Толерантность – явление, имеющие исторические корни. Исторически в процессе своего формирования толерантность опиралась на идеи духовной и религиозной терпимости. Толерантность и история религий считаются взаимосвязанными явлениями. Равенство и взаимное уважение среди мировых религий не могло бы развиваться без толерантности. Толерантность строит свое отношение к религиозным убеждениям на возвеличивании традиционных религиозных направлений. С этой точки зрения, в составе каждой религии формировалась своеобразная система конфессиональных ценностей, основанных на принципах толерантности.
В системе этико-эстетических, поведенческих, нравственных, культурно-просветительских, философских ценностей узбекской культуры идеи толерантности развивались начиная с самых древних эпох и формировались своеобразным образом. Понятие толерантности в национальных традициях узбеков истолковывалось довольно широким и обоснованным образом и считалось одним из важных факторов воспитания молодого поколения. В понятии толерантности традиционно имели значение такие качества, как терпимость к поведению человека, умение проявлять уважение, почтительность, взаимопонимание, милосердие, любовь и заботливость. Исторические корни толерантности формировались с самых древних времен в таких литературных памятниках, как «Авеста», Орхон-Енисейские записи, согдийские письменные источники, и она превратилась в необходимое требование в вежливости, поведении и нравственности человека, его нравственно-духовных принципов. «Уважение к старшим, уважительность к младшим» считались национальными нравственными требованиями и принципами узбеков.
Один из великих собирателей хадисов, происходивший из Ташкентского оазиса, Каффол Шоши в своем произведении «Жавомиъ ал калим» («Сборник мудрых выражений») обращал внимание на вопросы терпимости. Абу Бакр Муҳаммад ибн Али ибн Исмоил Каффол Шоши был одним из ученых-энциклопедистов, изучавших тафсир, хадисы, калом, фикх, стиховедение и языкознание. Ученый занимался деятельностью по сбору хадисов, касавшихся основ совершенствования человека. Ученый в своем произведении «Жавомиъ ал калим» приводит такие мудрые слова:
Действия зависят от умысла.
Коран- лекарство от бед.
Молитва – это молитва Аллаху
Вначале приветствие, затем – слово
Быть с обществом – благо
Делиться (на партии) - мучение.(2)
Как известно, исламская культура оказывала влияние на литературу, искусство, науку, философию, нравственность и поведение, обычаи, а также на вопросы образования и культуры. Во всех этих направлениях в научно-теоретическом и практическом отношении пропагандировались принципы духовной, культурной, а также религиозной терпимости. Мы является свидетелями того, что в творчестве каждого мыслителя истолковывались отдельные грани принципов терпимости.
Еще один из знаменитых суфиев Средней Азии, известный как Ходжа Бахоуддин Балогардон шейх Бахоуддин Накшбанд также в рамках учения тасаввуф призывал людей к терпимости. Одна из четвертых ступеней данного учения тариката именуется «Хилват дар анжуман», и выдвигала идею внешне быть с народом, а внутри себя быть с Аллахом. У шейха Бахоуддина Нақшбанда есть такие слова: “Изо ҳаййотум би-таҳийятин фа-ҳаййув би-аҳсани минҳо”, яъни “Если человек поздоровается с вами и помолится, вы поздоровайтесь и молитесь больше него”. На вопрос “Что есть вера?!” Ходжа Бахоуддин отвечает “воздерживаться от всего, что может причинить людям вред – это вера».(2)
Великий поэт, написавший пятерицу, Амир Хосров Дехлеви в своих истинах обращает внимание на принципы терпимости. Амир Хосров известен во всем мире. Он ценен тем, что превратил критерии гуманизма и справедливости в главный смысл человеческой жизни. Поэтому идеи поэта до сих пор не утеряли своей сути и значимости и звучат современно. Амир Хосров осознает взаимосвязь средневековой мусульманской и индийской культур, обычаев. Он не противопоставляет их, а принимает как мировое разноцветье религий и культур.
Действительно, Амир Хосров – один из великих гуманистов в истории человечества, внесших большой вклад в развитие мусульманской и индийской культур. Его современность характеризуется темчто в его творчестве люди современной эпохи могут найти мысли, понятия, поиски и духовные изыскания, созвучные их мышлению и чувствам. В частности, поэт так говорит о чистоте, стремлении к добру в своих намерениях и действиях:
Будь чище небесной капли,
Будь чище частицы солнца.
“Амир Хосров в своем сложном мировоззрении полностью противоречит фанатизму, признает и уважает величие человека независимо от его убеждений, религии, национальности, расы, происхождения, а также считал его самым высшим из бесконечных проявлений Бога. ... он уважает и верующих, и неверующих, и плохих, и хороших, и друзей, и врагов– всех в качестве существующих, как благо, созданное Богом”.(3)
Поэт почеркивает, что желание другим плохого в конце концов наказывается:
Кто желает плохого,
Получит наказание в своих действиях.(1)
Поэт считает любовь к человеку, гуманизм и существование человека великим благом мира и жизни, его главным смыслом. По мнению поэта, все люди, независимо от религии, расы, национальности, убеждений, должны признаваться как рабы Аллаха. Для поэта важно понятие свободы в духовности человека. Поэтому, Хосров Дехлеви проявляет себя как певец духовной зрелости, цельности внутреннего мира человека, гармонии человека и его сердца.
Знаменитый таджикско-персидский поэт, писатель и мыслитель Шайх Муслихиддин Саади Ширази, осознавая суть мира и человека, призывает к изучению истинных проявлений жизни и мира. В качестве одной из таких истинных жизненных ценностей он видит любовь, справедливость и терпимость. Поэт включает такие качества, как никого не обижать, стремиться к миру, дружбе и науке, в свойства совершенного человека и вносит свой вклад в поэтическую обработку принципов терпимости. Например:
Не обижай того, кто хочет перемирия,
Если он стучит в дверь мира, не ищи сражения.(5)
Поэт подчеркивает, что делать хорошее другим людям является свойством совершенного человека, и говорит, что причинять другим не только телесные, но и душевные раны – это плохо.
Таким образом, понятие терпимости развивалось в узбекских народных национальных принципах, ценностях, в том числе обычаях, традициях, праздниках и в сферах философии, фикха, искусства, истории, литературы восточных мыслителей в составе исламской культуры, пропагандировалось, и считалось одним из важнейших аспектов воспитания и совершенствования человека.
Литература:
1. Из стихов Хосрова Дехлеви. Из наследия классиков Востока. –Т.: 1979, -С. 118-119.
2. Мухамедов Н. Научно-нравственное наследие ученых Шашского оазиса. – Т.: Ташкентский исламский университет. 2007. – С. 70.
3. Мухаммад Али А.М. Бахоуддин Балогардон. Перевод с персидского. Перевод М.Хасани. – Т.: Ёзувчи, 1993. –С. 58
4. Туйчиева Г.У. Культура Хосров Дехлеви. // Шарк машъали, 1999, № 1-2. –С. 62-67
5. Ширази С. Мир, полный истин. – Т.: Шарк, 2007. –С.104-106