Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.
Ключевые слова: воспитание, школьное самоуправление, проект, организаторские качества.
Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…
Л. С. Выготский
В настоящее время, в связи с переходом системы образования к ФГОС воспитательная работа в школе должна быть направленна на разностороннее развитие человека, создающая условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации — на личность учащегося. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников [7].
Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным? Именно этим вопросом я задалась, как заместитель директора по внеклассной работе, когда решила восстановить школьное самоуправление в школе.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию [4].
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе [6].
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф. Ф. Брюховецкого, воспитательная система П. Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И. П. Иванова, авторская школа самоопределения А. Н. Тубельского [2].
Я изучила существующие модели и формы ученического самоуправления, а затем перешла к воплощению задуманного, а именно мною был создан социальный проект «Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся» [3], [6].
Стоит отметить, прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:
- Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
- Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).
- Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления) [5].
Я поставила перед проектом цель — создание развивающей среды для повышения социальной адаптированности обучающихся.
Выделила основные задачи проекта:
– создать положение о школьном парламенте (органе ученического самоуправления);
– создать школьный парламент как орган ученического самоуправления;
– разработать план работы школьного самоуправления;
– организовать серию мероприятий направленных на формирование гражданской активности школьников;
– сформировать навыки самоорганизации, для успешного самообразования личности.
Все эти задачи переплетаются с принципами федеральных государственных образовательных стандартов. Ребенок развитый, способный творчески мыслить гораздо больше готов к самообразованию и саморазвитию, он больше склонен к исследовательской и проектной деятельности. А главное, таким образом мы воспитываем личность. Творческую личность.
Проект рассчитан на коллективную работу, при создании ежемесячного плана работ.
Продолжительность проекта: бессрочный, так как ежегодно путем голосования предполагается дополнять или обновлять состав школьного парламента.
В настоящее время этот проект реализовался в школе в первом полугодии и имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.
По положению о школьном самоуправлении для формирования состава школьного парламента было объявлено о наборе кандидатов в состав школьного парламента и кандидатов на пост президента парламента. Каждый обучающийся 8–10 классов имел право быть избранным в парламент школы. Всем желающим необходимо было подготовить программу своей деятельности на 1 год. Данную программу каждый кандидат презентовал в школе. Путем голосования школьников 5–11 классов был создан творческий сектор, состоящий из 7 человек, и избран президент школы.
Школьный парламент был разделен на 7 секторов: учебный сектор, культмассовый сектор, пресс-центр, спортивный сектор, экологический сектор, трудовой сектор, патриотический сектор
Исходя из положения, совместно с парламентом школы, был создан план работы школьного самоуправление на первое учебное полугодие.
План работы школьного парламента на 1 полугодие 2017–2018 учебного года
Месяц |
Повестка дня |
Сентябрь Октябрь |
Заседание № 1 1. Избрание парламента. Распределение обязанностей. 2. О функциональных обязанностях секторов 3. Составление плана работы на 2017 -2018 учебный год. 4. О Положении «Дежурство по школе» 5. Акция «Береги книгу! Сохраняя книги, мы сохраняем леса» Заседание № 2 1. 0 подготовке и проведении Дня учителя 2. 0 проведении Дня пожилых людей 3. Волонтерская акция «Спешите делать добро» 4. Акция «Наше здоровье в наших руках» 5. Акция «Моя школа. Экология здоровья» |
Ноябрь Декабрь |
Заседание № 3 1. О проведении Международного дня толерантности. 2. Об осенней неделе добра 3. О проведении мероприятий в День борьбы со СПИД. 4. Проведение в школе Международного женского дня. 5. Акция «Школа против наркотиков и СПИДа» 6. Рейд по проверки школьной форме Заседание № 4
Заседание № 5 1. 0 проведении мероприятий ко Дню Конституции. 2. О проведении недели правовых знаний. 3. Акция «Милосердия» (сбор игрушек и вещей для детских домов, продуктов для людей в доме инвалидов) 5. Акция «Покормите птиц зимой» Заседание № 6 1. 0 проведении новогодних праздников: конкурс на лучшее новогоднее оформление кабинета, оформление школы, проведение фестиваля школьных талантов «Звёздный дождь». 2. Викторина «По тропинкам сказок Пушкина А. С». 3. План работы парламента на 2 четверть. |
4. О школе актива в каникулы |
Благодаря совместной работе завуча во внеклассной работе и парламента школы были проведены социально значимые акции: «Милосердия», «Сообщи, где торгуют смертью», «Сигарета на конфету», «Покормите птиц зимой», «Столовая для птиц», «Книжкина больница», «От экологии природы к экологии души», «Школа против наркотиков и СПИДа».
Проект имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.
В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Первые результаты достаточно обнадеживающие.
Мне кажется, мы выбрали правильный путь: форму участия детей в жизни школы — ученическое самоуправление, способствующее социализации обучающихся, накоплению ими определенного социального опыта, включению их в решение различных социальных проблем, подготовке к жизни.
Литература:
- Выготский Л. С. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. Издательство: М.: Просвещение,1991. — 93 с.
- Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
- Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4. М.: АПК и ППРО, 2006. — № 4. — С. 29–33.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н. Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
- Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. — Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
- Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников № 1, 2006г — С. 2–6.
- Чашников Л. А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36–41.