегчит. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции с лихвой компенсирует связанное с указанной льготой недопоступление средств в бюджет страны. Вырабатываемые предприятиями легкой и пищевой промышленности из сельскохозяйственного сырья товары, особенно винно-водочные и табачные изделия, служат источниками акцизов и других налогов. Так что отрасль все равно будет участвовать в формировании централизованного денежного фонда государства.
В настоящее время в целом по России низкие (в 2 - 4 раза ниже, чем в развитых странах с рыночной экономикой) урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных предопределяют высокую себестоимость продукции. Для ее покрытия требуются соответствующие цены. Невысокая заработная плата не только не создает материальных стимулов к высокопроизводительному труду, но и не обеспечивает прожиточного минимума.
Необходимо, чтобы государство в целом и «реформаторы» в частности создали цивилизованные условия для изменения производства и быта по законам рыночной экономики. Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере - обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе страны.
Список использованной литературы:
- Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 10 апреля 1996 г.
2 Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г
3 О дальнейшем развитии реформ в АПК России// Экономика сельского хозяйства России. - 1998.- №3
4 Принципы региональной политики в аграрном секторе// Экономика сельского хозяйства России. - 2008.- №3.- с.27-29
5 Урусов В.Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уравня//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.-19997.-№11
6 Филатов И. Региональные тенденции в сельском хозяйстве России//АПК: Экономика и управление. -2008/.-№10.-с.69