Среди законов, принятых Верховным Советом СССР в 1958 году, важное место занимают Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.[1]
Основы уголовного судопроизводства, наряду с тем, что они воспроизводили целый ряд важнейших положений старого уголовно-процессуального законодательства, проверенных многолетней судебно-следственной практикой и расширяли права обвиняемого в процессе; определили усиление процессуальных гарантий, таких как, допуск адвоката для защиты интересов обвиняемого со стадии предварительного следствия.
До принятия Основ уголовного судопроизводства, участие защитника на стадии предварительного следствия не допускалось. Адвокат имел право вступить в дело только на стадии судебного следствия для защиты интересов обвиняемого.[2] Теперь, защитник мог представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов и лиц, не владеющих языком судопроизводства, а также всех остальных лиц – с момента предъявления обвинения. Расширение прав защиты в уголовном процессе означало возможность реализации конституционного права граждан на защиту и их законных интересов.[3]
Основы уголовного судопроизводства не могли и не стремились регламентировать все правоотношения, возникающие в связи с участием защитника в уголовном деле. Эта задача решалась уголовно-процессуальными кодексами союзных республик. Так, Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. (далее сокращённо УПК РСФСР 1960г.),[4] существенно расширил институт защиты: были изложены правила, определяющие лиц, которые, кроме адвокатов, могли выполнять функции защитника, а также возможность игнорировать отказ обвиняемого от защитника, если участие последнего в деле являлось обязательным (ст.ст. 47-50 УПК РСФСР 1960г.). Дальнейшую конкретизацию получили и права защитника (ст. 51 УПК РСФСР 1960г.), реализация которых обусловила определённую совокупность его процессуальных отношений со следователем.
УПК РСФСР 1960г. и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958г. предусматривали участие защитника на стадии предварительного следствия и наделили его широкими процессуальными правами, а также достаточно точно определили его процессуальные обязанности в осуществлении защиты обвиняемого. Вместе с тем, как отмечали учёные – правоведы, процессуальная реформа не была во всём последовательна, так, защитник, хотя и был допущен к предварительному следствию, но, лишь по весьма ограниченной категории уголовных дел.[5]
Новый этап в деятельности адвокатуры наступил с принятия в декабре 1958 года Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, восстановивших права союзных республик регламентировать организацию и деятельность адвокатуры.[6]
В период с 1960 года по 1962 год союзные республики, в том числе и РСФСР, принимают новые Положения об адвокатуре.[7]
Данный закон не был реформаторским по своему содержанию, и в нём были лишь отчасти пересмотрены положения закона 1939г. Так, впервые появились главы о правах и обязанностях адвокатов (гл.5), о мерах поощрения адвокатов (гл.6), а также нормы, регламентирующие права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов (ст. 22), расширенны функции заведующего юридической консультации (ст.25).[8]
Помимо оказания различных видов юридической помощи на адвокатуру возлагались исполнение несвойственных ей функций. Например, в соответствии с п. «ж» ст.19 Положения президиум коллегии адвокатов должен бы изучать и обобщать причины преступлений и других правонарушений и вносить соответствующие предложения в государственные и общественные организации по профилактике правонарушений, а первейшей обязанностью советского адвоката во время участия в расследовании и рассмотрении уголовных дел, объявлялось «оказание помощи прокуратуре и суду в выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений». При этом некоторые авторы уточняли, что это не должно ухудшать положение подзащитного. Также, адвокаты обязаны были участвовать в пропаганде советского права, что являлось одной из форм профилактики правонарушений (ст. 30).
В числе позитивных изменений следует отметить требование к кандидатам в адвокаты иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2-х лет (ч.1 ст. 9).
