В статье говорится о специфических особенностях природно-географического расположения регионов страны и управления ими со стороны государства. В частности, освещаются социально-экономические вопросы касательно проблемных регионов Узбекистана.
The paper deals with the specific peculiarities of the nature geographical location of the country regions and their management by government. The social and economic issues especially in problematic regions of the Uzbekistan are elucidated in the paper.
Как известно, развитие какого-либо общества с незапамятных времен всегда было связано с определенной территорией. Множество наук занимается изучением пространственных аспектов развития общества, в частности география, социология, демография, регионология и др. Среди многих проблем регионального развития страны наиболее важными и актуальными являются экономические вопросы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны в целом как системы взаимодействующих регионов (т.е. свободные экономические зоны, крупные индустриальные районы, специфические особенности областей республики, агро-промышленные комплексы, городскую агломерацию и другие территориальные экономические подсистем).
В региональной экономике исследуется области экономической теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук. Специалистами различных научно-исследовательских институтов регионального профиля разработано достаточно большое количество типологий регионов, однако наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил, которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Исходя из этого, по нашему мнению, основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, расположение относительно центра столицы республики, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).
На наш взгляд, по типологическим признакам можно выделить три главных типа проблемных региона, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: слаборазвитые, депрессивные и кризисные.
В Республике Узбекистан экономическое пространство страны, разнородное по уровню экономического и социального развития, включает в себя множество больших и малых территорий с различными аномалиями. Каждый регион страны имеет ряд особенных проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу проблемных.
Следует отметить, что в теории региональной экономики лишь особые территории называются проблемными регионами, т.е. “проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому нуждается в активной поддержке со стороны государства” [4, c.31]. Последовательно в республике к проблемным регионам могут относиться не только некоторые области в целом, но и их отдельные или сопредельные части с соседними республиками, а также территории (например, северные районы Республики Каракалпакстан, экологические проблемы после высыхания Аральского моря и т.п.).
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран и их регионов является улучшение качества жизни населения. В качестве целей социально-экономического развития региона используется также как увеличение доходов населения, здравоохранения и питания, оздоровление окружающей среды, образование и обогащение духовно-культурной жизни. В свою очередь, органы власти региона выполняют функции, такие, как, например, управление социально-экономическим развитием региона, осуществляющееся с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и мероприятий, при посредстве которых происходит стимулирование развития экономики региона. Например, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблогаемой базы, расширение возможности для определенных видов экономической автивности.
Формирование и использование региональных финансов осуществляется в соответствии с Законом “О государственном бюджете” Республики Узбекистан, а также с другими законодательными актами. В процессе управления региональными финансами на первоначальном этапе производится планирование налоговых поступлений на основе данных финансового анализа. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета.
Следует отметить, что основной функцией в финансовом планировании является управление финансами. При этом важнейшим элементом является бюджет. Республиканский бюджет и бюджеты регионов, т.е. областей республики, а также внебюджетных фондов, разрабатываемые и утверждаемые в форме законов страны. В свою очередь, доходы местных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений. В республиканский бюджет зачисляются доходы от общегосударственных налогов, перечень и ставки которых определяются Олий Мажлисом Республики Узбекистан. А пропорции их разграничения по отдельным видам налогов, распределения в порядке бюджетного регулирования между республиканским и местным бюджетами определяются на основании постановления Президента Республики Узбекистан “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан” на каждый очередной финансовый год. Например, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год” за №ПП-1245 от 22 декабря в целях повышения роли, самостоятельности и ответственности органов государственной власти и государственного управления на местах в формировании доходов и расходов местных бюджетов всех уровней, а также увеличения доли местных бюджетов в Государственном бюджете Республики Узбекистан установлено зачислять в полном объеме в доходы местных бюджетов поступления по нижеследующим общегосударственным налогам:
- налог на пользование водными ресурсами;
- фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических и физических лиц;
- фиксированный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- акцизный налог на производимые в республике пиво и масло растительное.
Кроме того, к налоговым доходам местных бюджетов также относятся отчисления от общегосударственных регулирующих налогов, распределенных к зачислению в местные бюджеты по нормативам, определенным на очередной финансовый год, за исключением доходов от общегосударственных налогов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Ниже рассматриваются нормативы отчислений от поступлений общегосударственных налогов в бюджет Республики Каракалпакстан.
Табл.1
Нормативы отчислений от поступлений общегосударственных налогов в бюджет Республики Каракалпакстан на 2010 год (в %-х) [4, c.27]
Наименование региона |
Налог на прибыль юридических лиц |
Налог на доходы физических лиц |
Налог на добавленную стоимость |
Налог за пользование недрами |
Республика Каракалпакстан |
100 |
100 |
100 |
100 |
По данным табл.1 видно, что суммы поступления по налогам на прибыль юридических лиц, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость и за пользование недрами полностью отчисляются в местный бюджет, и это можно обосновать исходя из природно-географического расположения экологически сложного положения региона, экономическим потенциалом, а также финансовой стабильностью функционирующих предприятий в регионе.
Рассматривая вышеизложенное, будет целесообразно учесть нижеследующее для решения социально-экономической стратегии относительно региона, т.е.:
- анализ современных тенденций наличия ресурсного потенциала (природного, производственного, трудового и научно-технического) и проблемы привлечения инвестиций для развития предприятий регионов, что очень важно для национальной экономики страны;
- анализ состояния, выявление проблем и определение предпосылок внутреннего резерва доходов местного бюджета Республики Каракалпакстан исходя из геополитического и социально-экономического положения региона для стратегических интересов страны;
- определение приоритетных направлений и разработка рекомендаций по повышению качества социальной инфраструктуры и улучшения уровня жизни населения в ситуации экологической кризисности региона, создающего угрозу социально-экономическому положению стране в целом.
Решение указанных задач, несомненно, обеспечит финансовую стабильность региона в условиях мирового финансово-экономического кризиса в контексте макроэкономической политики государства.
Литература:
- Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1245 от 22-декабря 2009 года “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год”.
- Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. Учебник, 3-е изд., - СПб.: Питер, 2003. - с. 384.
- Назарова Г.Г. и др. Международные экономические отношения. Учебное пособие, Ташкентский государственный экономический университет, 2005. - с. 272.
- Коваленко Е. и др. Региональная экономика и управление. Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - с. 288.