В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе.
В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» трактуется неоднозначно. Существуют различные взгляды на природу, содержание этих понятий и их структуру. В связи с этим возникает множество различных определений. Основные понятия сводятся к тому, что креативность проявляется в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности, то есть рассматривается структура взаимодействующих составляющих личности: творческие способности, мотивационный компонент, интеллектуальный компонент [2, c.15].
Для развития креативности детей младшего школьного возраста необходимо развивать составляющие её компоненты. Можно выделить следующие основные условия формирования креативности:
1) учет принципов развивающего обучения (индивидуализация образования, исследовательское обучение, проблематизация);
2) построение педагогического процесса на принципах гуманистического подхода к детям (безоценочность, принятие, безопасность, поддержка);
3) проведение целенаправленных творческих занятий, направленных на развитие креативности младших школьников.
Для определения уровня развития креативности можно использовать следующие методики.
1. Методика Е.П. Торренса (диагностика невербальной креативности)
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый тест состоит из 2 заданий:
Задание «Круги»: нарисуйте как можно больше различных предметов, используя круг в качестве составной части. По результатам выполнения задания оцениваются:
- легкость – быстрота выполнения задания – подсчет количества рисунков за определенный отрезок времени;
- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой;
- оригинальность – частота данного ответа в однородной группе испытуемых.
Задание «Завершение картинок». Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В тесте используются следующие показатели креативности:
- оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).
- уникальность, определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
2. Задание «Творческие способности» направлено на оценку количественным показателем творческого воображения и скорости процессов мышления. Испытуемым предлагается три слова, из которых испытуемым предлагается составить как можно больше осмысленных фраз за 5 минут. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логическое сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье не логично; 1 – бессмысленное сочетание слов [3, c. 84].
Для развития креативности детей младшего школьного возраста можно предложить следующие творческие задания:
1) Школьный театр. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, их артистизма.
2) Придумайте пять несовместимых сочетаний. Например: горячий снег, стальные нервы, квадратный шар.
3) Определите сходство между кошкой и мышью, фортепиано и скрипкой, зайцем и кенгуру, елью и папоротником, машиной и мотоциклом, чашкой и вазой, луной и солнцем, ежом и расческой, спичкой и факелом.
4) Игра «Что на что похоже». Задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”.
5) Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, «все животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке», «все люди могут летать», «каким был бы мир, если б люди не умели считать?»
6) Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Детям было предложено слово «книга».
7) Закодируйте свое имя.
8) Девочка пошла в лес и заблудилась…. Допишите рассказ.
9) Придумать предложения, состоящие из четырёх слов, причём каждое слово начинается с указанной буквы. Например, были указаны буквы ВМСК, или МКСВ. Нельзя было менять буквы местами.
10) Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. И очень многое здесь зависит от деятельности учителя [1, c. 36].
Литература:
1. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. – 120 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 386 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Ермолаева – Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей/по материалам зарубежн. исслед.) // Вопросы психологии 1975, №5 – с. 166-176.
4. Психология творчества/Под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. –224 с.
5. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина. Науч. - исслед. институт общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.