Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 3649 раз

Библиографическое описание:

Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» трактуется неоднозначно. Существуют различные взгляды на природу, содержание этих понятий и их структуру. В связи с этим возникает множество различных определений. Основные понятия сводятся к тому, что креативность проявляется в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности, то есть рассматривается структура взаимодействующих составляющих личности: творческие способности, мотивационный компонент, интеллектуальный компонент [2, c.15].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста необходимо развивать составляющие её компоненты. Можно выделить следующие основные условия формирования креативности:

1) учет принципов развивающего обучения (индивидуализация образования, исследовательское обучение, проблематизация);

2) построение педагогического процесса на принципах гуманистического подхода к детям (безоценочность, принятие, безопасность, поддержка);

3) проведение целенаправленных творческих занятий, направленных на развитие креативности младших школьников.

Для определения уровня развития креативности можно использовать следующие методики.

1.                  Методика Е.П. Торренса (диагностика невербальной креативности)

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый тест состоит из 2 заданий:

Задание «Круги»: нарисуйте как можно больше различных предметов, используя круг в качестве составной части. По результатам выполнения задания оцениваются:

- легкость – быстрота выполнения задания – подсчет количества рисунков за определенный отрезок времени;

- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой;

- оригинальность – частота данного ответа в однородной группе испытуемых.

Задание «Завершение картинок». Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

- оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

- уникальность, определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

2.                  Задание «Творческие способности» направлено на оценку количественным показателем творческого воображения и скорости процессов мышления. Испытуемым предлагается три слова, из которых испытуемым предлагается составить как можно больше осмысленных фраз за 5 минут. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логическое сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье не логично; 1 – бессмысленное сочетание слов [3, c. 84].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста можно предложить следующие творческие задания:

1)                 Школьный театр. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, их артистизма.

2)                 Придумайте пять несовместимых сочетаний. Например: горячий снег, стальные нервы, квадратный шар.

3)                 Определите сходство между кошкой и мышью, фортепиано и скрипкой, зайцем и кенгуру, елью и папоротником, машиной и мотоциклом, чашкой и вазой, луной и солнцем, ежом и расческой, спичкой и факелом.

4)                 Игра «Что на что похоже». Задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”.

5)                 Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, «все животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке», «все люди могут летать», «каким был бы мир, если б люди не умели считать?»

6)                 Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Детям было предложено слово «книга».

7)                 Закодируйте свое имя.

8)                 Девочка пошла в лес и заблудилась…. Допишите рассказ.

9)                 Придумать предложения, состоящие из четырёх слов, причём каждое слово начинается с указанной буквы. Например, были указаны буквы ВМСК, или МКСВ. Нельзя было менять буквы местами.

10)             Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. И очень многое здесь зависит от деятельности учителя [1, c. 36].

 

Литература:

1.      Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. – 120 с.

2.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 386 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3.      Ермолаева – Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей/по материалам зарубежн. исслед.) // Вопросы психологии 1975, №5 – с. 166-176.

4.      Психология творчества/Под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. –224 с.

5.      Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина. Науч. - исслед. институт общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): задание, испытуемый, младший школьный возраст, развитие креативности детей, слово.


Задать вопрос