Основной целью учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждений является не только развитие профессиональных знаний, умений и навыков молодежи, но и создание условий для нахождения ими своего достойного места и статуса в обществе, а также формирование гражданского сознания и точки зрения активного члена общества - гражданина. Для этого в учебно-воспитательном процессе вузов необходимо:
- формирование устойчивой мотивации студентов к изучению не только специальных наук, но и права;
- исходя из особенностей процесса глобализации, укрепление идейно-идеологического иммунитета будущих учителей и направление их деятельности;
- формирование эмоционально-творческого подхода к знанию, изучению национальной идеи, демократически-правовых государственных и гражданских отношений;
- воспитать специалиста умеющего в целостности осознавать личные и общественные интересы, социально активного – свободного гражданина.
Известно, учебный процесс в вузах по своей цели, содержанию и функциональной структуре направлен именно на эти цели, и осуществляется на основе ряда дидактических принципов. В данном процессе основными считаются принципы:
- единства обучения и воспитания;
- единство теории и практики;
- системности;
- межпредметной интеграции;
- индивидуального и дифференцированного подхода к студентам;
- общественной обоснованности содержания образования;
- отражение в цели и содержании образования требований общества к современному специалисту – гражданину, патриоту;
- целостности и единства педагогического процесса.
При организации учебного процесса необходимо учитывать объективные и субъективные значения данных принципов, ибо это существенно влияет на весь педагогический процесс.
Формирование у будущих учителей гражданской позиции осуществляется путем рассмотрения, сравнения с жизненной позицией самих студентов, оценки необходимых понятий, обстоятельств, положений, деятельности, содержания в различных аспектах. Данное обстоятельство порождает необходимость сочетания цели, содержания формирования гражданской позиции с личными качествами студенческой молодежи.
В ходе исследовательской работы исходя из возможностей историко-правовых дисциплин в учебной программе вузов: «Основы государства и права», «Конституция Республики Узбекистан», «Права человека», «История Узбекистана» была предложена следующая последовательность учебного процесса, направленного на формирование у будущих учителей гражданской позиции:
1. Мотивационный этап. Формирование у будущих учителей чувства ответственности за свои поступки, умение составления плана с учетом своих возможностей и потребностей, осознания своего «Я», гражданства, стремления к социальной и духовно-нравственной активности, мотивации обеспечивающей гражданскую активность, интереса к правовым и политический наукам, а также стремление к усвоению знаний, способствующих осознанию гражданства как ценности.
2. Фундаментальный этап. Усвоение будущими учителями Национальной программы по подготовке кадров; философского, интеллектуального наследия мыслителей востока; исторического и культурного наследия народа Узбекистана; этимологии понятия гражданство, знаний, умений и навыков, связанных с понятиями гражданского общества и его сущностью, структурой демократического гражданского общества; путями его построения, формированием гражданской активности, культуры, гражданской позиции; влиянием созидательных и разрушительных идей в развитие общества.
3. Функционально-деятельностный этап. Обеспечение личности студента – гражданина на основе системности формирования гражданской позиции будущих учителей, совместной деятельности преподавателя и студента в педагогическом процессе, форм, методов организации общения; учебных заданий и самостоятельных творческих работ (формирование активной жизненной позиции; поддержка гражданских качеств; устранение идейного вакуума; создание условий для активного участия будущих учителей в жизни общества, формирования своей гражданской позиции). Эффективное использование в данном процессе личностно-ориентированных технологий, контроль над деятельностью и самоуправлением студентов.
4. Диагностический, творческий этап. Анализ, оценка эффективности содержания и технологий образования, внесение творческого нового. Формирование у студентов гражданской позиции, уверенности в своей гражданской деятельности.
Успешность формирования гражданской позиции определяется следующим:
- системностью деятельности;
- правильным выбором информационных средств передачи содержания образования;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий;
- внесение необходимых изменений в содержание учебных заданий в рамках требований к творческой, самостоятельной работе.
Разнообразны формы организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях, служащие передаче содержания образования будущим учителям.
Эффективными формами обучения в вузе на сегодня являются: лекции, бинарные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, информационные лекции, визуальные лекции, семинар-тренинг; проблемные семинары, круглые столы, семинары-дебаты, творческие самостоятельные задания, творческие презентации и др. Одной из наиболее действенных форм формирования гражданской позиции будущих учителей является проблемная лекция. В ходе лекции содержание проблемы разъясняется путем организации поиска его решения или постановки и анализа традиционных и современных точек зрения.
Деятельность лектора и студента в проблемной лекции выглядит так:
Деятельность лектора |
Деятельность студента |
Предлагает студенту проблемную учебную задачу в виде вопроса, опыта или ситуации. Организует мыслительную деятельность студента по поставленной учебной задаче. Просит предложить варианты решения проблемной задачи и связать с изучаемой темой. Проблемными – направляющими вопросами проверяет знания студентов, обобщает и анализирует предложенные студентами решения проблемной задачи. С целью закрепления усвоенных новых знаний задает вопросы, творческие учебные задания. |
Пытается понять проблемную задачу, найти пути его решения.
Предлагает варианты решения проблемы.
Обосновывает один из вариантов в качестве решения проблемы.
Путем анализа и сравнения ищет правильное решение задания. Приходит к общим выводам по теме.
Закрепляет тему путем решения самостоятельных упражнений. |
Проблемное обучение способствует формированию навыков логического мышления, познания и научного исследования, а также выработке личной позиции, точки зрения по проблемным ситуациям, что очень важно в деле воспитания гражданской активности.
В осуществлении такой формы обучения пользуются такими результативными методами и технологиями как деловые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций, «мозговая атака», эвристическая беседа, ролевые игры, кейс-стади, дебаты, круглый стол, творческая работа с элементами исследования, проектирование.
Анализ содержания и технологии формирования гражданской позиции будущих учителей позволил придти к выводу, что эффективность данного процесса зависит от следующих факторов:
- создание условий для проявления студентами познавательной активности;
- выбор форм, методов и средств учебной деятельности, способствующих формированию у будущих учителей гражданской позиции, с точки зрения личностной ориентированности;
- стимулирование и развитие самостоятельной деятельности обучаемых;
- опора на совместную деятельность студентов и учителей.
Формирование гражданской позиции будущих учителей актуальная проблема современного периода. И успешное её решение снимает с повестки дня многие другие проблемы переходного периода.
Литература:
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогик технологиялар ва педагогик махорат. - Т.: Молия, 2003.
2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М. 2005.
3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций. -М.: Академия, 2000.
4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. М., 2004.
5. Таждиханов У., Саидов А. Хукукий маданият назарияси, 2 томлик. 1-том. –Т.: Академия, 1998.