В данной статье авторами рассматривается вопрос профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной категорией подростков, их родителями и педагогами.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, профилактика, подростковый возраст.
In this article, the authors consider the prevention of conflict behavior among adolescents in a group of peers. Various approaches of the authors to the work of the teacher-psychologist with this category of teenagers, their parents and teachers
Keywords: conflict, behavior conflict prevention, adolescence
Современная ситуация в нашей стране и в мире в целом свидетельствует о том, что в среде подростков все больше наблюдается проявлений с неадекватным поведением. Ребята подросткового возраста стремятся поскорее повзрослеть любыми способами, однако не все требования взрослости соблюдены. Довольно часто, при общении ребенок конфликтует, сам даже не замечая этого. При этом, большинство подростков наиболее подвержены к социальным и психологическим стрессам. Тем самым, встает вопрос о профилактике конфликтного поведения в подростковых группах.
В своем исследовании, нами были проанализированы различные подходы известных ученых к данной проблеме.
Конфликтное поведение — это результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью — одно из самых часто встречающихся явлений в подростковом возрасте. В такой манере ребенок, в период, сопровождающийся изменениями в физиологическом и психологическом плане, утверждается в своей позиции среди взрослых и сверстников. [1]
Исследователи отмечают, что проблемных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать и зачастую педагоги и специалисты просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает — это наказание или выговор, после которого дети на какое–то время становятся спокойнее и их действия соответствуют условиям старших. Однако такого рода педагогическое влияние повышает негативные тенденции в поведении детей и никак не содействует их перевоспитанию или изменению к лучшему.
Именно поэтому, большинство авторов, такие как О. Б. Андреева, Е. В. Додина, О. А. Степанова, И. А. Темина, рассматривают вопрос о профилактике конфликтного поведения среди подростков.
Под профилактикой понимается действие, которое направлено на предупреждение или создание таких условий действительности, которые бы уменьшили вероятность возникновения противоречий. [4]
По мнению П. А. Ковалева, основными видами деятельности педагога — психолога, при профилактике конфликтного поведения являются:
– психологическое просвещение, целью которого ознакомление педагогов и родителей с главными закономерностями и критериями хорошего психологического формирования детей, а также приобщение к изучению психологических основ, для того, чтобы применить их в работе с детьми или использовать в интересах развития собственной личности. [3]
– психологическая профилактика — специальный тип работы психолога, ориентированный на поддержку, укрепление и формирование психологического здоровья ребенка на всех стадиях раннего возраста. Профилактика состоит из трех уровней: первичная профилактика — специалист работает с детьми, обладающими небольшими эмоциональными расстройствами; вторичная профилактика — деятельность психолога с детьми «группы риска», включающая в себя работу с подростками, родителями и педагогами; третичная профилактика — коррекция, либо преодоление специалистом по психологии значительных эмоциональных проблем и трудностей ребенка. [4]
Е. В. Саенко, выделяет психологическое консультирование, которое является видом деятельности педагога — психолога, по профилактике конфликта. Консультирование подразумевает взаимодействие с семьей для создания благоприятного климата с целью формирования положительных черт в развитии личности подростка. Консультант нацелен на изменение опыта, которым владеют родители, тем самым помогает им лучше понять ребенка, почувствовать его состояние, опознать свои цели как воспитателя, разобраться соответствуют ли применяемые ими средства воспитания этим целям. [5]
И. В. Дубровина и А. М. Прихожан, считают необходимыми в работе педагога — психолога психологическую диагностику и коррекцию. Целью данной деятельности является то, что диагностика дает информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, родителей и межличностных отношений, а коррекция — это неотъемлемая часть диагностики, с помощью которой происходят изменения личности в лучшую сторону. Разработка программы по коррекции конфликтного поведения позволит проследить выполнение рекомендаций специалиста и в значительной мере осуществить часть воспитательной работы клиента в самом себе. [2]
В рамках изучения профилактики конфликтного поведения подростков педагог — психолог исследует и дает оценку особенностям микросреды общества, уровень воздействия среды на индивидуумов, социальное положение ребенка в разных областях работы и кругах общения, выявляет достоинства ребенка, индивидуально — психологические и личностные особенности, устанавливает причины того или иного поведения подростков, причины социального неблагополучия семьи, выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.