Несмотря на то, что Положение 1962 года подтверждало характер адвокатуры как общественной, самоуправляющейся организации, оно усилило вмешательство государственных органов во внутренние дела коллегий адвокатов, возложив общее руководство коллегиями и контроль за их деятельностью на Министерство юстиции РСФСР, а непосредственное – на Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских Советов депутатов трудящихся (ст.5).[9]
В связи с тем, что ещё в 1956 году были упразднены управления Министерства юстиции при исполкомах местных Советов, а в 1963г. ликвидировано Министерство юстиции РСФСР, вместо прежней централизованной системы органов контроля сложилась децентрализованная система руководства и контроля через исполкомы местных Советов. Функции Министерства юстиции РСФСР по общему руководству коллегии адвокатов и контроля за их деятельностью выполнялись в то время Юридической комиссией при Совете Министров РСФСР.[10]
Усиление вмешательства государства во внутренние дела адвокатуры проявлялось в том, что помимо традиционных форм контроля и руководства появились новые:
- Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов, Министр юстиции РСФСР могли исключать адвокатов из коллегии (ст.13); Также, указанные ведомства могли отменять решения общего собрания (конференции) и президиума коллегии адвокатов в случае их несоответствия законодательству (ч.5ст.17, ч.2 ст.20); ими утверждался председатель президиума коллегии адвокатов и его заместители (ч.1ст.21); исполкомы районных и городских Советов давали согласие на назначение и освобождение от должности заведующего юридической консультации (п. «г» ст. 19).
Законодатель обязал защитника использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Адвокат не имел права отказаться от принятой на себя защиты. С момента допущения к участию в деле защитник вправе был иметь свидание с обвиняемым; знакомиться со всеми материалами дела и выписывать из него необходимые сведения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; участвовать в судебном разбирательстве; приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора и суда. Кроме того, защитник с разрешения следователя мог присутствовать при допросах обвиняемого и при производстве иных следственных действий.
Положение внесло изменения в права и обязанности адвокатов и председателя президиума коллегии, были расширены функции заведующего юридической консультацией, увеличен ценз для приёма в адвокатуру.
Теперь, после принятия Положения, перед адвокатурой стояли новые задачи: осуществление защиты прав и свобод своих доверителей на предварительном следствии и в суде, представительство по гражданским делам в суде и арбитраже, а также оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, колхозам в РСФСР. Направлениями адвокатской деятельности являлись: консультирование, судебное представительство сторон в гражданском процессе и потерпевших в уголовном; защита, которая включала участие адвоката в суде и ограничено на предварительном следствии; выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления или определяющих неблагоприятное формирование личности обвиняемого; содействие осуществлению задач предупреждения и искоренения преступлений, правового воспитания граждан. Применялись и другие формы работы. Многие адвокаты поддерживали связь с условно осужденными, проводили с ними беседы, в необходимых случаях оказывали помощь в трудоустройстве, содействуя тем самым предупреждению рецидива. Закреплялись некоторые вопросы профессиональной этики. В члены коллегии адвокатов не могли быть приняты лица, имеющие судимость или не отвечающие по своим моральным и деловым качествам званию адвоката.
Закреплялось право адвокатского запроса и устанавливалось право и обязанность адвоката соблюдать адвокатскую тайну. Был введён запрет допрашивать адвоката в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставших ему известными в связи с исполнением профессиональных обязанностей. Не допускался отказ адвоката от принятой на себя защиты.
Основаниями лишениями статуса, по Положению, являлись непригодность к исполнению обязанностей адвоката, систематическое нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и недобросовестное выполнение обязанностей: получение вознаграждения помимо юрконсультации, совершение преступления и проступков, порочащих звание адвоката.
Исключением из состава коллегии адвокатов производилось президиумом коллегии, а также Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся и Министром юстиции РСФСР в случаях:
а) обнаружившейся непригодности к исполнению обязанностей адвоката;
б) систематического нарушения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и недобросовестного выполнения обязанностей;
в) получения адвокатом денежного вознаграждения помимо юридической консультации;
г) совершения проступков, порочащих звание советского адвоката;
д) совершения преступления.
Постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приёме в члены коллегии, а равно об исключении из членов коллегии могло быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся мог отменить постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приёме в члены коллегии, а равно об исключении из членов коллегии адвокатов.
По Положению органами коллегии являлись:
а) общее собрание членов коллегии адвокатов;
б) президиум коллегии адвокатов;
в) ревизионная комиссия.[11]
В коллегии адвокатов, насчитывающих более 300 адвокатов, вместо общего собрания членов коллегии могли созываться конференции.[12]
Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов являлось высшим органом коллегии адвокатов. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов:
а) избирало президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию;
б) заслушивало и утверждало отчёты о деятельности президиума и ревизионной комиссии и принимало решения по вопросам работы коллегии адвокатов;
в) устанавливало численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением их Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся;
г) утверждало правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов по согласованию с профсоюзными органами;
д) рассматривало другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.[13]
В соответствии со статьёй 19 Положения президиум коллегии адвокатов:
а) созывал общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов;
б) организовывал юридические консультации и руководил их деятельностью, проводил ревизии работы юридических консультаций;
в) производил приём в члены коллегии и из состава стажёров,
г) назначал и освобождал от работы заведующих юридическими консультациями по согласованию с исполнительным комитетом соответствующего районного, городского Совета депутатов трудящихся;
д) утверждал штаты и сметы юридических консультаций;
е) проводил мероприятия по повышению идейно – политического уровня и юридической квалификации членов коллегии, организовывал участие адвокатов в пропаганде советского законодательства, осуществлял контроль за качеством работы адвокатов, обобщал и распространял положительный опыт работы юридических консультаций и адвокатов, разрабатывал и издавал методические пособия по вопросам адвокатской деятельности;[14]
ж) изучал и обобщал по имеющимся в коллегии материалам причины преступных проявлений и иных нарушений законности и вносил соответствующие предложения в государственные и общественные организации;
з) осуществлял контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;
и) осуществлял контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов, рассматривал дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагал на виновных дисциплинарные взыскания;
к) распоряжался средствами коллегии в соответствии со сметой;
л) представлял коллегию адвокатов в государственных и общественных организациях;
м) вёл статистическую и финансовую отчётность по установленным формам и представлял Совету Министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и Министерству юстиции РСФСР отчёты о деятельности коллегии адвокатов.[15]
В полномочия председателя президиума коллегии адвокатов входила организация и планирование работы президиума; участие в заседаниях президиума; распоряжение кредитами в пределах утверждённой сметы; проверка жалоб о действиях адвокатов; приём и увольнение работников аппарата президиума и бухгалтеров юридических консультаций и др.[16]
Положением регламентировались права и обязанности адвокатов. Так, адвокат имел право избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов, а также принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью коллегии.
Положение требовало от адвоката быть образцом точного и неуклонного соблюдения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения; постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейно – политический уровень и деловую квалификацию и активно участвовать в пропаганде советского права.[17]
Положением предусматривалось право адвоката на получение пособия по временной нетрудоспособности и пенсионное обеспечение на общих основаниях.[18]
В соответствии с Положением руководство и контроль за деятельностью адвокатуры с одной стороны осуществляли местные Советы народных депутатов, а с другой - соответствующие органы юстиции.
23 съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС продекларировали курс на совершенствование экономических отношений в стране. В этих условиях особая роль в правовом обеспечении работы народного хозяйства отводилась юристам вообще, в том числе и адвокатам.[19]
В декабре 1970 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров « Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», в соответствии с которым на юридические службы была возложена функция правового обслуживания предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов.[20]
После образования в 1970г. союзно-республиканского Министерства юстиции СССР,[21] союзно-республиканского Министерства юстиции РСФСР, Министерств юстиции автономных республик и отделов юстиции исполкомов краевых, областных Советов депутатов трудящихся,[22] и внесения соответствующих изменений в Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик,[23] общее руководство адвокатурой стало вновь осуществляться централизованно.[24] Для единообразия направлений, форм и методов общего руководства адвокатурой Министерство юстиции СССР и РСФСР издавали различные приказы, обязательные для исполнения нижестоящим органам юстиции.
