Основная задача и особенность современных процессов глобализации – формировать личность, активно потребляющую потоки информации, а также способную их проанализировать и качественно использовать и эта задача, в свою очередь, требует от систем образования подготавливать будущего специалиста всесторонне развитого, высокой квалификации, творчески мыслящего и преобразующего социальный опыт в новую реальность. Всё это лежит в основе инновационных преобразований в сфере среднего специального профессионального образования:
- определить степень профессональной готовности специалистов младшего звена на основании требований государственных образовательных стандартов, а именно: систему требований, предъявляемых к их профессиональному знанию, профессиональным умениям и навыкам;
- модернизировать содержание и процесс формирования профессиональной готовности специалистов младшего звена, разработать инновационную структуру такого процесса, придавая широкое внимание реализации всех этих задач на практике.
Известно, что одним их основных условий эффективности педагогической деятельности считают профессиональную подготовленность специалиста (схема 1).
Как видно из определений, профессиональная готовность специалиста – сложный и многогранный процесс, в котором особое значение имеет профессиональная направленность.
Вот как раскрывается содержание понятия «профессиональной направленности» в педагогической литературе и в литературе по профессиональному образованию (схема 2).
Профессиональная направленность |
|
А.Б. Сейтешев: «Личностные способности, интерес, потребность и прочная уверенность к определённому виду деятельности» |
Н.К.Степанкова; «Выбор профессии, интерес, прочная уверенность, а также связь между мотивами выбора профессии и руководящими личностными качествами» |
Итак, профессональная направленность – это интересы и потребности к определённому виду деятельности, формирующие личностную позицию.
В работе одной группы исследователей было определено понятие «педагогической профессональной направленности», непосредственно связанное с направленностью к определённой профессиональной деятельности (схема 3):
Педагогическая профессиональная направленность |
|
Н.В. Кузьмина: «Увлечённость личности, направленная к педагогической профессии и желание заниматься этой деятельностью» |
В.А. Сластенин; «Отношение к детям, желание заниматься педагогическим трудом, способности педагогического сопровождения» |
Действительно, определяется направленность личности к педагогической деятельности, мировоззрение педагогического склада, интерес к педагогической профессии, подчёркивается расположенность личности заниматься таковой деятельностью.
Н.В. Кузьмина выделяет три состояния направленности личности к педагогической деятельности:
1) подлинная педагогическая направленность;
2) формальная педагогическая направленность;
3) ложная педагогическая направленность.
Наиболее сильной является мотивация личности, основанная на подлинной педагогической направленности.
Вот что отметил педагог-учёный П.Ф. Коктерев, занимающийся вопросами профессиональных особенностей учителей: «В условиях обучения личность учителя занимает первое место. Те или иные особенности учителя либо понижают, либо повышают его воспитательное влияние на обучение». Таким образом, подчёркивается необходимость освоения будущими учителями профессиональным знанием в процессе их профессиональной подготовки.
Профессиональное знание – совокупность контроля, знаний, практических умений и навыков, требуемых для выполнения работ в области определённой трудовой деятельности.
Как показывают многочисленные исследования наблюдения в области профессионального образования, профессиональная готовность будущего специалиста, владение им профессиональным знанием, умениями и навыками непосредственно связаны с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении, потому что именно в этом у обучающихся процессе формируются основные качества специалиста. Вместе с подготовкой учащихся профессиональных колледжей к будущей профессии, у них формируются навыки самообразования, самоорганизации своей профессиональной деятельности, навыки самоуправления и самоконтроля, а также умения проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с новыми идеями в этой области.
Итак, прежде чем разрабатывать систему профессиональной педагогической подготовки учителей педагогических колледжей, следует ознакомиться требованиями, предъявляемыми к учителям общеобразовательных школ и профессиограммой специалиста.
Профессиограмма – документ, содержащий краткие и всесторонние указания к регламентации психологических сторон и способностей, располагающих специалиста к выполнению определённой будущей практической деятельности.
Проблемой разработки профессиограмм занимались многие учёные, из числа зарубежных: Н. Кузьмина, Ф. Гоноболин, В. Сластенин, А. Маркова; из узбекистанских исследователей: Г. Гайнутдинов, М. Давлетшин, Р. Джураев, Ж. Юлдашев, А. Мамаджанов, У. Нишоналиев, Н.Сайидахмедов, Н. Шодиев и другие.
Известный педагог и психолог олим В.А.Сластенин в своих исследованиях обратил внимание на то, что педагогическая деятельность и личность учителя особенным образом связаны с проблемой формирования его профессиограммы.
Для определения разницы между данными компонентами было определено их смысловое значение:
ü профессиональные качества – являясь важным фактором успешности педагогической деятельности, включают в себя стремление к цели, устойчивость, оживлённость и наблюдательность;
ü социально-политическая готовность – владение личностью духовно-нравственными качествами; патриотизм и социальная активность; твёрдая гражданская позиция и самостоятельность; идеологическая убежденность и боеспособность; развитый идеологический иммунитет; осведомлённость о превосходстве направлений государственной политики; умение сознательно анализировать процессы, происходящие в современном информационном пространстве;
ü общая профессиональная готовность – владение специалистом представлениями о содержании образования; о гармонии методов, средств и форм образования; знание научных основ использования в образовании педагогических и информационных технологий; знание целей, задач, объектов и методов научного исследования в области методик обучения; осведомлённость о содержании передовых педагогических идей; освоенность закономерностями и правилами обучения и воспитания, а также знание возрастных и личностных особенностей воспитуемых; грамотное владение способами управления психологическим состоянием и др.
ü методическая готовность – знание специалистом дидактических требований, предъявляемых к занятиям; умения наблюдать, анализировать и проектировать занятия, составляя технологические карты занятий; умение правильно планировать и осуществлять на каждом этапе занятий их образовательные цели; обеспечение интеграции между учебными дисциплинами; умение подбирать соответствующие теме и цели занятий его тип, методы обучения и учебно-дидактические средства, а также умение внедрять это в практику обучения;
ü инновационная готовность – осведомлённость о современных тенденциях в образовании; знание инновационных методов обучения и эффективное использование их уроках; знание содержания воспитательных технологий и их практическое применение; личностное и профессиональное саморазвитие; формирование аксиологического, акмеологического, креативного и рефлексивного подходов в своей профессиональной деятельности.
Учитывая приведённый и предложенный выше перечень компонентов профессиональной готовности будущих специалистов младшего звена, следует иметь его ввиду при осуществлении профессиональной подготовки в педагогических колледжах и в процессе формирования самостоятельности и индивидуальности будущих учителей.
Литература:
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогик технологиялар ва педагогик маҳорат. - Т.: Молия, 2003.
2. Азизходжаева Н.Н. Ўқитувчи мутахассислигига тайёрлаш технологияси.- Т.: ТДПУ, 2000. - 52 б.
3. Сластенин В.А, Чижакова Г.И Введение в педагогическую аксиологию - М., 2005.
4. Давлетшин М.Г. Замонавий мактаб ўқитувчисининг психологияси. - Т.:Ўзбекистон, 1999. - 30 б.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1999. - кн. 2: Процесс воспитания. - 256 б.
6. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - М., 2004.