Что же такое ценностные ориентиры?
«Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека».
Развитые ценностные ориентиры — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, определенным идеалам и принципам, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей.
Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все эти элементы системы ценностей, тесно и неразрывно связаны между собой.
В процессе становления личности у молодых людей формируются определенные ценностные ориентиры с более или менее развитой структурой поведения личности.
Ценностные ориентиры, их система, не является раз и навсегда данная. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит полная или частичная переоценка.
Система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений. Они формируются под влиянием двух основных аспектов.
Первый из аспектов — это духовное содержание, проявляющееся в нравственных установках: человеколюбии и гуманизме. Второй аспект, влияющий на ценностные ориентиры современной молодежи, стал приобретать большую актуальность в последнее время — это индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными. В жизни молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях. Как показывают исследования, главные жизненные ценности современной молодежи: семья, друзья и здоровье, интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.
Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей.
Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Самой распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентиров Милтона Рокича, американского психолога, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, результат её сильно зависит от самооценки и адекватности испытуемого.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения заключаются в том, чтобы стремиться к конечной цели индивидуального существования; инструментальные — убеждения в том, что предпочтительным в любой ситуации является какой-то образ действий или свойство личности.
Опираясь на данные исследования М. Рокича, можно сделать некоторые выводы: о чем мечтают наши выпускники и что для них важно, о чем они думают и мечтают, а также каковы их терминальные и инструментальные ценности; а также можно попытаться составить ценностно-ориентационный портрет молодежи, анализируя его основные характеристики.
Мною был проведен тест по методике М. Рокича среди выпускных классов 9 а и 12 а. Старшеклассникам было предложено изучить таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для них наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и поместить ее вслед за первой. То же самое проделать со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная должна была остаться последней и занять последнее 18 место. Конечный результат должен отражать истинную позицию.
Терминальные ценности, которые старшеклассники поставили на первое место:
- Здоровье и счастливая семейная жизнь (физическое и психическое).
- Наличие хороших и верных друзей.
- Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от сомнений и внутренних противоречий).
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Инструментальные ценности, которые выпускники поставили на первое место:
- Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
- Воспитанность и смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов.
- Жизнерадостность и честность.
- Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим).
- Исполнительность (дисциплинированность).
В целом результаты опроса показали, что современная молодежь, наши выпускники, в большинстве своём воспринимает ценностные ориентиры как некие цели, то чего им хочется добиваться в жизни, то чем хочется обладать. Будь то семья, успех в творчестве или работа. Проанализировав высказывания, выяснилось, что выпускники, заинтересованы не только в материальных благах, как порой считают многие. Важнее материальных ценностей оказались духовные, такие как дружба, творчество. Что касается успеха, то они считают, что больше всего его добиться помогут личные качества.
Наша задача, воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.
Для формирования у молодых людей нравственных суждений, оценок и понятий, воспитания нравственных убеждений применяю следующие формы работы: беседы, воспитательные часы, устные журналы, использую презентации. На своих воспитательских занятиях использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы воспитания, позволяющие сделать непосредственно нашу воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Во время проведения воспитательских часов, бесед и диспутов стараюсь, чтобы они, не переходили в назидательность. В беседе мы много обсуждаем с воспитанниками жизненные ситуации, имеющие нравственное содержание, так как они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения в обществе. В процессе бесед воспитанники учатся оценивать отношение к своему поведению, а также поведению других людей.
Хороший результат в нашей работе дают игровые ситуации проблемно-поискового характера. Упражнения максимально сближают воспитанников; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания.
Например, игра «Волшебный магазин».
Цель: осознание своих положительных и своих отрицательных черт характера.
Воспитанникам предлагается подумать, какими качествами они обладают. Затем нужно представить себе волшебный магазин, в котором на обмен своих качества, каждый может получить другие личностные качества, нужные для себя (ум, честность, смелость, лень, занудство, равнодушие). «Покупатель» отдаёт свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется и сколько он мог бы дать взамен и т. д. В заключении дискуссии воспитанники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.
Игра «Я не такой, как все, и все мы разные».
Цель: осознание воспитанниками своей незаменимости и своей ценности.
Воспитанникам предлагается в течение 5 минут нарисовать или описать, что такое «радость» с помощью цветных карандашей или мелков. Подчеркивается детям, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. Когда задание будет выполнено (рисунки не подписываются) всё вместе с описанием вкладывается в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все рисунки перемешиваются, вытаскивается большая пачка, которую ребята рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи. Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
В заключении хочется сказать, что задача воспитателей, помочь воспитанникам правильно ориентироваться в жизненных ценностях.
Литература:
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: 2004.
- Баева, Л. В. Ценности молодежи в глобализирующемся пост неклассическом обществе [Текст] / Л. В. Баева, Л. В. Баев — журнал «Философия образования»? № 1, 2005
- Кузьмина Н. Г. Формирование и использование человеческого капитала на региональном уровне (на примере Еврейской автономной области): канд. экон. наук: 08.00.05 — М.: РГБ, 2007 г. — 181 с.
- Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 37