Осуществление мероприятий по руководству адвокатурой проводилось различными методами:
- работники отделов юстиции участвовали в рассмотрении «отдельных принципиальных вопросов» на заседаниях президиумов коллегий адвокатов;
- руководители коллегий адвокатов заслушивались на оперативных совещаниях в отделах юстиции;
- отделы юстиции совместно с президиумами коллегии адвокатов проводили проверки работы юридических консультаций;
- составлялись различные обобщения по вопросам адвокатской деятельности.[25]
Вопрос о взаимоотношениях адвокатуры с государственными органами до сих пор относится к числу спорных. В юридической литературе уже высказывались противоположные мнения, в частности, в государственном руководстве нет необходимости, так как адвокатура «осуществляет свою деятельность на принципе самоуправления»[26] и др.
Профессор А.Д. Бойков, проводивший совместно с другими учёными – юристами социологическое исследование эффективности деятельности защитника пришёл к выводу, что опасность для правосудия состоит не столько в усердии защитника, сколько в излишней вялости, пассивности, осторожности защиты.[27]
История законодательства об адвокатуре наглядно демонстрирует борьбу этих двух тенденций. В статье 161 Конституции СССР 1977 года впервые в отечественной конституционной практике упоминался институт адвокатуры: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно».[28]
Коллегии адвокатов организовывались в соответствии с территориальным делением РСФСР (ст.1). Централизация адвокатуры в пределах каждой союзной республики, а тем более в масштабе Советского Союза на данном этапе не предусматривалась. Напротив, накануне принятия Положения об адвокатуре звучали такие мнения: предложения по созданию Совета и Союза адвокатов исходят от людей, которые тянут адвокатуру назад; это не только лишние расходы на управленческий аппарат, но и стремление уйти от постоянного контроля за своей деятельностью, вернуть к прежней свободной профессии».[29]
Исследователь проблем адвокатуры Е.Г. Дубков в 1965г. давал такое определение адвокатуры: добровольная, самоуправляемая общественная организация, независимая от органов следствия, суда, прокуратуры, а также и клиента, призванная путём оказания юридической помощи защищать права и законные интересы граждан и организаций законными способами и средствами, содействуя тем самым соблюдению законности и осуществлению правосудия.[30]
В большей степени с этим можно согласиться, но, следует оговориться по поводу независимости адвокатуры, так как свою деятельность адвокатуры вела под контролем органов юстиции и местных исполкомов.
Несмотря на всеобъемлющий контроль за деятельностью коллегий, на прошедшей в 1968г. республиканской научно-практической конференции, посвящённой итогам работы адвокатуры, где присутствовали руководящие партийные работники, руководители Верховного суда, Прокуратуры, учёные, адвокаты, отмечалась необходимость принимать более действенные меры по усилению контроля за профессиональной деятельностью адвокатуры, проводить больше семинаров, теоретических конференций, способствующих улучшению деловой квалификации и культурного уровня адвокатов.
Также подчёркивалась важность повышения ответственности адвокатов за выполнение ими своих обязанностей. Таким образом, власть не была полностью удовлетворена работой адвокатуры.[31]
И, тем не менее, как отмечает И. Мартинович, сочетание общего государственного руководства с самоуправлением в большей мере отвечало задачам советской адвокатуры на данном этапе, осуществляющей функции, тесно связанные с правоохранительным деятельностью других государственных органов. Установившиеся формы руководства адвокатурой, обеспечивая определённую самостоятельность коллегий адвокатов, способствовали вместе с тем улучшению их деятельности, выполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей.[32]
Так, в Новгородской областной коллегии адвокатов в исследуемый период президиум и юридические консультации постоянно проявляли заботу о повышении профессиональной квалификации адвокатов для оказания грамотной юридической помощи гражданам и предприятиям. В этих целях, помимо семинаров, проводились ревизии, различные обобщения, рецензирование деятельности адвокатов в судах, практиковались их самоотчёты и т.д.[33] Вся эта работа принесла известные положительные результаты, как для адвокатов, так и для граждан, которым они помогли в восстановлении их нарушенных прав.
