Психологическое здоровье во время беременности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 1959 раз

Библиографическое описание:

Королева, Н. Н. Психологическое здоровье во время беременности / Н. Н. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1886/ (дата обращения: 19.12.2024).

Беременность и роды – это закономерный этап существования семьи представляющий собой естественный период в жизни женщины. Изменения, которые протекают в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. То есть, чтобы родить здорового ребенка, женщина должна быть готова к этому не только физиологически, но и психологически. В первом триместре беременности изменения проявляются сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, утомляемостью, сонливостью, тошнотой и рвотой. В дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести к развитию психической и соматической патологии.

Изучение психологии материнства – одна из малоразработанных отечественной наукой областей. Материнство – одна из социальных женских ролей, поэтому даже если Потребность быть матерью заложена биологически, хотя общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на содержание и проявление у каждой конкретной женщины материнства. Как свидетельствуют исследования второй половины XX века, в становлении и реализации взаимодействия между матерью и ребенком центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, где формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. По данным литературы материнское отношение не возникает во время беременности или после рождения ребенка. Материнское отношение проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы.

Одной из самых актуальных проблем современного общества является проблема сохранения здоровья матери и ребенка. Еще совсем недавно беременная женщина находилась под наблюдением только медицинских работников, хотя это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономическое, и нравственное, и общественное значение. И поэтому в последние годы возникший интерес к психологическим проблемам материнства привел к таким исследованиям, как психологическое состояние женщины во время беременности, ее переживания и эмоции, личностные особенности беременной женщины.

По данным исследователей, психоэмоциональное состояние женщины влияет на благополучие протекания беременности и родов, а правильное проведение подготовки к родам и материнству уменьшает количество осложнений беременности и родов и благоприятно влияет на развитие ребенка в перинатальный период.

Повышенный уровень тревожности, неустойчивость эмоционального состояния и беспричинное беспокойство - одна из проблем, с которой сталкиваются врачи и психологи при работе с беременными. Чаще всего будущих мам одолевают сомнения по поводу благополучия вынашивания и родов, нормальности будущего ребенка, изменения своей внешности и т.д.. Безусловно, что многие из этих и других тревог происходят от незнания и непонимания некоторых аспектов, связанных с беременностью, родами, развития ребенка. Причиной возникновения тревоги может появляться и при неуверенности в супруге, когда у беременной появляется чувство одиночества. Исследованиями многих авторов показано, что частое состояние тревоги неблагоприятно сказывается на течении беременности и развитии плода. Так психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. В книге приведены высказывания анализируемых женщин, которые на бессознательном уровне помнят внутриутробный период своей жизни. Сильвио Фанти рисует безрадостную картину попыток взаимного разрушения матери и плода.  Без сомнения, многие из положений этой теории являются спорными. Тем не менее, бесспорно то, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка. Это отмечает в своих трудах и Дональа Винникотт. В книге "Маленькие дети и их матери" в главе "Вклад психоанализа в акушерство" автор говорит о важности для матери периода беременности. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда "мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как "фрустрация", уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений, возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения". Винникотт признает спорность этого положения, но он убежден в его правильности. В своей книге он указывает на важность периода беременности.

Отечественный психолог и педагог Б.П.Никитин в своей последней книге отводит большое место беременности и рождению ребенка. Он отмечает важность психологической готовности женщины к рождению ребенка. "Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность матери на ребенке, - это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое взаимопонимание…Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые – делают сдвиги в иных направлениях". То есть пренатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье.

Все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода.

Определение понятия «конфликт» у каждого человека свое. И все-таки каждый человек понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким. В словаре «конфликт» обозначают как столкновение или борьбу, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. А в обыденной речи словом «конфликт» обозначается широкий круг явлений – от вооруженного столкновения до семейной ссоры. Как одно из значимых явлений психической жизни человека конфликт непосредственно связан с проблемой психического благополучия – фундаментальной проблемой всей психологической науки.

