Актуальность данной статьи заключается в том, что строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений связано с перемещением значительного количества грузов. В осуществлении грузопотоков основную роль играют системы подъёмно-транспортных машин и оборудования.
Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.
Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работах, при приемке поступивших на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.
Для вертикального перемещения строительных грузов применяются грузоподъемные машины и машины непрерывного транспорта.
К грузоподъемным машинам относятся краны, подъемники, а также простейшие машины и механизмы (домкраты, лебедки и тали). В настоящее время с помощью грузоподъемных машин выполняется 80–90 % общего объема строительно-монтажных работ.
Целью статьи является выявить основные и дополнительные машины и механизмы для комплексной механизации процесса вертикального транспортирования груза. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
– изучить основные машины;
– изучить дополнительные машины;
– изучить главные параметры основных и дополнительных машин.
Основная машина в процессе транспортирования вертикального транспортирования груза — башенный кран. Основные параметры механизма подъема груза башенного крана необходимо определить следующим образом:
1) Определить расчетную грузоподъемность
Механизм подъема груза рассчитывают на действие нормативной Qн и случайной Sq составляющей, определяемой по формуле
Sq = Кз Qн, (1)
где Кз — коэффициент изменчивости
Sq — случайная составляющая;
Qн — нормативная грузоподъемность.
2) Определить КПД полиспаста и канатно-блочной системы
Величина КПД полиспаста:
= , (2)
где б — КПД блока
i — кратность полиспаста.
3) Определить натяжение ветви каната, идущей на барабан
Натяжение ветви каната, навиваемого на барабан:
Sк = , (3)
где Qр — расчетная грузоподъемность;
q — масса захватных приспособлений, кг, равна 5 % от Qр;
g — ускорение свободного падения, м/с2;
i — кратность полиспаста;
z — число полиспастов;
— величина КПД полиспаста;
об — величина КПД отклоняющихся блоков.
4) Подобрать стальной канат
Разрывное усилие в канате:
Sр = Sк nк, (4)
где nк — коэффициент запаса прочности каната
Sк — натяжение ветви каната.
5) Определить основные параметры барабана
Минимально допустимый диаметр барабана подъемного механизма для повышения долговечности, уменьшения длины барабана и количества слоев навивки каната рекомендуется выбирать следующий:
Dб.мин=dке, (5)
где е — коэффициент, принимаемый по нормам Госгортехнадзора для режимов работы механизма
dк — диаметр каната.
Конструктивно должно соблюдаться условие Dб Dб.мин.
Рабочая длина Lб гладкого без нарезки барабана при многослойной навивке каната:
Lб = , (6)
где Lк — длина каната;
dк — диаметр каната;
m — число слоев навивки каната, изменяемое в интервале 5 m 1;
Dб — диаметр барабана.
Минимальный диаметр барабана (навивки по первому слою):
D н.мин = Dб + dк, (7)
где Dб — диаметр барабана;
dк — диаметр каната.
Максимальный диаметр барабана (навивки по последнему слою):
Dн.мах = Dб + (2 m — 1) dк, (8)
где Dб — диаметр барабана;
dк — диаметр каната;
m — число слоев навивки каната, изменяемое в интервале 5 m 1.
Средний диаметр барабана (навивки по среднему слою):
Dср = Dб + m dк, (9)
где Dб — диаметр барабана;
dк — диаметр каната.
Диаметр барабана по ребордам (предотвращающим сползание каната):
Dреб = Dн.мах + 2 dк (m + 2), (10)
где Dн.мах — максимальный диаметр барабана;
dк — диаметр каната;
m — число слоев навивки каната
6) Выполнить расчет и выбрать электродвигатель и редуктор.
Выбор электродвигателя
Подъемные механизмы кранов и лебедок приводятся в действие крановыми асинхронными двигателями переменного тока с фазовым ротором серии МТ, МТН, получившими наибольшее распространение.
Статическая мощность электродвигателя (кВт) при подъеме номинального груза:
N = , (11)
где Vг — скорость подъема груза, м/с;
м — предварительное значение КПД механизма, равное 0,8.
Qр — расчетная грузоподъемность;
g — ускорение свободного падения, м/с2;
В роли дополнительных машин выступают — самосвал по типу КамАЗ 6520 и мини-погрузчик по типу Bobcat S100.
КамАЗ 6520 автомобиль грузоподъемностью до 20 тонн предназначен для перевозки по дорогам общего назначения строительных материалов и сыпучих грузов. КамАЗ 6520 представляет собой мощный грузовой автомобиль.
Платформа КамАЗ 6520 вмещает 12 кубометров груза. Грузоподъемность — 20000 кг.
Основная характеристика этого автомобиля в процессе транспортирования — грузоподъемность, которая прямо пропорционально влияет на часовую производительность:
Часовая производительность КамАЗа-6520,применяемого для перевозки песка определяется по формуле:
Q, (12)
где q– грузоподъемность автомобиля;
𝛾 — коэффициент использования грузоподъемности;
β — коэффициент использования пробега;
Vt — техническая скорость автомобиля;
lег — средняя дальность ездки с грузом;
t — время погрузки и разгрузки.
Автокран КС 3577 — специальная техника легкого класса, предназначенная для работ по погрузке, выгрузке, а также строительных работ, в разных отраслях народного хозяйства.
Автокран КС 3577 быстро приводится в рабочее положение и не требует большого пространства для подъезда и работы. Технические характеристики машины позволяют перемещать любые тяжести: железобетонные изделия, металлопродукцию, лесоматериалы и прочие.
Заключение
В ходе работы по комплексной механизации вертикального транспортирования груза были выявлены основные машины и механизмы процесса вертикального транспортирования груза. Был произведен ряд расчётов, главной задачей которых было вычислить ключевые значения и подобрать комплектующие для основной машины — башенный кран.
Литература:
- Вайнсон, А. А. Подъемно-транспортные машины.. — 3-е изд. — М.: Машиностроение, 1974. — 431 с.
- Добронравов, С. С. Строительные машины и основы автоматизации/ С. С. Добронравов, В. Г. Дронов. Москва: Высшая школа, 2003;
- Марон, Ф. Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин/ Ф. Л. Марон. Минск, 1977;
- Сергеев, В. П. Строительные машины и оборудование/ В. П. Сергеев. Москва: Высшая школа, 1987;
- Строительные машины и механизмы: справочник: в 2 т.; под ред. В.А. Баумана, Ф. А. Лапира. Москва: Машиностроение, 1976;
- «Механизация и автоматизация производства»: методические указания к курсовой работе по теме транспортирующие машины/ Е. С. Турышева, А. С. Ереско, Р. Т. Емельянов. Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, 2006.