Об этом свидетельствует обобщённая Президиумом Новгородской областной коллегии адвокатов практика.
Гр-н Никитин был привлечён к уголовной ответственности за то, что он из хулиганских побуждений ударом ножа убил гр-на Васина. Свою вину подсудимый не признал.[34] Адвокат подсудимого А.А. Никитина, И.И. Дьяконов умело и грамотно провёл защиту в судебном заседании и на основе всех данных рассматриваемого дела смело и уверенно поднял свой голос в защиту А.А. Никитина, прося о вынесении в отношении него оправдательного приговора. Выездная сессия Облсуда не согласилась с мнением адвоката и осудила Никитина к 15 годам заключения в исправительно-трудовой колонии. Будучи последовательным и глубоко убеждённым в своей правоте, И.И. Дьяконов в кассационной жалобе на имя Верховного Суда РСФСР и при выступлении в кассационной инстанции привёл неопровержимые соображения о неправильности обвинительного приговора и в связи с этим просил о его отмене и прекращении дела производством за недоказанностью преступления.[35] Верховный Суд РСФСР отменил приговор и передал дело на дополнительное расследование. Прокурором Новгородской области от 19 февраля этого же года дело Никитина было прекращено производством.[36] Таким образом, гр-н Никитин при активной компетентной и добросовестной помощи адвоката т. Дьяконова оказался полностью реабилитированным. За проделанную успешную работу Президиумом коллегии была объявлена благодарность адвокату Дьяконову.[37]
Многим адвокатам Новгородской областной коллегии адвокатов за честное, компетентное и добросовестное выполнение профессионального долга подзащитные и доверители выражали благодарность письменно. В адвокатской практике Новгородской области немало примеров, когда именно благодаря усилиям адвокатов принимались правильные, строго соответствующие действующему законодательству судебные решения. С этой точки зрения определённый интерес вызывает выступление адвоката Р.Н. Саломасовой в защиту её подзащитного, по делу Г.И. Сабурова, привлечённого к уголовной ответственности по ч.2 ст. 211 УК РСФСР, за совершение наезда на гр-на Фёдорова. В результате тщательного анализа материалов этого дела, данных судебного следствия, адвокат Саломасова пришла к бесспорно правильному выводу о невиновности Сабурова в совершении преступления. Однако, суд, проявив нерешительность, возвратил дело на доследование. При очередном рассмотрении этого дела Р. Н. Саломасова вновь настаивала на полной реабилитации Сабурова. Ведь, подсудимый Сабуров незаконно содержался под стражей свыше шести месяцев. На этот раз суд согласился с позицией адвоката и вынес в отношении Сабурова оправдательный приговор. Прокурором был принесён кассационный протест на оправдательный приговор в отношении Сабурова, но, Судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда оправдательный приговор народного суда в отношении подзащитного адвоката Р.Н. Саломасовой оставила без изменения и в силе, отклонив кассационный протест прокуратуры.[38]
Данный пример из адвокатской практики наглядным образом показывает, что за справедливость приговора надо бороться, так как общеизвестно, что истина по уголовному делу бывает единственной и предназначение адвоката состоит в борьбе за справедливость.[39]
После принятия Положения уже в 1966 году отмечается значительная активность деятельности адвокатуры по пропаганде советского права в Новгородской области, улучшение оказания юридической помощи населению и организациям.
