- «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально- значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», — так записано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Это процесс освоения наследия традиций, отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, к окружающим людям.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям- все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.
- Важным аспектом в системе патриотического воспитания, по нашему мнению, является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями, мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека-патриота своей страны. Большое внимание нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
– мы включаем аспекты патриотического воспитания в родительские собрания;
– поощряем участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках нравственно-патриотической направленности;
– тематические выставки поделок, рисунков о Москве, сделанных родителями совместно с детьми.
– организовываем участие родителей в совместной игровой деятельности;
- Мы считаем, что народные игры так же являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ловкостью, выносливостью, народные игры учат: проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
- Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, развивается фантазия, ведь для игр раньше использовались самые простые атрибуты: палочка, верёвочка, камушки… Создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию воображения, уточнению представлений об окружающем мире.
- В нашем дошкольном отделении развитию патриотизма уделяется огромное внимание и поддержка, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и администрации детского сада.
- В нашем детском саду оборудована специальная комната «Игротека»: это постоянно пополняемый мини-музей со множеством предметов, игр, игрушек, разных временных периодов.
- Оборудованным уголком русской избы с лавками, ставнями на окнах, печью, ухватами, чугунами, прялками….
- Детскими колясками 50-х годов, отреставрированными старинными игрушками…
- Дети всех возрастов имеют доступ к «игротеке», начиная со средней возрастной группы занятия в игровой комнате включаются в сетку и проводятся регулярно (во второй половине дня).
- В игротеке мы детям рассказываем и наглядно показываем каким был домашний обиход недавнего прошлого, какими были игры и игрушки.
- Детям и родителям очень нравиться наша «игротека» именно поэтому уже давно у нас есть традиция проводить весенний праздник «8 Марта» у подготовительных групп в «Игротеке». Дети и воспитатели в народных костюмах, показывают и с родителями проигрывают «старинные» игры. Стоит ли говорить, что утренники, проведенные в таком стиле, проходят на «Ура». Вызывая у детей и родителей полный восторг. Сомой любимой игрой у детей и родителей является
- «Малечина-калечина»
– игра старинная. Играли в нее во время посиделок, долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, свою удаль показать! Правила очень просты: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку (султанчик, обычный карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! При этом произносят слова: «Малечина-калечина, сколь часов до вечера?» — и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать»... — до тех пор, пока игрок может удержать палочку на ладони.
Можно усложнить игру — держать палочку не на ладошке, а на пальце, ноге, колене и так далее.
Эта старинная русская народная игра — замечательный тренажёр для детей. Она развивает ловкость, крупную и мелкую моторику, координацию движений и чувство равновесия. А самое главное прежде чем начать играть в «новую» для детей игру, мы рассказываем, про то откуда зародилась эта игра, почему такое название, какие нужны атрибуты…. Тем самым каждый раз знакомясь с новой увлекательной игрой, ребенок все больше и больше узнает (понимает) наши традиции их значение, русский менталитет в целом. Но эта не единственная любимая игра, полюбившаяся нашим детям. Так же наши дети очень любит играть в:
- «Шишки, желуди, орехи», «бирюльки», «волчки», «свинки», «блошки», «мотальщики», «веревочка», «кубарь», «ходули», «лапоть», «солдатики», «закидушки», «бабки», «фурчалки» и многие, многие другие….
Наши дети искренне любят «Игротеку», понимают и самостоятельно играют в игры нашего народа, с увлечением пересказывают друг, другу
– Запевки;
– Распевки;
– Заклички;
– Частушки.
Проводят с нашей помощью мини-экскурсии и рассказывают другим детям и родителям, о названиях, предназначениях игр, игровых или бытовых атрибутах, и правилах игр.
- Народные игры, проводимые нами в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, гордящейся своей историей. Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств детей к родному городу в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты и выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интереса к своей малой родине.