Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Отличительной особенностью как ребенка, так и взрослого человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия. Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны. Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими — основанными исключительно на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы. [5,7,9,8]
- Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Что делает ее особенно ценной для тех детей, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет ребенку зачастую более точно выразить свои переживания.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Рисунки детей, являются объективным свидетельством настроений и мыслей.
- Только лишь положительные эмоции вызывает у детей арт-терапия.
Основные функции арт-терапии: — катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний) — регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния) — коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Существует несколько видов арт-терапии— взависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
–сказкотерапия;
–маскотерапия;
–музыкотерапия;
–цветотерапия;
–куклотерапия;
–игротерапи;
–драматерапи;
–изотерапия и т. д.
Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель — гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, нам пришла идея в разработке программы «Палитра счастья». Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок испытывает стресс, так как к нему увеличиваются требования. Но в силу своих возрастных особенностей игра, творчество, сказка остаются на первом месте. В то же время у ребенка начинается борьба с самим с собой из–за ощущения «я — взрослый, я все могу сделать сам», а в реальности ребенок может испытывать затруднения при выполнении тех или иных задач. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства — период протеста совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К шести годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки. — особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологического становления. Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии. [4]
Структура исодержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка реализации своих художественных желаний и возможностей. Создание программы «Палитра счастья» средствами арт-терапии» — как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 5–7 лет. Наиболее распространенным видом арт-терапии является изо-терапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми. [6]
Изо-терапия (рисование) — одна из основополагающих техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях. Неудивительно, что ребенок реагирует на все: красивый цвет, на приятную музыку и любые другие звуки, на тактильные ощущения. Ребенок растет более доброжелательным, спокойным и любознательным если весь этот многообразный мир он постигает рядом с родителями и педагогами. Эффективность разработанной программы подтверждается положительной динамикой и позитивными изменениями во всех аспектах развития ребенка. Дети, участвующие в программе «Палитра счастья», экспериментируют карандашами, мелками, восковыми мелками, масляной пастелью, фломастерами играют с красками, и т. д. Но их не учат не столько рисовать, сколько создавать такие произведения, которые будет выражать именно его индивидуальность. Детям позволяют делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо, что напрямую ведет к раскрытию индивидуальности ребенка и выплеску эмоций. [3]
Цель: Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изо-терапии.
Задачи:
- обеспечить комфортные условия для самовыражения ребенка;
- создать условия для мотивации;
- обеспечивать удовлетворение творческих потребностей детей;
- создание адаптационных условий при работе в коллективе
- способствовать проявлению творческого потенциала личности ребенка различными средствами изобразительной деятельности.
- корректировать и совершенствовать сенсорное восприятие, способствовать укреплению моторики руки.
Организационно-методические условия
Необходимым условием для осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространственной среды, включающую в себя «культурные зоны», а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания. Арт-терапевтические занятия проводятся в оборудованной изостудии, оснащенной всеми необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами. Перед занятиями на детей надевают «униформу». Детям предоставляется возможность выбора по желанию, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Детям предоставляется широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений, а также музыкальное сопровождение. Арсенал способов создания изображений широк: восковыми мелками, карандашами, красками, используются также бумага разных оттенков и форматов, пластилин, трафареты, губки, палочки, рисование сухими листьями, пальцами и ладонями, и т. д.
Приемы работы: изобразительные техники
- Марания
В буквальном смысле эта техника предполагает «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с отсутствием сюжета, структуры изображений, сочетанием несочетаемых форм и цветов. Детям предлагаются варианты и техники создания произведения: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
- Штриховка, каракули
Штриховка — это графика. Изображение создается без цвета, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными.
- Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О. А. Никологорской и Л. И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается отпечаток в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками что в свою очередь не испортит рисунок, а только улучшит его.
- Пальчиковая живопись (рисование ладошками).
Пальчиковая живопись — это разрешенная игра с красками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда раньше не рисовав таким образом, можно представить себе необычные тактильные ощущения, испытываемые при опускании пальца в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, наносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Для того, чтобы добиться определенных изобразительных эффектов при нанесении краски используем непосредственно ладони и пальцы. Движения могут быть точечными, локальными, отрывистыми или наоборот размашистыми, крупными, экспрессивными. В зависимости от накопившихся за день эмоций и впечатлений, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается особенным эмоциональным откликом.
- Рисование сухими листьями (сыпучими материалами ипродуктами).
Сухие листья, как и прочие природные материалы, приносят много радости детям натуральностью, запахом, тактильными характеристиками. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать как абстрактный рисунок, так и композицию. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. При выполнении этой техники можно использовать буквально все: крупы (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарный песок, соль, вермишель и т. д.
- Рисование предметами окружающего пространства.
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком успешности адаптационного процесса, вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления фантазии и уверенности для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является подгрупповая, т. к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка. Хотя дети и выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение, но особое удовольствие и удовлетворение доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций или абстракции, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю в старшей и 3 раза в неделю в подготовительной к школе группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий — от 20 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия может продолжаться до часа с перерывами на физкультминутки и двигательную активность. Занятия так же проходят форме игры и предполагают неформальное творческое общение между участниками группы, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога и товарищей.
Практические результаты
Используя различные методы арт-терапии у детей наблюдалось снижение агрессии, стабилизировалось эмоциональное состояние, появилось желание помогать как взрослым, так сверстникам и малышам. Дети научились чувствовать, ценить и оберегать красоту природы и окружающего мира. Научились чувствовать и распознавать цвета, правильно передавать их используя многогранную палитру оттенков. И к выпуску детей из детского сада в школу, мы достигаем хороших результатов, как в формировании личности ребенка, в умении давать объективную оценку всему окружающему, видеть недочеты и их исправлять, что играет немаловажную роль в процессе школьного обучения.
Родители наших детей охотно идут на сотрудничество, с удовольствием посещают открытые занятия, становятся не только партнерами, но и активными участниками всех комплексов арт-терапии. Арт-терапия положительно сказываются так же и в совместной работе с логопедом. Были отмечены значительные улучшения в дикции детей и произношении звуков. Так как наши методы очень хорошо стимулируют мелкую моторику детей, тем самым ускоряют развитие речевого аппарата. Арт-терапия является многогранной методикой и играет большую роль в здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесбережение в нашем детском саду — это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
Литература:
- Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» — Санкт-Петербург 2003г
- Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» — Москва 2005г.
- Л. Мадлер «Цветной мир» — Москва 2007г
- Н. О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей — Санкт-Петербург 2008г.
- Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» — Москва 1995г
- К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» — Москва 2005г.
- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ «Сфера»- стр 60.
- Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ «Сфера» -стр 126.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.