Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 30.01.2018

Статья просмотрена: 3674 раза

Библиографическое описание:

Авилова, Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Авилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 218-221. — URL: https://moluch.ru/archive/190/47796/ (дата обращения: 19.12.2024).



Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача — это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям. [1; с.5]

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на развитие познавательной активности, познавательного интереса и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При создании дидактических игр многие руководствуются не только желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли, но и необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся к уроку. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности [3; с.49].

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и игровая форма — позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме учебным материалом.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам определённые требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применять имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательной содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки; этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих учеников.

При наличии интереса дети занимаются с большей охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на передний план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Дидактические игры в 5–6 классе обычно бывают связаны определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда они подсказываются названиями игры: «Математический поединок», «Математический поезд», «Сказочное путешествие в страну Дроби». [5; с.10]

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать такие вопросы:

  1. Цели игры. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?
  2. Количество играющих участников. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих участников. Это надо учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
  6. Как обеспечить участие всех учеников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие вводы следует сообщать учащимся в заключение после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины)?

В процессе игры у учащихся вырабатываются привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целесообразность, организованность, положительное отношение к учёбе. Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. [6; с.15]

При организации дидактических игр необходимо учитывать:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников.
  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  3. Дидактический материал должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
  4. При проведении игры в форме командных соревнований (поединок, бой, эстафета), построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брей — ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и других, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым.
  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
  6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  7. Если на нескольких уроках поводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
  8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
  9. В процессе игры должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  10. Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Виды игр на уроках математики:

  1. Деловая игра.
  2. Ролевая игра.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

1) моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

2) поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

3) наличие конфликтных ситуаций;

4) обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

5) использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

6) контроль игрового времени;

7) элементы состязательности;

8) правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

1) знакомство с реальной ситуацией;

2) построение ее имитационной модели;

3) постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре;

4) создание игровой проблемной ситуации;

5) вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;

6) разрешение проблемы;

7) обсуждение и проверка полученных результатов;

8) коррекция;

9) реализация принятого решения;

10) анализ итогов работы (рефлексия);

11) оценка результатов работы.

Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки — ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

  1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
  2. Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы — игровой ситуации;
  3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

На подготовительном этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями; предваряющие вопросы: знакомство с темой и проблемой, ознакомление с заданиями, сбор материала и его анализ, изготовление наглядных пособий и консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решение. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Литература:

  1. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5–11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 95 с.
  2. Барышникова, Н. В. Математика 5–11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] /Н. В. Барышникова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 154 с.
  3. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова // Начальная школа. — 2004. — № 11. — 112 с.
  4. Кузнецов, Б. Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе [Текст] / Б. Н. Кузнецов. — Иркутск: «Феликс», 2007. — 225с.
  5. Губанова, О. В. Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках [Текст] / О. В. Губанова // Начальная школа. — 1997 г. — № 6.
  6. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / Т. А. Масловская // Начальная школа. — 1997 г. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, игровой замысел, математическое содержание, ролевая игра, деловая игра, ребенок, результат игры.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос