Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность!
Б. Шоу
В современном обществе происходят существенные изменения, одним из которых является стремительная глобальная информатизация. В ситуации перемен мы всегда стараемся понять, как новое отзовётся в жизни ребёнка. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становится необходимым каждому человеку независимо от его профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к образованию и воспитанию детей в целом, а так же к обучению детей на этапе предшкольной подготовки.
Не для кого не секрет, что современные дошколята увлеченно и легко общаются с компьютером и гаджетами. Родители и педагоги не устают дискутировать на тему их полезности и вреда. Мы подскажем, как с помощью гаджетов возможно усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду и создать благоприятную социальную ситуацию развития для подрастающего поколения.
Слово «гаджет» пришло к нам от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В настоящее время к гаджетам относят любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку.
Гаджеты компактны и предназначены для выполнения конкретных, узкоспециализированных задач. Отличительной особенностью гаджетов является то, что они являются новинкой, то есть, необычным, креативным решением определенных задач по сравнению с имеющимися стандартными технологиями.
Детям в руки гаджеты попадают зачастую очень рано. В каждом доме имеются электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефоны и т. п. Поэтому оградить ребенка от них практически нереально.
Современные дети — это дети цифровой эры. Они родились тогда, когда в сети Интернет появились первые социальные цифровые технологии, как группы новостей и электронные доски объявлений. Все они имеют доступ к новым цифровым технологиям. И все они умеют пользоваться этими технологиями. (Разве что за исключением грудного ребенка, — но и он очень скоро научится всему этому) [3].
Дошкольное образование переживает сегодня большие изменения, вызванные реализацией новых ФГОС ДО и общественным осознанием самоценности детства.
Задача родителей и педагогов в этой проблеме — создавать такую ситуацию, чтобы гаджеты развивали детей и не вредили их здоровью, находить множество чудесных идей, замыслов и решений в создании среды для успешного обучения, в которой компьютер, несомненно, станет важной частью образования и воспитания. Эффект любой компьютерной игры будет зависеть не только от среды, в которой развивается ребёнок, но и от той задачи, которую ставят перед собой взрослые, запускающие очередную программу.
Таким образом, перед педагогом ставится задача: как выстроить образовательный процесс так, чтобы электронные устройства обеспечивали развитие ребенка, насыщая его знаниями, умениями и навыками?
Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает [4].
Особая группа детей, посещающих ДОО, которую нельзя оставить без внимания, это дети с тяжелыми нарушениями речи. Клинические и психолого-педагогические обследования детей с тяжелыми нарушениями речи выявляют нередко у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.
Р. Е. Левина, при анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, приходит к мнению, что на раннем этапе формирования речи детей первично преобладает одна какая-либо недостаточность в том или ином звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном), которая закономерно определяет характер как речевых нарушений, так и вторичного недоразвития познавательных возможностей.
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.
Поэтому, педагоги нашего детского сада, работающие с детьми данной категории, активно используют в коррекционно-развивающей работе информационно-коммуникативные технологии. В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества, которые связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников. Рациональное и поэтапное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество и усилить интерес детей к познанию окружающей действительности.
Компьютер для педагога |
Используется для подготовки дидактического материала для работы с детьми. |
Компьютер для воспитанников Интерактивный стол |
Используется как средство обучения, так же как книга, касса букв. Ребенок работает под непосредственным наблюдением или руководством взрослого. |
Интерактивная доска |
Значительно расширяет возможности предъявления воспитательной, развивающей и образовательной информации, позволяет усилить мотивацию к познанию у дошкольника. |
Фотоаппарат для развития познавательной активности |
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может: фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления, события; проводить длительные наблюдения; фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности. Важным моментом речевого развития является беседа по фотографиям: Что ты фотографировал? Почему сфотографировал именно это? Как у тебя получилась эта фотография? Чем отличается данная фотография от других? |
Диктофон для развития коммуникативных навыков, фонематического слуха, связной речи и навыков правильного звукопроизношения |
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно сформулировать мысль, правильно произносить звуки. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что способствует у них формированию адекватной самооценки. |
Ноутбук, планшет |
Помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по лексической теме. |
Интерактивные доски с красочными презентациями, игровые моменты, персонажи, графика, анимация и звук привлекают внимание детей, вызывают познавательный интерес и помогают воспитанникам усваивать новый материал.
Таким образом, дошкольник может овладеть навыками управления гаджетами довольно рано. Успех же приобщения к информационным технологиям возможен в том случае, если компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования и других видов творчества. Реализация возможности сделать компьютер именно средством (коим он и является), а не целью определяет успех использования компьютера [1].
В ФГОС ДО говорится о возможности выбора ребёнком собственной активности, материалов и партнеров по занятиям. Таким образом, мы можем предположить, что в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.
По нашему убеждению, комплексное использование компьютера и гаджетов — то есть совместно с другими средствами обучения и развития ребёнка — это единственное условие его эффективного использования. И конечно же, насколько интересно и полезно будет вашему воспитаннику за компьютером, зависит от вас, от ваших знаний, фантазий и умений.
Литература:
- Методические рекомендации для педагогов к программно-методическому комплексу «Буквария. Обучение чтению» З. А. Зарецкая, ЗАО «Новый Диск — трейд», 2013
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой.- СПб.: КАРО, 2014.- 112с.
- Палфри Джон, Гассер Урс. Дети цифровой эры: [Электронный ресурс] https://www.psyoffice.ru/4629-palfri-dzhon-gasser-urs.-deti-cifrovojj-jery.html
- Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016. № 11.