По мнению ряда ученых (Л. М. Семенюк, А. А. Сукало и др.), работа педагога-психолога с конфликтными подростками состоит из нескольких направлений (подходов работы): организационная работа, психологическая диагностика, консультативно — методическая деятельность, индивидуальная работа с родителями.
Организационная работа. Данный вид деятельности подразумевает под собой формулирование цели и задач, с точки зрения администрации, на работу с конфликтными подростками. На этом этапе педагог — психолог принимает запросы от администрации школы, ведет беседы с педагогами, которые работают в классах с «трудными» подростками, для получения подробной информации об учениках. Здесь необходима встреча с родителями, не только для того, чтобы ознакомить их с целями работы и получить согласие на диагностическую и коррекционную работу, но и для того, чтобы увидеть взаимоотношения между членами семьи, выявить позицию ребенка в семье, изучить состав семьи, структуру, воспитательный потенциал, а также посмотреть жилищно-бытовые условия. Всю полученную информацию необходимо переработать, подобрать конкретные методики. [6]
Психологическая диагностика. Под данным видом деятельности подразумевается получение данных об испытуемом, на основе которых разрабатываются разнообразные психолого-педагогические заключения. Диагностические процедуры представляют немалую значимость в сопровождении учебно-воспитательного процесса, как в школе, так и дома, а также помогают разработать программы коррекции в поведении детей.
Консультативно-методическая работа специалиста по психологии в учебном учреждении — это работа по конкретным вопросам подростков, в которой решаются личные переживания детей, а также предлагаются пути решения важных проблем. [6]
После завершения работы с подростками, имеющими конфликтное поведение в группе сверстников, педагог-психолог выступает на малом педагогическом совете с информацией о проблемах детей, об изменениях в классе после консультации, обсуждает с администрацией школы и педагогами совместные действия по решению данных вопросов, предлагает варианты выхода из сложных взаимоотношений учителей и подростков.
Несомненно, важным видом деятельности педагога — психолога выступает индивидуальная работа с родителями проблемных подростков школы. Такая работа состоит в проработке конкретных вопросов во взаимоотношениях родителей и ребенка, методах воспитания, о способах наказания и поощрения ребенка, в форме, не причиняющей ему вред.
После работы с конкретной семьей педагог — психолог обязан подвести итоги, выделив функции психологического и педагогического сопровождения конфликтных подростков, и начать планирование последующей работы. Владение технологиями позволяет педагогу-психологу оптимизировать свою профессиональную деятельность и подняться на должный уровень мастерства. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи. [6]
Таким образом, возможности профилактики конфликтного поведения подростков в группе сверстников заключаются в проведении диагностики и разработке плана мероприятий по ее результатам. Диагностика направлена не только на подростков, но и на их семьи, поскольку общая ситуация в семье может выступать источником конфликтного поведения. При необходимости консультативная помощь оказывается педагогом-психологом, как самим подросткам, так и их родителям. Работа по профилактике конфликтного поведения подростков требует высокой квалификации педагога-психолога, так как для этого необходим эмоциональный контакт и высокая степень доверия между подростком и педагогом — психологом. Занятия с детьми могут проводиться индивидуально или в группе. Формой занятий может выступать тренинг, направленный на развитие личностных умений подростков. Другим перспективным направлением может стать привлечение подростков к социально-значимой деятельности.
- Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. [Текст], А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 551 с.
- Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Т. В. Драгунова. — М.: Академия, 2011. — 356 с.
- Ковалев, Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. [Текст] / Г. А. Ковалев. — М.: АСТ-пресс, 2012. — 319с.
- Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. [Текст] — М.: Педагогика, 2008. — 463 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. [Текст] / Д. И. Фельдштейн. // Вопросы психологии, 2011. — № 4. — 84 с.
- Черанева, Е. К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе [Текст] / Е. К. Черанева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2008. — Т.1, № 3. — С.138–141