В Новгородской областной коллегии адвокатов большое внимание уделялось пропаганде советского права. Новгородские адвокаты читали лекции по различным отраслям права в трудовых коллективах, на предприятиях Новгородской области. Это были лекции по заранее разработанной и согласованной с руководителями организаций тематике. Лекции, как правило, проводились в цехах и отделах предприятий.[40]
После принятия Положения уже в 1966 году отмечается значительная активность деятельности адвокатуры по пропаганде советского права в Новгородской области, улучшение оказания юридической помощи населению и организациям.
В Новгородской областной коллегии адвокатов большое внимание уделялось пропаганде советского права. Новгородские адвокаты читали лекции по различным отраслям права в трудовых коллективах, на предприятиях Новгородской области. Это были лекции по заранее разработанной и согласованной с руководителями организаций тематике. Лекции, как правило, проводились в цехах и отделах предприятий.[41]
18 декабря 1964 года юридическая комиссия Совета Министров РСФСР в целях оказания практической помощи коллегиям адвокатов решила провести обобщение лекционной работы коллегий. В связи с этим по распоряжению начальника отдела адвокатуры А. Крапивина, адвокаты подготовили лучшие тексты лекций, с которыми они выступали перед населением.[42]
11 октября 1966г. и.о. начальника отдела адвокатуры юридической комиссии при Совете Министров РСФСР Н. Волосова сообщила, что по плану работы намечено подвести итоги работы коллегий адвокатов по пропаганде и разъяснению законодательства среди населения. В связи с этим необходимо было тщательно изучить, проверить и обобщить работу по пропаганде права, составить подробную докладную записку, а её итоги обсудить на совещании адвокатов.
В докладной записке было необходимо точно указать формы пропаганды права и методы разъяснения законодательства, применяемые в коллегии, количество лекций и бесед, проводимых перед населением. Требовалось подробно осветить проводимую членами коллегий работу по пропаганде права и разъяснению законодательства в печати и по радио. Также следовало назвать адвокатов, наиболее активно участвующих в этой работе, сообщив о том, как распространяется их опыт, и какие меры поощрения применяются. К докладной записке требовалось приложить тексты одной-двух наиболее хороших лекций, а также несколько некачественных.[43]
24 января 1967 года юридическая комиссия при Совете Министров РСФСР разослала президиумам коллегий адвокатов информацию « О работе коллегий адвокатов РСФСР по пропаганде права и разъяснению законодательства среди населения в 1966г.», где вновь отмечалось, что правовое воспитание граждан является важнейшей задачей адвокатуры. Правовая пропаганда, отмечали авторы этого документа, « повышает социальное правосознание, правовую культуру населения, является одной из форм предупреждения правонарушений».[44]
В Новгородской юридической консультации осуществлялся чёткий учёт проводимых пропагандистских мероприятий. На каждого адвоката была заведена отдельная карточка, где фиксировалась его работа.[45]
Президиум коллегии периодически издавал постановления, в которых требовал вовлечения всех адвокатов в пропагандистскую работу, но на практике он не предъявлял достаточной требовательности к коллегам, уклоняющимся от правовой пропаганды.[46]
Однако в Новгородской областной коллегии адвокатов лекции читались без учёта состояния законности на том или ином предприятии и учреждении, использования местных материалов и судебной практики. Всё это снижало действенность правовой пропаганды в области. В целях улучшения этой важнейшей формы деятельности адвокатуры президиумам коллегий предписывалось: принять меры, чтобы все адвокаты активно участвовали в этой работе; усилить контроль за качеством читаемых лекций; разработать и провести дополнительные меры по улучшению правовой пропаганды среди населения; президиуму Новгородской коллегии представить отчёт о проведённых мероприятиях.[47]
Литература:
1. И. Мухин. Новое советское законодательство и адвокатура. М; 1960г. С.31
2. Е.А.Быковская. Адвокатура Новосибирской области в 1920-1980-е годы. Новосибирск. 2003г. С. 129.
