Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 967 раз

Библиографическое описание:

Ковальчук, Н. В. Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи / Н. В. Ковальчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48018/ (дата обращения: 16.11.2024).



Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность!

Б. Шоу

В современном обществе происходят существенные изменения, одним из которых является стремительная глобальная информатизация. В ситуации перемен мы всегда стараемся понять, как новое отзовётся в жизни ребёнка. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становится необходимым каждому человеку независимо от его профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к образованию и воспитанию детей в целом, а так же к обучению детей на этапе предшкольной подготовки.

Не для кого не секрет, что современные дошколята увлеченно и легко общаются с компьютером и гаджетами. Родители и педагоги не устают дискутировать на тему их полезности и вреда. Мы подскажем, как с помощью гаджетов возможно усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду и создать благоприятную социальную ситуацию развития для подрастающего поколения.

Слово «гаджет» пришло к нам от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В настоящее время к гаджетам относят любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку.

Гаджеты компактны и предназначены для выполнения конкретных, узкоспециализированных задач. Отличительной особенностью гаджетов является то, что они являются новинкой, то есть, необычным, креативным решением определенных задач по сравнению с имеющимися стандартными технологиями.

Детям в руки гаджеты попадают зачастую очень рано. В каждом доме имеются электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефоны и т. п. Поэтому оградить ребенка от них практически нереально.

Современные дети — это дети цифровой эры. Они родились тогда, когда в сети Интернет появились первые социальные цифровые технологии, как группы новостей и электронные доски объявлений. Все они имеют доступ к новым цифровым технологиям. И все они умеют пользоваться этими технологиями. (Разве что за исключением грудного ребенка, — но и он очень скоро научится всему этому) [3].

Дошкольное образование переживает сегодня большие изменения, вызванные реализацией новых ФГОС ДО и общественным осознанием самоценности детства.

Задача родителей и педагогов в этой проблеме — создавать такую ситуацию, чтобы гаджеты развивали детей и не вредили их здоровью, находить множество чудесных идей, замыслов и решений в создании среды для успешного обучения, в которой компьютер, несомненно, станет важной частью образования и воспитания. Эффект любой компьютерной игры будет зависеть не только от среды, в которой развивается ребёнок, но и от той задачи, которую ставят перед собой взрослые, запускающие очередную программу.

Таким образом, перед педагогом ставится задача: как выстроить образовательный процесс так, чтобы электронные устройства обеспечивали развитие ребенка, насыщая его знаниями, умениями и навыками?

Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает [4].

Особая группа детей, посещающих ДОО, которую нельзя оставить без внимания, это дети с тяжелыми нарушениями речи. Клинические и психолого-педагогические обследования детей с тяжелыми нарушениями речи выявляют нередко у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Р. Е. Левина, при анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, приходит к мнению, что на раннем этапе формирования речи детей первично преобладает одна какая-либо недостаточность в том или ином звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном), которая закономерно определяет характер как речевых нарушений, так и вторичного недоразвития познавательных возможностей.

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.

Поэтому, педагоги нашего детского сада, работающие с детьми данной категории, активно используют в коррекционно-развивающей работе информационно-коммуникативные технологии. В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества, которые связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников. Рациональное и поэтапное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество и усилить интерес детей к познанию окружающей действительности.

Компьютер для педагога

Используется для подготовки дидактического материала для работы с детьми.

Компьютер для воспитанников

Интерактивный стол

Используется как средство обучения, так же как книга, касса букв. Ребенок работает под непосредственным наблюдением или руководством взрослого.

Интерактивная доска

Значительно расширяет возможности предъявления воспитательной, развивающей и образовательной информации, позволяет усилить мотивацию к познанию у дошкольника.

Фотоаппарат для развития познавательной активности

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

 фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления, события;

 проводить длительные наблюдения;

 фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Важным моментом речевого развития является беседа по фотографиям:

 Что ты фотографировал?

 Почему сфотографировал именно это?

 Как у тебя получилась эта фотография?

 Чем отличается данная фотография от других?

Диктофон для развития коммуникативных навыков, фонематического слуха, связной речи и навыков правильного звукопроизношения

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно сформулировать мысль, правильно произносить звуки. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что способствует у них формированию адекватной самооценки.

Ноутбук, планшет

Помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по лексической теме.

Интерактивные доски с красочными презентациями, игровые моменты, персонажи, графика, анимация и звук привлекают внимание детей, вызывают познавательный интерес и помогают воспитанникам усваивать новый материал.

Таким образом, дошкольник может овладеть навыками управления гаджетами довольно рано. Успех же приобщения к информационным технологиям возможен в том случае, если компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования и других видов творчества. Реализация возможности сделать компьютер именно средством (коим он и является), а не целью определяет успех использования компьютера [1].

В ФГОС ДО говорится о возможности выбора ребёнком собственной активности, материалов и партнеров по занятиям. Таким образом, мы можем предположить, что в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

По нашему убеждению, комплексное использование компьютера и гаджетов — то есть совместно с другими средствами обучения и развития ребёнка — это единственное условие его эффективного использования. И конечно же, насколько интересно и полезно будет вашему воспитаннику за компьютером, зависит от вас, от ваших знаний, фантазий и умений.

Литература:

  1. Методические рекомендации для педагогов к программно-методическому комплексу «Буквария. Обучение чтению» З. А. Зарецкая, ЗАО «Новый Диск — трейд», 2013
  2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой.- СПб.: КАРО, 2014.- 112с.
  3. Палфри Джон, Гассер Урс. Дети цифровой эры: [Электронный ресурс] https://www.psyoffice.ru/4629-palfri-dzhon-gasser-urs.-deti-cifrovojj-jery.html
  4. Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016. № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гаджет, дошкольное образование, тяжелое нарушение речи, информационное общество, компьютер, образовательный процесс, персональный компьютер, речевое развитие, средство обучения.


Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Похожие статьи

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Задать вопрос