Дискуссии о роли конфликтов в развитии общества и каждого человека ведутся в психологии до сих пор. Существует два противоположных взгляда на данную проблему:

1) конфликты всегда вредны, от них необходимо избавляться или их необходимо избегать;

2) конфликт – это сложное социально-психологическое явление, которое в определенных обстоятельствах может иметь прогрессивное и положительное значение.

В период беременности и во внешней, и во внутренней жизни женщины меняется очень многое и идет подготовка к большим изменениям и психологи знают, что физиологические изменения, происходящие в организме в это время, приводят к тому, что обостряются, становятся более заметными и болезненно переживаемыми все внутренние конфликты и психологические проблемы женщины.

Во время беременности у женщин может происходить резкая смена настроения. Диапазон эмоций - от резко положительных до крайне отрицательных.

Сильный страх и испуг, горечь потери близкого человека, а также страх предстоящих родов относятся к вредным негативным эмоциям. Отрицательно воздействуют на еще не рожденного малыша часто повторяющееся чувство раздражения, гнева и злости.

Беременность с положительными эмоциями, с преобладанием позитивного настроения, эмоций (радость от предстоящего рождения малыша, счастливое ожидание), с периодическими эмоциональными разрядками (плач, грусть, умеренная раздражительность) и умеренными встрясками с выработкой адреналина (легкий испуг, азарт, грамотно разрешенными конфликтами) – идеальный вариант протекания беременности.

В последнее десятилетие медики констатируют тенденцию роста числа женщин, вынужденных проводить беременность в больничной палате, хотя по всем медицинским показателям они практически здоровы. Исследования сотрудника Института психологии РАН Ларисы Рудиной показывают, что одним из самых главных факторов риска мешающим нормальному развитию беременности – «семейное наследие»

Затяжные конфликты в молодости с собственной матерью являются наиболее опасными для самочувствия беременных женщин. Давние ошибки родителей в воспитании дочери, н резкая критика ее поступков, чувство обиды на родственников, недостаток внимания с их стороны глубоко врезались в память и самым неожиданным образом проявляются во время беременности. Эта ситуация может быть чревато угрозой выкидыша, эндокринными нарушениями, задержками в развитии плода.

Издревле беременную женщину старались предохранить от испуга или других нервных переживаний и расстройств. Её не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, уберегали от ссор, не позволяли смотреть, как забивают скот , старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребёнка. По древней русской традиции нельзя таить обиду на беременную. Если беременная просит прощения, было грехом не извинить её. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и сами шли к ней, чтобы уладить отношения. Существовал обычай «прощёных дней», когда все родственники за 1-2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной, и она в свою очередь просила прощения у них. Считалось, что непрощённая, не снятая с души обида могла привести к несчастью во время родов».

Мудрость и справедливость опыта народной жизни подтверждает современная наука. И сегодня именно таким образом можно обеспечить нормальное протекание беременности и родов женщины, создать благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья будущего ребенка.

 

Литература:

1.        А.Акин, Д. Стрельцова. Девять месяцев и вся жизнь. – СПб.: 1999

2.        Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005.

3.        Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.

4.        Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2007.

5.        Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008.

6.        Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология: аналитический обзор 607 диссертаций - XX век. М.: ЮНИТИ, 2004.

7.        Баженова О .В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.

8.        Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.

9.        Брутман В. И. и соавт. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие. М.: Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 1994.

10.    Брутман В.И. и соавт. Девиантное материнское поведение // Моск. психотерапевт, журн. 1996. N 4. С. 81-98.

11.    Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязаности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. N 7. С. 38-47.

12.    Копыл О.А., Баз Л.Л..Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.

13.    Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психол. 2000. N 5. С. 18-27.

14.    Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 5. С. 81-88.

15.    Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, время беременности, материнское отношение, период беременности, ребенок, род, беременная женщина, будущий ребенок, развитие плода, развитие ребенка.


Задать вопрос