3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. - №40.- Ст. 592.
4. А.С. Кобликов. К разработке нового уголовно-процессуального законодательства./ А. С. Кобликов// Соц. законность. – 1989. - № 12. – С. 5.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1.
6. Закон РСФСР от 25 июля 1962г. « Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962г. № 29. Ст. 450.
7. Там же. Ст. 450.
8. Е.А. Малёв. Задачи совершенствования деятельности советской адвокатуры // Правосудие и адвокатура. Тезисы докладов научно-практической конференции. Ленинград. 1969. С. 11.
9. Закон РСФСР от 25 июля 1962г. « Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962г. № 29. Ст. 450.
10. Закон РСФСР от 25 июля 1962г. « Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962г. № 29. Ст. 450.
11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 года « О расширении прав краевых, областных судов и упразднения управлений Министерства юстиции союзных республик при краевых, областных Советах депутатов трудящихся.» // Ведомости Верховного Совета СССР.1956. № 16. Ст.356.
12. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 29. Ст. 450.
13. Там же. № 29. Ст. 450.
14. Там же. № 29. Ст.450.
15. Там же. № 29. Ст.450.
16. Там же. № 29. Ст.450.
17. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 29. Ст. 450.
18. В. К. Ботнев. Адвокатура в России: История и современность. М; 2006г. С. 44.
19. Там же. С. 44.
20. Там же. С. 45.
21. В. К. Ботнев. Адвокатура в России: История и современность. М; 2006г. С. 49.
22. Там же. С. 49.
23. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970г. «Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР»// Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 36. Ст. 361.
24. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 сентября 1970г. « Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции РСФСР», « Об образовании Министерств юстиции автономных республик и отделов исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 40. Ст. 812.
25. Закон СССР от 26 ноября 1971г. « О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 48. Ст. 471.
26. Положение о Министерстве юстиции СССР от 21 марта 1972г. // СП СССР. №6. Ст.32.
27. Информационное письмо от 9 июня 1975 г. № К – 7/308 « О работе отделов юстиции по осуществлению общего руководства коллегиями адвокатов// Сборник Приказов…Министерства юстиции СССР. С.497.
28. Н.В. Блинова. Правовое положение советской адвокатуры// Труды ВЮЗИ. М; 1963. Т.1. С.308.
29. А.Д. Бойков. Проблемы адвокатской этики. // Роль и задачи советской адвокатуры. – М; Юридическая литература, 1972 – С. 195.
30. П. Заботкин. К разработке Положений об адвокатуре // Советская юстиция. 1961. - № 12. – С. 10; С. Тихомиров. К разработке положений об адвокатуре // Советская юстиция. 1961. № 6. С. 15.
31. Советская адвокатура. Задачи и деятельность./ Отв. ред. А.А. Круглов. М; Юридическая литература, 1968. С. 4-5.
32. И.И. Мартинович. Адвокатура Беларуси: История и современность. – Минск; 2002. - С.82.
33. Е.П. Дубков. Демократические основы организации советской адвокатуры. – Автореф. Дис. …канд. юрид. наук. М; 1965. – С. 9.
34. Государственный архив Новгородской области.Ф. Р.-4001. Оп.2. Д.113. Л.12.
35. Там же. Л.12.
36. Государственный архив Новгородской области.Ф. Р.-4001. Оп.2. Д.113. Л.13.
37. Там же. Л. 13.
38. Там же. Л. 13.
39. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р. – 4001. Оп. 2. Д. 221. Л. 35.
40. Там же. Л. 35.
41. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р. - 4001.Оп. 2. Д.180. Л.9.
42. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р. - 4001.Оп. 2. Д.180. Л.9.
43. Там же. Л.9.
44. Там же. Д. 226. Л. 85.
45. Там же. Д. 244. Л. 59.
46. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р.- 4001. Оп.2. Д. 244. Л. 70-72.
- Там же. Л. 73-74.